Прошел войну, но не выжил в мирное время : самый юный пилот Великой Отечественной

Судьба отвела ему совсем немного времени — только 18 лет. Но даже за этот короткий срок он, сын прославленного генерала, Героя Советского Союза Николая Петровича Каманина, написал собственную историю. Не менее отважную, чем история отца.

Кто знает, будь жизненный путь Аркадия Каманина длиннее, возможно он превзошел бы своего родителя, достиг бы новых, ранее невиданных горизонтов в развитии авиации и космонавтики родной страны.

Но даже за те пару лет, которые ему довелось летать, юный пилот сделал, казалось бы, невозможное, совершив 650 боевых вылетов, налетав в небе немалые 283 часа. И был награжден двумя орденами Красной звезды, орденом Красного знамени, медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».

Это сегодня принято обсуждать, когда мальчик становится мужчиной, в каком возрасте он уже самостоятельно может принимать решения и отвечать за свои поступки: в 20 лет, а может быть в 30? У Аркадия такого выбора не было. Он спешил внести свой вклад в Победу, стремился бить фашистов и гнать их до самого Берлина, и боялся не успеть. А впервые поднялся в воздух 14-летним подростком…

Из воспоминаний Николая Каманина:

Однажды в городе Спасске, когда Аркадию не было и четырех лет, он пропал. Обыскали весь гарнизон, всполошили всех соседей. А обнаружили его в гарнизонном саду на концерте. От дома до сада было более 500 метров. Это расстояние не смутило его, как только заиграла музыка, прихватив с собой двухлетнюю девочку Иду Платонову, он отправился в сад. Любовь к музыке он пронес через всю свою короткую жизнь. Гитара, баян, аккордеон, фортепьяно были его любимыми инструментами…

Но больше всего мальчишка болел авиацией.

Аркадий родился 2 ноября 1928 года на Дальнем Востоке, где служил сначала младшим летчиком, а позже — командиром звена его отец Николай Каманин. Всё детство прошло среди самолетов и военных летчиков, так что путь для него судьбой был уготован лишь один — в небо. А когда в феврале 1934 года Каманина-старшего назначили командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», Аркадий только утвердился в своем выборе: он хочет быть похожим на отца!

То была уникальная операция, аналогов которой не находилось в мировой истории. Когда «Челюскин» оказался заблокирован льдами в Беринговом проливе и затонул, группе самолётов под командованием Каманина в сложных метеоусловиях потребовалось совершить перелёт протяжённостью около 1500 км, для вызволения из ледяного плена 104 человек. В условиях Крайнего Севера, сильных ветров и практически нулевой видимости.

И летчики с поставленной задачей справились. Николай Каманин пошел на авантюрный шаг, предложив брать на борт двухместного самолета Р-5 до 5 человек. И лично в девяти полётах на льдину эвакуировал из ледового лагеря 34 полярников. Семь летчиков из той экспедиции стали первыми Героями Советского Союза, Николай Каманин получил Золотую Звезду под №2.


Р-5 «разведчик пятый» — советский многоцелевой одномоторный самолёт

Осенью того же 1934 года Каманин-старший поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Следом за отцом семья перебралась в Москву, и Аркаша, как и многие мальчишки того времени, начал заниматься в авиамодельном кружке. К тому времени у него уже появился младший брат, Лёва. И за брата Аркадий всегда стоял горой. Бывало даже родителям внушение делал, что плохо они за малышом присматривают:

Вы почему Леву одеваете только в мою старую одежду? Ребенок должен быть нарядно одет. Надо, чтобы у него были свои, новые вещи, — рассказывала много позже вдова Льва Николаевича Каманина — Маргарита Иосифовна.

А Николай Каманин, будучи человеком военным, подолгу на одном месте не задерживался. Во время советско-финляндской войны 1939 — 1940 годов командовал 19-й легкобомбардировочной бригадой, в октябре 1940 года был назначен командиром 3-й отдельной авиабригады ВВС Среднеазиатского военного округа в Ташкенте, временно исполняя обязанности командующего ВВС округа.

В 41-м Аркадий окончил 6-й класс, и семья отправилась в Ташкент навестить Николая Петровича. Здесь их и застала война.

Осенью в Ташкент эвакуировали авиационный завод, и Аркадий, который не мог остаться безучастным, добровольно пошел туда работать. 12-летний мальчишка еще не мог летать, зато был способен ремонтировать и собирать двигатели для самолетов. Он буквально не вылезал из мастерских, работая по 10-12 часов в сутки, перевыполняя норму, назначенную для взрослых, а школу посещая по остаточному принципу. В свободное от основной работы время. И то только потому, что перед отправкой отца на фронт обещал тому учиться.

Но в январе 1943 года Аркадий не выдержал, написал отцу: «Я доучусь после войны!»

В то время на Калининском фронте Николай Каманин начинал формировать авиационный корпус и был крайне обескуражен ультиматумом, который ему объявили супруга и старший сын: если он не возьмет их к себе, то они всё-равно попадут на фронт.

Всегда сдержанный и суровый полковник Каманин — его даже за глаза называли «каменный Каманин» — был сражен напором родных. Наверное, впервые в жизни он действительно испугался за свою семью и принял решение, что находясь рядом они хотя бы будут под контролем. А им только скупо сказал: поблажек не ждите!

Однако ни на какое особое отношения они и не рассчитывали. Мария Михайловна начала работать делопроизводителем в штабе корпуса, а Аркадий получил место механика — продолжил делать то, что умел лучше всего: возвращать к жизни самолеты.

Но мечтал воспарить в небеса.

О том, что сын начал летать, командир 8-го смешанного авиационного корпуса Николай Петрович Каманин, получивший в марте 1943 года звание генерал-майора авиации, даже не догадывался. Аркадий уговорил одного из летчиков взять его в небо, чтобы послушать «мотор в полете», а уж там попросил «порулить».

В самолетах У-2 управление дублируется, потому риска не было никакого. За первым полетом последовал второй. Затем — третий. У подростка раскрылся прирожденный талант, не отметить который командиры не могли.

24.5.43. Сегодня ко мне приходил командир эскадрильи связи майор Трофимов и совершенно неожиданно попросил: «Разрешите выпустить Аркадия в самостоятельный полет на У-2, я его лично проверил, он отлично летает», — отмечал в своем дневнике Николай Петрович Каманин. — Я был ошеломлен. Подумалось: «Не сошел ли майор с ума?» Усадил Трофимова рядом с собой и осторожно начал выяснять, откуда и почему возникла эта бредовая идея, ведь моему сыну Аркадию нет еще и 15 лет. Из беседы выяснилось: Аркадий уже 40 дней работает мотористом в эскадрилье, самолет, мотор, оборудование и инструкции по эксплуатации знает отлично. Летчики эскадрильи охотно берут его в полет и дают «подержаться» за управление самолетом. Аркадий летает каждый день и готов не вылезать из самолета…

Казалось бы, простить такую самодеятельность нельзя. Но речь шла о его собственном сыне, мечта которого сбылась. К тому же фронту не хватало пилотов, а майор Трофимов — настоящий боевой офицер, радеющий за дело, потому отчитывать его за проявленную инициативу тоже казалось несправедливым. И генерал Каманин, если можно так сказать, дал слабину. Спросил в лоб: «И вы могли бы своего сына в таком возрасте выпустить в самостоятельный полет?» Командир эскадрильи тушеваться не стал: «Такого, как Аркадий, выпустил бы без малейшего сомнения«.

Боялся ли Николай Петрович за сына? Да наверняка. Ему ли не знать, как гибнут молодые летчики в боях с асами люфтваффе! Как горят, как спички, фанерные тихоходы У-2! Но война диктует свои правила, и если хочешь победить, надо им следовать беспрекословно. На войне дети взрослеют быстро, и Аркадий, которому уже исполнилось 14 — не исключение. Он уже несколько месяцев в корпусе, и зарекомендовал себя с лучшей стороны. И летчики о нем хорошо отзываются, и командиры.

Прежде чем выпустить Аркадия в боевой полет, генерал-майор Каманин лично экзаменовал сына. И только тогда все сомнения отпали. Аркадий Каманин имеет право и умеет летать!

В июле 1943-го его зачислили на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи. Перед своим первым самостоятельным полетом мальчишка попросил художника нарисовать молнию на фюзеляже его самолета — символ скорости и неуловимости, а пилоты эскадрильи ласково прозвали его «Летунок».

Это только так кажется, что самая опасная работа — у летчиков-истребителей, которые регулярно вступают в бой, лицом к лицу сражаются с врагом. А связист, как будто, пустяк: летает по тылам, доставляет почту. На самом же деле, связь — это нерв войны. Без связи невозможно отдавать приказы и командовать войсками, невозможно выполнять боевые задачи. И самолеты связи выполняли здесь решающую связующую роль. Они не только перевозили приказы и документы, но и доставляли распоряжения на ведение боевых действий, штабные карты, совершенно секретную информацию. Днем и ночью. В снег и дождь. Донесения должны быть получены адресатом в любых условиях, потому что от них зависит Победа.

И гитлеровцы прекрасно это знали. Потому за самолетами связи была развернута самая настоящая охота. Не хуже чем за истребителями и бомбардировщиками.

Поначалу Аркадий летал между аэродромами корпуса, в штаб воздушной армии и в штаб фронта. Позже стал доставлять донесения в штабы наземных армий на передовой. Не раз сталкивался с самолетами противника, но всегда мастерски уходил от преследовавших его «мессеров». И здесь особенности тихоходного биплана У-2 играли важную роль. Он легко выполнял фигуры высшего пилотажа и выходил из штопора, а разница в скорости с боевыми самолетами позволяла быстро уйти с линии атаки. При этом мог планировать с выключенным двигателем, что позволяло использовать У-2 в ночной мгле для разведки за линией фронта.

Аркадий Каманин около 20 раз летал с разведывательной миссией на территорию противника. В один из полетов, возвращаясь на аэродром, заметил севший на нейтральной полосе в поле штурмовик Ил-2. Облетев его отметил, что летчик остался в машине, а значит, ранен или погиб. Оставить его одного на виду у гитлеровцев Каманин-младший не мог и сориентировался в ситуации моментально.

Для пилотов боевой авиации взаимовыручка — первое дело. Посадив У-2 рядом, под вражеским огнем 15-летний мальчишка перетащил в свой самолет потерявшего сознание летчика, снял с Илюшина фотоаппаратуру и забрал отснятые материалы. А открывшая огонь по позициям фашистов артиллерия позволила ему беспрепятственно подняться в воздух и доставить раненного в госпиталь, а разведданные — в штаб.

Летунок отличался бесстрашием и профессионализмом, свойственным опытным летчикам. Наверное, еще с молоком матери впитал навыки летного мастерства.

В январе 1945-го в районе города Вац отправился осматривать площадки для будущих аэродромов, — писал в своем фронтовом дневнике генерал Каманин. — Зная, что сын в таких сложных метеорологических условиях еще не летал, решил взять его с собой. На трех из восьми аэродромов только шли работы по выравниванию и утрамбовке грунта, рельеф был сложный. Аркадий садился на них, как на действующие аэродромы…

А еще он не боялся рисковать и умел молниеносно принимать решения.

По мере того как подразделения Красной Армии продвигались на Запад, оттесняя фашистов с родной земли, на освобожденных территориях Советской Украины активизировалось бандподполье, развернувшее диверсионную деятельность. Во время одного из таких нападений бандеровцев на штаб армии Аркадий Каманин успел заскочить в свой У-2 и, подняв его в воздух, закидал ручными гранатами нападающих.

Героизм — это потребность души человека делать другому человеку добро, — говорил генерал-полковник авиации, Заслуженный военный летчик СССР Николай Москвителев. — И может быть, даже ценой собственной жизни. Такие летчики были, есть и будут…

И Аркадий Каманин на все 100 соответствовал высокому званию военного летчика!

День Великой Победы, в приближение которой наравне со взрослыми внес свой вклад и 16-летний Аркадий Каманин, он встретил в Венгрии. А в июне 1945 г. принял участие в триумфальном Параде на Красной площади в Москве, став самым юным его участником.

Из дневника Николая Каманина:

24.6.45. Перед Мавзолеем Ленина через Красную площадь церемониальным маршем проходят сводные полки… Я и летчики моего сводного батальона прошли мимо Мавзолея Ленина, как пролетели, не чуя ног под собой. Я впервые забыл о звенящих шпорах и сабле.
В последней шеренге нашего батальона прошел через Красную площадь и мой старший сын…

Война закончилась, и, как все советские люди, Аркадий был счастлив. Его родные — живы и здоровы, а перед ним открывалось блестящее будущее.

Продолжая служить летчиком эскадрильи, он засел за учебники, планируя поступать в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, которую когда-то окончил его отец. За полтора года прошел программу 8-го, 9-го и 10-го классов и осенью 46-го экстерном сдал экзамены, став слушателем подготовительного отделения академии.

Наверное, он перерос своё время. Сделал в жизни больше, чем мог бы сделать человек. Потому судьба распорядилась по-своему, не дав молодому летчику осуществить задуманное.

12 апреля 1947-го он вернулся с лекций в академии, сказал, что у него болит голова, прилег. А когда вечером его стали будить к ужину, Аркаша был уже без сознания, — рассказывала Маргарита Иосифовна Каманина. — Всю ночь врачи пытались вывести его из комы. А утром парня не стало. Ему было только 18 лет…

Врачи пришли к выводу, что смерть наступила из-за менингита, стремительно развившегося на фоне ослабившего иммунитет гриппа, который Аркадий перенёс на ногах. К тому же сказалось постоянное нервное и физическое перенапряжение в годы войны. А ведь на фронте, как вспоминал Николай Петрович Каманин, сын даже насморком не болел.

Похоронили самого юного летчика Великой Отечественной войны с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве под стенами древнего монастыря.

Из фронтового дневника Николая Каманина:

Горе наше было безутешным. Размышляя над яркой и короткой судьбой Аркадия, я не раз задавался вопросом: имел ли я право возлагать на плечи 14-летнего мальчишки такое бремя, как самостоятельные полеты на фронте? Если бы это случилось до или после войны, я сурово осудил бы такое решение. Но шла война, решалась судьба всего советского народа… В годы войны место мужчин на фабриках, заводах и полях заняли женщины и дети. Они добровольно шли на самые опасные, самые трудные работы, чтобы помогать фронту. Все было сделано для победы!


Вместо послесловия

Последние несколько десятков лет, еще до крушения большой страны под названием Советский Союз, стало модным и едва ли не «правилом хорошего тона» подвергать сомнению всё, о чем говорилось в СССР. Критически подходить «к советской пропаганде» и за чистую монету принимать любую информацию, черпаемую из альтернативных источников.

И сегодня в условиях безгранично развитого Интернета находятся те, кто подвергает сомнению реальность описываемых нами событий. Ведь в наградных листах Аркадия Каманина детально не отмечены подвиги, а значит, их и не было вовсе. Он — всего лишь генеральский сын, которому сочинили историю побед. И его боевой путь написан не во фронтовом небе, а в послевоенных газетных статьях, повестях и рассказах. А когда на экраны страны вышел художественный фильм Свердловской киностудии «И ты увидишь небо», роль генерала Николая Петровича Каманина в котором исполнил Александр Пороховщиков, легенда об Аркадии прочно вошла в нашу жизнь.

Пусть эти утверждения останутся на совести тех, кто их порождает. Будто не было свидетельств сослуживцев, не существует архивных документов и дневников Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Николая Петровича Каманина, верой и правдой служившего Родине.

Load More Related Articles