Картина режиссера Евгения Татарского была впервые показана в 1981 году – всего через год после выхода на экраны знаменитых «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Но несмотря на огромную популярность фильмов о британском сыщике, история загадочного принца из вымышленной страны Бакардии до сих пор составляет достойную конкуренцию всем советским кинодетективам.
Эта история началась в конце 1970-х с игры в шахматы. Режиссер Евгений Татарский заглянул на Ленфильм, чтобы сыграть партию со знакомым редактором. Увидел на столе сценарий, открыл первую страницу и… не смог оторваться. Он решил во что бы то ни стало снять фильм о приключениях предприимчивого принца-авантюриста, который, устав от балов и светских приемов, ищет спасения от скуки в раскрытии опасных преступлений.
Татарскому понравилась нетривиальная задумка сценариста Эдгара Дубровского: с одной стороны, по форме это был чисто английский детектив, но юмор, обилие фарса и общая подача сюжета превращали историю в какой-то невообразимый водевиль. Татарский тут же включил фантазию и придумал пародию на строгий английский жанр.
Для зрителя эта картина стала своего рода отдушиной: она уносила советского человека из обыденной реальности в прекрасную, неведомую страну, которая воплощала его мечты о лучшей жизни.
Но немногие знают, каких трудов стоило создать это легкое приключенческое кино. О самых интересных моментах съемок, оставшихся за кадром – рассказываем в нашем материале.
Страна, которой не было
Как многие помнят, в фильме Татарского Флоризель – правитель загадочной страны Бакардии. Однако на карте вы такой страны не найдете. Да и у английского писателя Роберта Стивенсона, чьи повести легли в основу фильма, принц живет в Богемии – вполне реальном королевстве в Центральной Европе, которое существовало на исторической части территории современной Чехии. В Бакардию же принц Флоризель переселился стараниями режиссера и сценариста. Зачем нужна была эта путаница? Причины были сугубо политическими.
«Евгений Маркович [Татарский] был хорошо образованным человеком и знал, где находится Богемия. А Богемия находилась в дружественной социалистической Чехословакии. Бакардия – это была игра во время и игра в неведомую страну», – объясняет киновед, сценарист Ирина Павлова.
Дело в том, что почти все главные герои картины – представители богемы, а многие к тому же отъявленные преступники. Безусловно, такие ассоциации с братской страной соцлагеря в советском кино были ни к чему.
Устав от государственных забот, принц Флоризель приезжает в Лондон, который тоже мало похож на столицу Великобритании.
«Это какой-то условный буржуазный мир – иронический, эксцентричный, где живет сборище странных, забавных персонажей»,– рассказывает историк кино Александр Шпагин.
Невыносимый Даль и горе костюмера
Немного фантастический сюжет фильма почти сразу же превращается в детектив. Путешествуя по городу со своим другом, полковником Джеральдином, Флоризель знакомится с художником Перкинсом, который приводит героев в некий «Клуб самоубийц». Принц движим идеей раскрыть тайну зловещего клуба и вывести на чистую воду его председателя.
Флоризель – поистине великий детектив, этакий Шерлок Холмс, который ко всему прочему обладает возможностями титулованной особы. К его услугам всегда любые деньги и армия помощников, готовых выполнить любое поручение по мановению руки. Для этой роли режиссеру был необходим настоящий аристократ. Его он почти сразу нашел в лице Олега Даля.
«Как-то сидели с Олегом, и я посмотрел на его руки. Какие у него были аристократические пальцы – длинные, тонкие! И вообще, он был – принц», – вспоминает режиссер картины Евгений Татарский.
С Олегом Далем тогда мечтали работать многие, но он многим отказывал, и причины отказов никак не объяснял. А те режиссеры, с которым он соглашался сотрудничать, тоже часто были не рады: за актером закрепилась слава капризного скандалиста.
Татарскому повезло: прочитав сценарий про Флоризеля, Даль тут же подтвердил свое участие в фильме. История ему очень понравилась. Но почти сразу он попытался выдвинуть режиссеру свои условия: попросил взять на роль Джеральдина своего друга – актера Юрия Богатырева. Однако Татарский, уже видевший в роли соратника принца другого артиста, Игоря Дмитриева, не пошел на уступки, и Далю пришлось подчиниться.
Неприятности начались в первый же день съемок. Режиссеру позвонили с площадки: «Срочно приезжай, Даль скандалит!». Гнев Даля обрушился на художника по костюмам. Наряд, который ему предложили для роли, актеру категорически не понравился. Справедливости ради стоит отметить, что костюм и вправду сидел на артисте плохо: спереди приходилось прикалывать булавку, сзади наряд горбился, да и «пряжка» принца не устроила. Это ли Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе?
К счастью, художник-постановщик «Ленфильма», до этого много работавшая с Далем, помогла подобрать другую одежду, которая пришлась актеру по душе. Когда фильм вышел, стало очевидно: потрепанные нервы съемочной группы режиссера стоили того. Флоризель в исполнении Олега Даля получился утонченно-реалистичным и в то же время сказочно-невероятным.
Предательский загар Полищук
Роль обольстительной мадемуазель Жаннет режиссер на свой страх и риск отдал актрисе Любови Полищук. Зрители ее тогда знали плохо, а в верхах молодую актрису откровенно недолюбливали.
«На нее шипели и на «Ленфильме», и в «Гостелерадио»: «Нос уткой, 42-й размер ноги! Где ты таких красавиц видел?» – так говорили Татарскому, узнав о его выборе, вспоминает Ирина Павлова.
Но режиссера в Полищук привлекли отнюдь не ее внешние данные, а «женское начало». «Она не такая красивая, как могла бы быть. Предположим, большой нос, губы, руки – все в отдельности [не привлекало]… Но все вместе – замечательно», – признается Евгений Татарский.
С Любовью Полищук на съемках произошел забавный конфуз. Картину о принце Флоризеле снимали в нескольких городах: в Ленинграде, Каунасе, Сочи. Погода в Сочи тем летом стояла прекрасная. Полищук ходила купаться каждый день в 6 часов утра, до начала смены. А когда работа в Сочи закончилась и группа собралась в Ленинград, актриса захотела подольше задержаться на море. Она упросила режиссера дать ей отпуск. Татарский согласился, но предупредил: «Никакого загара!». Жаннет должна была сохранить свою аристократическую бледность. В Ленинград Полищук приехала, как и обещала, с лицом, не тронутым южным загаром. Но о том, что костюмеры готовят ей для работы новое платье с глубоким декольте, актриса не знала.
Проблему пришлось быстро решать. В итоге гример был вынужден каждый день обрабатывать грудь актрисы специальным осветляющим составом. Зрители ничего не заметили, и красавица Жаннет продолжила покорять всех своей белоснежной кожей.
«Слабый» добряк-Банионис
Подобрав исполнителей главных ролей, Татарский надеялся поскорее утвердить актерский состав и начать съемки. Но когда он привез пробы с артистами в Госкино, оказалось, что судьба его фильма висит на волоске.
«Мне сказали: «Не надо Даля, у него глаза пустые», – вспоминает Татарский. – Сказать такое про Олега – это кощунство! «Не надо Дмитриева – надоел уже. И Полищук не надо – сняли один раз, и хватит». Я ее снял первым в картине «Золотая мина». Тогда я сделал глаза вареного судака и сказал: «Ну, раз так, снимайте сами».
Будь на месте Татарского другой режиссер, его бы просто сняли с картины за такие слова. Но Евгений Маркович был у руководства на особом счету. Его короткометражный фильм «Пожар во флигеле» в 1978 году принес объединению Гран-при фестиваля телевизионных фильмов в Мюнхене. Это был первый приз советского телевидения на Западе. Поэтому Татарскому пошли навстречу – разрешили снимать всех, кого он выбрал, включая Даля.
Еще одним ключевым персонажем был герой Донатаса Баниониса – «Клетчатый», он же Ник Николс, он же загадочный председатель «Клуба самоубийц». Бесспорно, это та фигура, без которой бы вся эта история была невозможна. Роль характерного злодея – всегда лакомый кусочек для любого артиста, но Донатас Банионис поначалу совсем не рвался сниматься в «Приключениях принца Флоризеля». Причиной тому отчасти был все тот же несносный Олег Даль. До этого они с Банионисом уже пересекались на съемочной площадке.
В 1970 году на экраны вышел фильм Григория Козинцева «Король Лир», в котором Даль сыграл шута, а Банионис – герцога Олбенского. Тогда Даль бросил в сторону Баниониса: «Слабый актер». Но зрители с этим были не согласны: Баниониса в Советском Союзе очень любили.
Евгений Татарский также помнил об успехе Баниониса в роли благородного разведчика, которого тот сыграл в фильме «Мертвый сезон». Режиссер не побоялся доверить актеру роль отъявленного подлеца. Сам же Банионис вспоминал, что предложение режиссера для него стало неожиданностью: он больше привык играть положительных героев. Но в итоге актер прекрасно справился с ролью, и даже Даль признал его талант – после нескольких съемочных дней состоялось их примирение.
Слишком «не советский» фильм
В образе Флоризеля, как и во всем фильме в целом, время от времени проскакивали намеки на тоталитарную советскую власть. Мало того, что главный герой – принц, так еще и постоянно слышатся фразы вроде «Государство – это я» (прозвучала она, кстати, из уст попугая Флоризеля). Художественный совет «Ленфильма» ленту раскритиковал, а в Госкино принимать ее вообще отказались. Кроме того, чиновников возмутило название фильма. Изначально картина называлась «Клуб самоубийц, или Приключения одной титулованной особы». Ясное дело, в Советском Союзе ни о каких титулованных особах, а уж тем более самоубийствах и речи быть не могло. Режиссер уступил: фильм переименовали в нейтральное «Приключения принца Флоризеля».
Но оставалась проблема с принцем: его образ казался руководству слишком положительным. В итоге фильм почти год пылился на полке со следующей формулировкой: «Картина не может быть показана публично в связи с тем, что в образе принца Флоризеля артист Даль смакует монархические традиции». Тогда знакомый посоветовал режиссеру добавить в фильм закадровый текст, чтобы развенчать образ Флоризеля.
Однажды Татарский услышал по радио передачу, где звучал хорошо знакомый ему голос Игоря Дмитриева – того самого полковника Джеральдина. Тут же возникла идея вести закадровое повествование от лица его героя. За каких-то два часа Татарский написал текст ко всем трем сериям. В первых числах января 1981 года Татарскому позвонили с радостным известием: «13 января выпускаем».
Несмотря на ожидания руководства Госкино, после первого показа фильм не приобрел оглушительного успеха. Татарскому выдвинули претензии: якобы, широкая зрительская аудитория ироничную ленту с двойными смыслами попросту не поняла. Но прошли годы, а к «Приключениям принца Флоризеля» зрители так и не потеряли интерес, ведь разгадывать ребусы и считывать двойные смыслы куда любопытнее, чем смотреть незамысловатые ток-шоу и сериалы. Это тонкая интеллектуальная игра, которая и сейчас доступна далеко не всем.