«Покровителю» — 40 лет! За что Джеки Чан ненавидит самый необычный фильм в своей карьере

Любой, кто видел хоть один фильм с участием Джеки Чана, понимает, что этот человек искренне любит актерскую профессию, трюки и юмор в кадре. Каждая его картина просто кричит о том, какое наслаждение получает от процесса и результата кумир миллионов. Или не каждая?.. Не знаю, помните ли вы такой полицейский боевик под названием «Покровитель», главную роль в котором сыграл Джеки Чан. Так вот, сам актер признается, что терпеть не может фильм вышедший летом 1985 года и отмечающий в этом году свое сорокалетие. За что же «пьяный мастер» невзлюбил «полицейскую историю по-американски»? Я готов рассказать об этом конфликте во всех подробностях.

-2

Восхождение к популярности Джеки начал в родном Гонконге, и его взлету могли позавидовать многочисленные конкуренты — едва ли не каждая картина молодого энтузиаста акробатических единоборств становилась прокатным хитом. Очень скоро звезду «Пьяного мастера» и «Молодого мастера» заметили в Голливуде — никаких причин продолжать сидеть в Азии у Чана не было, и он отправился покорять мир. Однако, вскоре актер и постановщик разочаровался в американской «фабрике» грез. Несмотря на успех таких лент как «Большой переполох», «Гонки Пушечное ядро» или «Полицейская история 2», Джеки чувствовал себя не в своей тарелке — даже лучшие картины больше не давали ему возможности реализоваться в тщательно подготовленных трюковых драках. В том, что и принесло ему славу.

-3

В середине 1980-х Джеки Чан окончательно разочаровался в своей заграничной карьере и устремился домой. В самом конце 1990-х у актера еще случится американский ренессанс, благодаря «Часу пик» и другим боевикам, однако в 1985-м Чан был настроен к Голливуду крайне скептически и даже враждебно. Последней каплей для него стало участие в съемках фильма «Покровитель» — здесь из мягкого и обаятельного Джеки авторы попытались сотворить жестокого копа в стиле Грязного Гарри. Фильм оказался самым необычным в карьере звезды — в нем много крови, ненормативной лексики, полуобнаженных женщин, в общем, того, чего вы не найдете в других фильмах Чана. Неудивительно, что «Покровитель» переполнил чашу терпения…

-4

В 1980-х у Чана в Америке уже имелись свои поклонники. Их было немного и явно недостаточно для того, чтобы Джеки считался полноценной звездой — поэтому продюсеры студии Golden Harvest посчитали, что актеру стоит сняться в картинах, которые выйдут за пределы привычного Чану жанра комедийного боевика. С этой целью держатели контракта Джеки обратились к режиссеру Джеймсу Гликенхаусу, автору кровавого треш-боевика «Мститель», или «Экстерминатор», как его иногда переводили на видео — худшего партнера для Джеки, кажется, придумать было невозможно. Постановщик и актер сразу невзлюбили друг друга — Чан считал, что Гликенхаус не умеет снимать, а тот, в свою очередь, жаловался, что главная звезда фильма не может произнести без запинок даже пару фраз своего текста на английском.

-5

Утверждается, что изначально Джеки и боссы Golden Harvest договорились о том, что актер будет иметь возможность влиять и на процесс съемок, и на финальный монтаж. Но, к сожалению, ушлые менеджеры то же самое обещали и режиссеру — в итоге конфликт был неизбежен. Чан пытался вмешиваться в процесс съемок, но получал отпор от Гликенхауса — это заставило актера несколько раз обращаться к студии с требованием отстранить постановщика под угрозой своего выхода из проекта. Только каким-то чудом съемки удалось завершить, но в монтажной войны разгорелись с новой силой. Доходило до того, что Чан выступил с инициативой вычеркнуть его имя из титров. Компромисс нашелся довольно странный — Гликенхаус «собрал» версию фильма для Америки и Западных рынков, а Чан намонтировал собственный вариант для Гонконга и проката в Азии, убрав все то, что считал недостойным своего стиля и понимания кино.

-6

О своем опыте работы над «Покровителем» Джеки Чан подробно рассказал в автобиографии «Никогда не взрослей» (Never Grow Up). Главной проблемой и вещью, вызывающей дискомфорт, для него стало то, что создатели ленты настойчиво пытались сделать из него смесь Брюса Ли и Клинта Иствуда. При этом у персонажа Чана в фильме есть напарник в исполнении Дэнни Айелло, и их образы словно перепутаны — Джеки вынужден играть сухо, прямолинейно и крайне серьезно, а Дэнни, наоборот, изображал легкомысленного, рискового и улыбчивого парня. В некоторых сценах это выглядело вопиюще неестественно — словно фильм борется с природой исполнителей ведущих ролей и пытается сломать их таланты и характеры. Глядя на эти мучения, легко понять, почему Джеки несколько раз пытался все это прекратить. Но безуспешно.

-7

Понятно, что ни к чему хорошему такая работа привести не могла. В американском прокате фильм с треском провалился — «Покровитель» собрал всего 981 тысячу долларов. В истории со счастливым концом Джеки должен был бы всем доказать свою правоту блистательным успехом своей версии, но реальность суровее любых драматургических законов — гонконгский вариант собрал лишь чуть больше, примерно полтора миллиона американских долларов. Все дело в том, что правки, внесенные Чаном, сделали и без того невнятный сюжет совершенно запутанным. «Покровитель» собрал намного меньше других картин, с участием звезды, выходивших прежде.

-8

Увы, стремление открыть Джеки Чана массовому западному зрителю претерпело неудачу и даже сработало с обратным знаком — пять лет актер пытался проявить себя на новом для себя рынке, но лишь столкнулся со стойким желанием превратить его в кого-то другого. После провала «Покровителя», Джеки вернулся в Гонконг, где провел вполне успешное десятилетие, отвергая любые приглашения из Голливуда. А его, между прочим, звал в «Разрушителя» сам Сильвестр Сталлоне! Но и Слай, очевидно, видел в Чане не «молодого мастера», а кого-то другого, актера, из которого можно лепить все, что захочется.

-9

С тех пор Чан стал относиться к любым предложениям предельно взвешенно. Никаких жестких боевиков. Никаких отрицательных образов. Никаких постановщиков с треш-репутацией. Следующим аккуратным шагом на американскую территорию стала «Разборка в Бронксе» в 1995 году, которая стала суперхитом. В том числе и потому, что Джеки здесь предстал самим собой — артистом, каскадером, трюкачом, шутником и душкой. Окончательно Голливуд с Джеки Чаном помирил «Час пик» — оказавшийся предельно понятным американской аудитории. Наконец-то актера признали своим! Впрочем, к тому времени Чан уже понял, что лучшим его выбором будет… не делать выбор — сниматься и в Америке, и в Гонконге. И пусть весь мир наслаждается!

-10

А какие фильмы Джеки Чана вы считаете самыми удачными и, наоборот, провальными?

Load More Related Articles