Если вы хоть раз смотрели военные фильмы о Второй мировой войне, то наверняка замечали: в них немецкий офицер часто предстает с устрашающим шрамом, пересекающим щеку или губу. У многих зрителей это вызывает ощущение голливудского штампа — мол, очередная попытка визуально подчеркнуть «злодейство» персонажа.
Однако это вовсе не художественное преувеличение. Достаточно взглянуть на реальные фотографии германских и австрийских военных первой половины XX века — особенно генералов, офицеров и аристократов — и можно заметить: шрамы действительно встречаются очень часто. И это вовсе не боевые ранения с фронта.
На самом деле, в немецкоязычном мире шрамы на лице были частью особой мужской культуры, уходящей корнями в древние времена.
Но обо всём подробнее мы сейчас вам и расскажем:
Для начала давайте коротко пробежимся о мужских традициях и культуры чести
Идея защиты своей чести для мужчин уходит корнями в глубокую древность.
Ещё в I веке до нашей эры Гай Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» писал о традициях в германских племенах, когда мужчины-варвары устраивали смертельные поединки друг с другом. Якобы эти дуэли были обычным способом разрешения личных и бытовых конфликтов.
И для германцев это было не просто проявлением агрессии, а частью культуры — демонстрацией личной доблести и готовности умереть ради сохранения своей репутации и чести.
С течением времени дуэль стала неотъемлемой чертой сословной культуры во всей Европе.
В эпоху Средневековья право вступать в поединок постепенно закрепилось за знатью. Один из ярких примеров — когда английский король Эдуард III в 1340 году официально вызвал французского короля Филиппа на дуэль.
Хотя сам бой так и не состоялся, этот эпизод вошёл в летописи как символ формализации дуэлей — они стали рассматриваться как легитимный способ защиты чести на государственном уровне.
После ухода в прошлое средневековых «судебных поединков», в которых результат считался волей Божьей, дуэли в эпоху Возрождения и далее утратили религиозно-юридическую составляющую, превратившись в социальный ритуал среди элит.
К XVI веку (в Новое время) дуэли воспринималась как высшая форма защиты личной чести — прерогатива исключительно джентльменов. Лишь тот, кто обладал честью, имел право требовать сатисфакции.
Однако победа в бою в это время теперь необязательно требовала смерти противника — достаточно было ранить его или просто выйти на поединок с готовностью принять любой исход. Порой дуэлянты ограничивались обменом уколами и договаривались о ничьей, считая, что сам факт поединка уже вернул им утраченное достоинство.
Академическое фехтование и культ шрама
Со временем дуэли стали неотъемлемой частью и академической жизни. В университетах XVIII–XIX веков, куда поступали в основном представители состоятельных и знатных семей, статус студента был не просто образовательным, но и социальным.
В этой академической среде особенно активно развивалась традиция мензурного фехтования — особой формы поединков среди студентов, которая служила не только для разрешения конфликтов, но и как способ воспитания мужества, выдержки и самоконтроля.
-
В случае разногласий между студентами поединок назначался официально: определялись дата, арбитр и обязательно приглашался врач — травмы были ожидаемой частью ритуала.
-
Конечно во время подобных дуэлей студенты носили защитное снаряжение, которое включало набивку на руки, защиту груди, глаз и горла. Однако во многих случаях дуэли возникали спонтанно, и в этом случае защитное снаряжение могло быть минимальным, а риски серьезных ранений или смерти увеличивались многократно.
Активнее всего практика мензурного (студенческого) фехтования практиковалась в Германии, Австрии, Швейцарии, а также в Бельгии, Польше и балтийских регионах.
Травмы во время мензурного фехтования редко были опасны для жизни, но часто оставляли уpoдливый, но в остальном желанный шрам на левой щеке, называемый шмиссе («Schmisse» по-немецки), также называемый «шрамом хвастовства».
Некоторые студенты проводили десятки дуэлей за время учёбы — 20, 30 и даже больше. Известен случай Фрица Бакмайстера, немецкого студента, принявшего участие почти в сотне поединков. Со временем лицо опытного дуэлянта становилось картой боевого прошлого — покрытое шрамами, оно вызывало уважение и свидетельствовало о внутренней закалке.
Примечательно, что те же самые юноши, украшенные «шрамами чести», впоследствии надевали мундиры германской армии — и в годы Первой мировой войны, и затем и в период Второй мировой.
От студентов к офицерам
Поэтому офицеры с шрамами в Вермахте и даже в CC — это не выдумка. Это те же самые молодые люди, что когда-то состязались друг с другом на дуэлях в Гейдельберге, Вене или Мюнхене в 1910-е годы.
Поэтому уже к началу Первой мировой войны шрам стал почти неформальным маркером принадлежности к офицерской касте. В армии кайзеровской Германии было обычным делом встретить человека с ypoдливым шрамом на левой щеке, особенно среди офицеров артиллерии и кавалерии.
Хотя сама практика мензурного фехтования считалась частью национальной элиты, после прихода Гитлepa к власти ситуация изменилась.
В 1933 году нaциcты начали активно запрещать деятельность традиционных студенческих братств, считая их рассадником независимого мышления и потенциальной нелояльности.
Мензурные дуэли попали под запрет, а университеты оказались под жёстким контролем режима. Тем не менее старые офицеры, вступившие в армию до этого периода, продолжали с гордостью носить свои шрамы. И они воспринимались в среде военных как свидетельство дисциплины, верности традициям и принадлежности к высшему классу.
Кстати, среди известных исторических фигур, носивших такой шрам, — Август фон Макензен, генерал-фельдмаршал времён Первой мировой, и Ойген фон Шоберт, один из командующих Вермахта в начале Второй мировой.