В 1984 году Джеймс Кэмерон и Гейл Энн Херд были двумя неизвестными режиссерами, намеревавшимися снять малобюджетный боевик о роботе-убийце из будущего, который путешествует в прошлое, чтобы убить женщину, чей сын мог спасти мир.
«Терминатор», фильм, за создание которого они боролись, — это прорывной успех, который помог им достичь успеха в киноиндустрии.
«Терминатор» до сих пор почитается фанатами спустя все эти годы. Он считается одним из самых влиятельных научно-фантастических фильмов 1980-х годов, но путь к успеху не был лёгким.
От лихорадочного вдохновения до странных обсуждений кастинга и культового кадра, из-за которого у съёмочной группы чуть не возникли проблемы с законом, — в этой статье я собрал несколько фактов о создании «Терминатора», о которых вы, возможно, не знали.
Идея «Терминатора» пришла из лихорадочного сна
Некоторые фильмы начинаются с истории, а другие — с образа. В случае с «Терминатором» это был именно образ. Идея фильма, который прославил Джеймса Кэмерона, пришла к нему в Риме, когда он переживал ужасный опыт.
Уставший и в лихорадке, он увидел во сне то, что впоследствии стало кошмарным эндоскелетом главного героя.
«Кошмары — это бизнес-актив, вот как я на это смотрю. Я был болен, я был на мели, у меня была высокая температура, и мне приснился сон о металлической фигуре смерти, выходящей из огня», — сказал он.
«Подразумевалось, что огонь содрал с неё кожу и обнажил то, чем она была на самом деле. Когда у меня возникает особенно яркое воспоминание, я рисую его или делаю заметки, и так продолжается по сей день».
Кэмерон зарисовал то, что увидел, и в итоге показал изображения молодому продюсеру Гейл Энн Херд, и так появился «Терминатор».
Линда Хэмилтон бегала на протяжении всего фильма со сломанной лодыжкой
Хотя к моменту выхода «Терминатора 2» она, как известно, превращается в хорошо обученную, чрезвычайно выносливую воительницу, готовую ко всему, в первом фильме Сара Коннор — просто обычная женщина, которая случайно оказывается в экстраординарной ситуации, когда её преследует робот-убийца из будущего.
Это означало, что Линде Хэмилтон большую часть фильма пришлось бегать от Терминатора. Очень много бегать. В любом случае, это была бы напряжённая роль, но она стала ещё сложнее, когда прямо перед съёмками Гамильтон сломала лодыжку и порвала несколько связок.
Чтобы облегчить жизнь Хэмилтон, Херд перекроила съёмочный график таким образом, что многие сцены с бегом были сняты ближе к концу основных съёмок.
Тем не менее, большую часть времени, когда вы видите в фильме Сару Коннор, спасающуюся бегством, это Хэмилтон, которая бежит на перебинтованной, ещё не зажившей сломанной лодыжке.
Шварценеггер попытался изменить свою самую известную реплику
Франшиза «Терминатор» существует уже более четырех десятилетий, и на протяжении всего этого времени одна фраза оставалась визитной карточкой не только франшизы, но и Шварценеггера как главной звезды боевиков: «I’ll be back / Я вернусь».
В оригинальном фильме у Т-800 почти нет диалогов, но эти три слова мгновенно стали культовыми. Сейчас трудно представить фильм без них, но в какой-то момент во время съёмок Шварценеггер, по-видимому, пытался их изменить.
По словам Шварценеггера, он почувствовал себя странно, когда попытался сказать «я вернусь» со своим акцентом, и предложил Кэмерону вместо этого сказать «я буду возвращаться», утверждая, что машина сформулировала бы это так, чтобы избежать сокращения.
Но Кэмерон пресек эти попытки: «Я не говорю тебе, как играть; не говори мне, как писать».
Кэмерон снял несколько дублей этой сцены и каждый раз просил Шварценеггера произносить одну и ту же реплику по-разному, а затем выбрал лучший дубль. Почти сразу после выхода фильма фанаты подходили к Шварценеггеру на улице и просили его повторить реплику.
Съемка последней сцены чуть не привела к проблемам с законом
Кэмерон и Херд работали с легендарным малобюджетным продюсером Роджером Корманом. Многие кадры были сняты без надлежащих разрешений на съёмку. Это относится и к финальному кадру фильма, в котором Сара Коннор уезжает в пустыню с собакой, записывая аудиозаписи, которые она однажды передаст своему сыну Джону.
Съёмки осложнялись ещё и тем, что Линда Хэмилтон, которая присутствовала на крупных планах, предшествующих этому моменту, не смогла приехать в тот день, когда нужно было снимать общий план. Поэтому Хёрд взяла в подмогу свою ассистентку, чтобы та сыграла Хэмилтон, а собаку своей матери — чтобы та сыграла собаку Сары Коннор.
С минимальным количеством съёмочной группы Кэмерон и Хёрд отправились в пустыню, чтобы дождаться подходящего момента и сделать идеальные кадры, на которых видно, как над шоссе поднимается пыль. Проведя там несколько часов в одиночестве, они наконец увидели приближающуюся машину, которая оказалась полицейской.
«[Полицейский] сказал: «Мне нужно посмотреть ваше разрешение на съёмки здесь». А у нас его не было», — вспомнила Хёрд. «Мы сказали: «О, офицер, мы снимаем студенческий фильм Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе». Мы не знали, что нам нужны разрешения.
И он сказал: «Ладно, всё в порядке, просто уберите камеру с дороги». Не знаю, понял ли этот полицейский, что к чему, но он был очень близок, чтобы оштрафовать самого Джеймса Кэмерона.
Студия поначалу возненавидела фильм
К лету 1984 года «Терминатор» близился к завершению, и Кэмерон был готов показать раннюю версию своего фильма руководителям студии «Орион».
Позже Кэмерон назвал показ «катастрофическим» и обвинил Медавоя в том, что он в частном порядке раскритиковал фильм только для того, чтобы изменить курс и присвоить себе заслуги за «Терминатора» после его выхода. По словам Херд, руководителям он настолько не понравился, что они не решались даже показывать его прессе.
«Они так мало верили в фильм, что не хотели показывать его критикам», — сказала она. «Глава отдела маркетинга почти так и сказал. Сейчас я не могу их винить, но в то время мы были опустошены, когда им не понравилось».
Писатель Харлан Эллисон получил откуп из-за заявления о плагиате
В финальных титрах «Терминатора» есть одна запись, которая может показаться странной зрителям, не знакомым с историей создания фильма. Там написано: «В знак признательности за работы Харлана Эллисона».
Эллисон, легендарный писатель-фантаст, получил благодарность (вместе с выплатой от продюсеров) после того, как заявил, что элементы фильма почти идентичны эпизоду «Солдат» из сериала «За гранью возможного» 1964 года, который Эллисон адаптировал из своего рассказа «Солдат из завтрашнего дня» 1957 года.
Эпизод и рассказ повествуют о солдате из будущего, который путешествует во времени.
По словам Эллисона, он начал слышать о сходстве между «Солдатом» и «Терминатором», когда фильм ещё снимался, и подтвердил свои подозрения, проскользнув на один из первых показов. Эллисон также утверждал, что в интервью, которое Кэмерон дал для продвижения фильма, изначально была удалена цитата о том, что «Терминатор» был вдохновлён старыми эпизодами «За гранью возможного».
Этого было достаточно, чтобы Эллисон договорился с продюсерами без суда. Кэмерон опроверг заявления Эллисона и возражал против упоминания его имени в титрах, но продюсеры решили подстраховаться.
О. Дж. Симпсон и Лэнс Хенриксен почти сыграли Терминатора
Задумавшись над этой идеей, Кэмерон и Херд вместе написали сценарий фильма, а затем начали предлагать его студиям как малобюджетный фильм, режиссёром которого должен был стать Кэмерон, а продюсером — Херд.
На ранних этапах, чтобы сократить расходы на кастинг, они выбрали относительно неизвестных звёзд и хотели, чтобы главную роль сыграл Лэнс Хенриксен (которого Кэмерон знал по фильму «Пираньи 2»).
После того, как многочисленные студии отклонили проект, компания Orion Pictures наконец согласилась профинансировать «Терминатора», но у главы студии Майка Медавой были свои представления о том, кто должен сыграть робота-убийцу: О. Джей Симпсон.
Боссу студии нравился Симпсон за его узнаваемость и атлетизм, но Кэмерон считал, что в то время Симпсон был слишком милым и по-американски обаятельным, чтобы продавать его как неудержимую машину для убийств.
«К тому же, честно говоря, меня не интересовало, как афроамериканец гоняется за белой девушкой с ножом, — сказал Кэмерон. — Это было неправильно».
У Медавоя также были свои представления о том, кто должен сыграть в фильме героя, путешествующего во времени, Кайла Риза. Для этого он присмотрел бодибилдера, ставшего актёром после успеха «Конана-варвара», Арнольда Шварценеггера. Кэмерону эта идея тоже не слишком понравилась.
Шварценеггер случайно получил свою роль за обедом
Даже если бы Кэмерон не согласился с идеей Медавоя взять Шварценеггера на роль Кайла Риза, он знал, что ему будет трудно отказаться от неё. Глава «Ориона» был настолько увлечён этой идеей, что даже обратился к Шварценеггеру и договорился о встрече с Кэмероном за обедом, на которую режиссёр неохотно согласился.
Позже Кэмерон вспоминал, что пришёл на тот обед, готовый отказать Шварценеггеру из-за «творческих разногласий», но затем произошло кое-что интересное. Шварценеггер, прочитав сценарий, начал рассказывать о своих идеях для персонажа Терминатора не потому, что думал, что сыграет его, а потому, что его заинтриговала концепция.
Пока актёр говорил, Кэмерон начал изучать свет, падающий на его лицо, и его «напряжённость» и понял, что, возможно, только что нашёл своего злодея, а не героя. Шварценеггер, пытавшийся построить карьеру в качестве актёра положительных ролей, сомневался, но Кэмерон заверил его, что всё получится.
«Кэмерон сказал, что снимет его так, что все злодеяния, которые я совершаю, будут полностью оправданы зрителями, потому что я крутая машина, — сказал Шварценеггер. — И настолько крутая, что люди будут аплодировать».
Шварценеггер согласился на роль и после нескольких месяцев ожидания, поскольку по контракту он должен был сниматься в фильме «Конан-разрушитель», стал Терминатором.
Стингу предложили 350 тысяч долларов за роль Кайла Риза
Из-за Шварценеггера в роли Терминатора роль Кайла Риза — борца за свободу, который отправляется в прошлое, чтобы спасти Сару Коннор, — осталась незаполненной. На роль Кайла Риза рассматривались многие тогдашние и будущие звёзды.
В какой-то момент на эту роль претендовал Кристофер Рив, известный по роли Супермена, что обошлось бы продюсерам в 1 миллион долларов. В итоге Рив отказался, и рассматривались кандидатуры других звёзд, в том числе Мела Гибсона, Мэтта Диллона, Курта Рассела, Томми Ли Джонса и Скотта Гленна.
Рассматривался даже Брюс Спрингстин, хотя его агенты не думали, что он согласится.
Однако, пожалуй, самым неожиданным выбором на эту роль стал фронтмен группы Police Стинг, которому в начале 1983 года предложили 350 000 долларов за эту роль.
Но Стинг отказался, потому что съёмки «Терминатора» скорее всего совпали бы с двумя другими крупными проектами: запланированным на то лето мировым турне Police и другим научно-фантастическим фильмом, на который он подписался, — «Дюной».
В итоге роль досталась Майклу Бину, который настолько хорошо сработался с Кэмероном, что потом снова работал с ним над фильмами «Чужие» в 1986 году и «Бездна» в 1989 году.