Всякий раз, как заходит речь о фильме «Москва слезам не верит», так разгорается нешуточный конфликт — полемизирующие делятся на два лагеря. Один лагерь презрительно фыркает, уверяя, что великолепный Гоша на самом деле судак на букву М, алкаш, нахал и далее по списку, а противоборствующий лагерь с пеной у рта отстаивает честь и достоинства Гоши: дескать, всё при нем, и томный взгляд, и арбузные груди и не мужчина, а мечта, некоторые так и пишут — «мне бы такого».
Если проанализировать комментарии, которые оставляют дзен-обитатели к статьям, посвященным Гоше-Гоге-Жоре-Георгию Ивановичу, то легко заметить тенденцию: его оправдывают и защищают люди старшего поколения, примерно 50-60-х годов рождения. Те, кто родился в 70-х и позднее, воспринимают этого персонажа иначе и не могут понять, что нашла в нём Катерина.
Дело в том, что Георгий Иванович показан зрителю как настоящий мужик образца развитого социализма. А в 60-70-80-е годы считалось, что, как говаривал мой знакомый, «настоящий мужик должен за себя постоять, за другого полежать и за женщину заплатить». Это были три кита мужской состоятельности. Именно это мы и видим в фильме «Москва слезам не верит». За себя постоять Гоша может, во всяком случае, против подростков он силён. За другого полежать — да, вполне, нам на это весьма откровенно намекают, причём, полежал он, судя по настроению Катерины, очень даже неплохо. Ну и за женщину заплатить — данивапрос. Последние 5 рублей на такси для Катерины — жест хоть и дешевый, но эффектный. Добавьте к этому выраженный сексизм — в то время он был неотъемлемой частью образа «настоящего мужика». И советские женщины дружно сказали «Ах, какой мушшыно!» Ну просто нимб полировать нечем. В понимании поколений, рожденных после войны, Гоша демонстрирует высокий уровень маскулинности. То есть, он — образцовый самец, идеально подходящий для брачных отношений.
Но самое главное — Гошу сыграл Алексей Баталов, актёр, в 60-е-70-е годы находившийся на пике популярности и сводивший с ума женщин. Он был кем-то вроде советского Бельмондо. И во многом еще и это сделало образ слесаря Гоши таким привлекательным.
Таковы в то время были идеалы, и не только в СССР, но и во всем мире. Это, кстати, нашло отражение и в кинематографе. Достаточно вспомнить кинокумиров 70-80 годов. Это мужчина с зашкаливающей брутальностью, крупный, физически развитый, для которого не составит труда начистить вражеские личики до латунного блеска. При этом у всех без исключения этих героев отмечаются серьезные проблемы в личной жизни. Кто-то в разводе, кто-то на грани, кто-то одинок. 50-40 лет назад это считалось нормой. Мужчину оценивали только с одной позиции: соответствует ли статусу здорового самца. Да и пусть там десяток бутылок на столе, пусть кобенится, как девка на выданьи, пусть орёт, пусть даже пьёт, главное, что зарабатывает и тра… Нувыпонели. Да и вообще, главное, чтобы он был. Ведь в то время одинокая незамужняя женщина это был нонсенс. Девушки стремились выскочить замуж чем раньше, тем лучше. Многие вступали в брак сразу, как только исполнялось 18 лет. Не быть замужем было странно и позорно, потому соглашались на любого мужика, лишь бы был. «Лучше такой, чем никакого» — это поговорка из тех времен. Перелом наступил только в конце 90-х, и совершил революцию фильм «Матрица». Его создатели показали нам совсем другого мужчину-победителя. Им стал хрупкий, неуверенный в себе ботан Нео, для которого привычней не ногами махать, а по клавиатуре пальцами долбить. Внезапно оказалось, что и ботаники тоже могут быть привлекательными, и тоже вполне могут при необходимости помахать разными частями тела. Симпатии женщин, уставших от грубой маскулинности, качнулись в противоположную сторону. Миллионы дам влюбились в образ Нео. Так брутальные коммандос и крепкие орешки проиграли битву худосочным ботаникам.
Женщины больше не хотели видеть в своих спальнях могучих, вoнючих и волосатых самцов. Они захотели себе в партнёры умных, образованных, следящих за собой и способных проявлять нежность мужчин, которые, к тому же, будут признавать равенство женщин в правах и равенство мужчин в обязанностях. Напористость, наглость, нарушение личных границ, требование особого к себе отношения «на том основании, что я мужчина», больше не в тренде. Произошло так потому, что наконец-то поняли — чем брутальней мужик, тем более он опасен для самой женщины и для детей. А женщины ценят безопасность в отношениях. Ботаник, может быть, не будет столь эффектно играть трицепсами, но он не представляет опасности для партнёрши и детей. Именно поэтому сейчас общество не приемлет грубой силы, а к мужчинам предъявляются куда более строгие и развернутые требования: и включенным должен быть, и по дому помогать, и с детьми заниматься, и фитнес-фигитнес, чтобы пузо не отращивать, парикмахерские-маникюрчики, да еще и барер-шопы всякие, чтобы как кактус не выглядел, и одеваться со вкусом — никаких вытянутых треников! Именно поэтому сейчас фильмы с супергероями один за другим безбожно проваливаются в прокате — супермены и халки себя изжили, а героями женских романов стали офисные работники. А быть сексистом сейчас — моветон. Но самое главное — женщины больше не хотят пресмыкаться перед мужчинами, больше не хотят служить им. Они осознали свою самоценность и поняли, что нет ничего страшного в том, чтобы жить так, как им хочется, а не как им определяют мужчины. Поэтому такой тип как Гоша в наше время будет сидеть на каком-нибудь МДшном сайте и ныть про меркантильных баб.