Если вы росли в СССР, то запах бензина, сквозняк из форточки и кондуктор с сумкой из дерматина для вас роднее утреннего кофе. А если родились позже, то знайте: в детстве мы катались на жёлтых автобусах, как на жёлтых подлодках — тесно, шумно, но весело.
В советское время ничто не было «просто так». Даже цвет автобуса. Почему почти все ЛиАЗы были жёлтыми? Не потому, что красиво — а потому, что безопасно. Этот оттенок спас тысячи жизней, был дешевле краски для заборов и стал символом целой эпохи.
Сегодня мы расскажем, почему в СССР выбрали именно такой цвет. А заодно вспомним, почему в том салоне, полном людей и рассад, было как-то уютнее, чем сейчас в новомодных маршрутках с турникетом и холодным пластиком.
ЛиАЗ-677 получил в народе прозвище «луноход». И вовсе не за пучеглазую внешность, как часто думали. Просто у него была особая конструкция: очень мягкая и гибкая подвеска, что обеспечивало плавное движение даже по неровным дорогам. Водители и пассажиры отмечали, что автобус буквально «плыл» по дороге, создавая ощущение, будто он движется по поверхности Луны.
Так что у нас была своя лунная походка по-советски!
Жёлтый цвет лучше всего виден человеческому глазу. В любую погоду. В любое время года. Он пробивается сквозь туман, не теряется в дождь, заметен в снегопад. Именно по этой причине жёлтый стал цветом школьных автобусов в США ещё в 1939 году. И по той же причине советские ЛиАЗы стали «солнышками» на фоне серого городского асфальта.
Оказалось, что жёлтые автобусы в ситуациях с плохой видимостью (ночь, дождь. туман) на 40% реже попадали в аварии. На практике это подтверждали водители и ГАИ: светлые цвета, особенно охра, действительно снижали число ДТП и повышали заметность на дороге.
И вот уже не просто автобус, а спаситель — молчаливый жёлтый герой на колёсах.
Как охра спасала бюджет
Советские инженеры умели считать. Охра — это природный пигмент, дешевле и надёжнее многих импортных аналогов. Она не выцветала, не пугалась дождя и не пачкалась, как белая. А если и пачкалась — не было видно. Идеальная краска для страны, где мыли автобус не по расписанию, а «по настроению».
Охру можно было получить из желтой глины, добыча очень дешевая.
Подкрашивать такие автобусы было удобно: охра есть везде, оттенок чуть отличается — никто и не заметит. А на фоне вечного дефицита это было не просто удобно, а жизненно необходимо.
Почему троллейбусы и трамваи были другими
А теперь логичный вопрос: если жёлтый такой крутой, почему тогда не были жёлтыми троллейбусы и трамваи?
В СССР цвет транспорта имел систему. Автобус — это охра. Троллейбус — чаще всего синий или зелёный. Трамвай — красно-белый.
Это как в армии: каждый флаг — со смыслом. Такое цветовое кодирование помогало людям быстро отличать виды транспорта.
Ещё один довод: эстетика. Представьте город, где всё — жёлтое. Голова пойдёт кругом. А когда каждый вид транспорта имеет свой цвет — и глазу приятно, и навигация понятна.
Почему теперь автобусы синие
Если всё так логично, то почему сейчас от жёлтых автобусов почти не осталось и следа?
Муниципальный транспорт стал частью брендбука. В Москве — синие. В Питере — бело-голубые.
В Европе автобусы красят вообще под цвет логотипа перевозчика.
Технологии, в свою очередь, решили проблему незаметности. Сейчас у автобусов есть светодиоды, табло, яркие фары.
Ну и практичные соображения: на жёлтом всё видно. Каждую царапину, пыль, след от ботинка. А на тёмно-синем грязь спрятана.
К тому же, в наши дни, ярко-желтые пигменты получаются дороже. Ярко-жёлтые пигменты сейчас получают не из охры, а из химии.
Яркие пигменты менее устойчивы к выцветанию и требуют дополнительных добавок.
Плюс за последние десятилетия экологические и санитарные нормы ужесточились, что тоже увеличивает себестоимость.
И яркие краски типа желтой сейчас стоят дороже, чем простая синяя.
Автобусы были жёлтые, потому что это было правильно. И с точки зрения безопасности, и с точки зрения души. Это был простой, дешёвый, тёплый цвет, который делал улицы немного ярче, а поездки — немного теплее.
И может быть, именно поэтому мы до сих пор помним их и улыбаемся, когда в потоке вдруг мелькнёт старенький ЛиАЗ. Потому что это не просто автобус. Это кусочек солнца на четырёх колёсах.