Когда смотришь кадры второй мировой, то сразу же бросается в глаза важное различие между нашими и немецкими танкистами. Наши сплошь носят шлемофоны, гитлеровские — кепки, фуражки, пилотки. А то и вовсе голова пустая, как говорится.
Однако почему же в хваленных Панцерваффе так яростно не признавали его величества шлемофона? Неужели не хватало у гитлеровцев шлемофонов на всех своих танкистов? А может шлемофон это некая уникальная сверхсекретная советская разработка, аналогов не имевшая?
Рассказываю подробно.
На самом деле, вовсе ничего эдакого секретного в шлемофоне нет. Его еще во время первой мировой изобрели — вместе с грохочущими громоздкими первым танками. В нашей же армии шлемофон появился в 1931-м. А его окончательный вариант — в 1936-м.
Интересно, что союзники гитлеровцев, итальянцы, вполне себе шлемофоны носили.
И наши союзнички, американцы, тоже без вопросов шлемофонами пользовались:
Весь танк — шлемофон, мягче подвеска
На самом деле, просто не было необходимости.
Внутри того же «Тигра» места всяко побольше чем в Т-34. А самое главное, изнутри он обит мягкой губчатой резиной. Так что если ударишься, то как раз в эту самую мягкую резину. Попутно, еще и защищающую танкиста от мелких осколков собственного металла корпуса танка, что случаются при попадании вражеских подкалиберных снарядов. В общем, у немцев — весь танк словно один большой шлемофон внутри. И потребности гитлеровским танкистам носить еще один на голове не было.
Попутно немцы так еще и экономили дефицитную в Третьем рейхе резину — если уж корпус танка изнутри оббит, незачем еще и на шлемофоны резиновые отдельно тратиться.
Немецкие танки мягче подвеской
Подвеска немецких танков в любом случае была помягче, чем у советских. Спасибо шахматному расположению катков, при котором торсионов куда больше, вес танка распределен лучше. Движения боевой машине плавнее, износ гусениц меньше. В советском же танке черта-с два вы на скорости по пересеченной местности без шлемофона проедете, не убившись хорошенько головой.
Ниже уровень шума
Относительно небольшим казался в немецких танках и общий уровень шума. В том числе, из-за обивки изнутри резиной.
Однако в реальном бою, при громком шуме танковых выстрелов, все оказалось далеко не так сладко. К примеру, майор Витинг, командир 506-го батальона, потерявшего в сентябре 1943-го близ Запорожья всего за неделю все свои 45 танков, среди прочих многочисленных технических недостатков своих боевых машин отмечал крайне неудовлетворительную внутреннюю связь в танке. После чего немецкие танкисты окончательно начали массово пользоваться наушниками.
Плюс, разные по виду головые уборы головые уборы, пилотки, кепы, фуражки, еще и служили хорошо различающим опознавательным знаком немецких танкистов. Сразу понятно было со стороны даже издали, кто тут командир, а кто заряжающий или мехвод. Последние двое, кстати, предпочитали пилотки из-за ограниченности рабочего пространства, где козырек кепы банально мешался.