Почему мне по-настоящему жалко героиню Натальи Гундаревой в фильме «Сладкая женщина»

Честно говоря, художественный фильм «Сладкая женщина» порядочно меня удивил. Дело в том, что, большинство советских фильмов того периода имели четкий и закономерный финал. За примером далеко ходить не надо — помните, чем заканчивается «Афоня»? Главный герой внезапно осознает, что от себя убежать невозможно, да и любовь всегда была рядом. Или драма «Школьный вальс»: на финальных кадрах мы видим, как главная героиня вступает в новый этап своей жизни, ведь школьная пора осталась позади.

А что нам показывают в финале «Сладкой женщины»? Одинокая и несчастная Аня смотрит в окно и льет слезы. Дескать вот тебе зритель пример того, к чему может привести эгоистично-мещанское существование. И казалось бы, все правильно, так ее — бездушную обывательницу, в следующий раз дважды задумается перед тем, как новый холодильник покупать.

Но давайте сделаем шаг назад и попробуем дистанцироваться от этой ситуации. В чем собственно виновата главная героиня? В том, что во всем ищет выгоду? А вы вспомните, в каких условиях она выросла: деревня, голодные послевоенные годы, отца, скорее всего, не было, а мать еще тот фрукт. Помните как ее характеризует соседка — за восемь верст была готова ходить на рынок. Да к ней на поминки никто не пришел, случай для деревни из ряда вон!


Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976)

С чего вдруг у такой матери должна была вырасти, нежная, заботливая и чувствительная дочка? У меня есть подруга, которую растили очень специфично: вместо того, чтобы прочитать ей на ночь сказку, поговорить по-душам, родители выдавали ей 50 копеек на мороженное и кино: «гуляй доченька, только нас не трогай». Она выросла и сейчас реально не понимает, что значит отдавать — не научили ее этому в детстве.


Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976)

И вы знаете, она глубоко несчастна (при том, что материально очень даже неплохо обеспечена), и не знает, как выбраться из своего внутреннего ада. Именно в том же положении находится героиня Натальи Гундаревой, она на самом деле не понимает, что с ней не так: как можно просто так пойти за грибами или просто так починить смеситель. Это не укладывается в ее картину мира. Ей невдомек, как смеет Тихон отвергать ее, ведь она же любит его…


Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976)

И знаете, мне немного обидно: авторы фильма показывают нам, к чему приводит вот такая меркантильная жизнь: «сладкая женщина плачет у окна», но при этом ни словом не обмолвились о том, что же делать вот таким самозацикленным особам? Как им выбраться из того кошмарного существования, в котором они оказались…


Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976)