Почему Голливуд стал столицей кинематографа и причем здесь Эдисон?

За появление Голливуда мы должны поблагодарить Томаса Эдисона – да-да, того самого ученого, имя которого известно во всем мире.

Только вот Голливуд как центр кинематографа не только американского, но и мирового, появился не благодаря Томасу Эдисону, а вопреки его деятельности. Очень интересная история, о деталях которой я расскажу в этой статье.

Кинетоскоп

Эдисон, что называется, прекрасно «чувствовал тренды». Он понимал, что люди в ближайшем будущем будут очень часто смотреть фильмы и станут отдавать за это развлечение деньги. Ученый решил заработать и создал кинетоскоп – устройство, предназначенное как раз для просмотра видео.

Однако Эдисон немного ошибся с выбором направления развития. Кинетоскоп был маленьким устройством – размером со спичечную коробку, изображение на котором по понятным причинам мог просматривать только один человек.

Нужно отметить, что в 1894 году была создана сеть кинетоскопных залов, и почти за год они заработали 150 тыс. долларов. Но это всё было не то. Тупиковая ветвь.

Братья Люмьер пошли иным, правильным путем. Они решили показывать кино на больших экранах. Больше зрителей – больше денег. А в Штатах, стоит заметить, кинематограф сразу как-то «зашел», полюбился. Хотя бы потому, что простые американцы зарабатывали больше европейцев и могли себе позволить тратить деньги на развлечения.

Казалось, что Эдисон проиграл. Но Томас был, если честно, не столько изобретателем, сколько «дельцом». Он смог скупить огромное количество патентов из области кинематографа. Постоянно судился с нарушителями, которые использовали те или иные запатентованные изобретения, связанные с созданием фильмов.

В 1907 году юристы Эдисона предложили ряду компаний закончить патентную войну.

Картель Томаса

В 1908 году несколько кинокомпаний пошли на условия Эдисона. Им было разрешено снимать фильмы, отчисляя тресту Томаса небольшие гонорары. С остальных – кто отказался подписывать соглашение о сотрудничестве, брали сумму намного больше.

Всё просто: либо киностудия сотрудничала с Эдисоном и стабильно платила за это небольшие деньги, либо компанию ждали суды.

Свободные киностудии, которые не хотели терять свою независимость, не устраивало такое положение дел. Они стали искать альтернативные варианты. Например, использовали европейское оборудование: «Пате», «Гомон», «Урбан». А пленку использовали французскую.

Эдисон решил это пресечь. Он заявил, что у него есть патент на петлю Латама, без использования которой нельзя было снимать кино. Речь о свободной петле, которую пленка делает в лентопротяжной петле съемочного оборудования перед входом в скачковый механизм. Или делала… Теперь-то пленку почти никто не использует. Но раньше она действительно имела места почти во всем передовом съемочном оборудовании.

Однако с петлей Латама у Эдисона были трудности. В принципе, было известно, что изобретение используется в большинстве устройств, предназначенных для записи видео. Но у Эдисона не получалось доказывать, что в конкретном случае петля Латама использовалась. Суды не могли этого установить. Это было сложно.

Допустим, киностудия создала некий фильм. Пленка использовалась французская. А какая технология применялась? Никто не мог дать однозначного ответа.

Противозаконные методы

Когда Эдисон стал проигрывать в судах, он решил действовать против нарушителей иначе: нанимал громил, которые приходили на «вражеские» киностудии и крушили там всё. Либо просто угрожали владельцам начинающих кинокомпаний.

В таких условиях нельзя было делать кино.

Западный берег

Люди, которые не хотели «ходить под Эдисоном», стали уезжать из Нью-Йорка. Да, именно в этом городе Томас чувствовал себя королем киноиндустрии.

Многие отправились в сторону Лос-Анджелеса – в Калифорнию. Во-первых, там их было сложно достать громилам Эдисона. Во-вторых, калифорнийские суды не так серьезно относились к патентному праву и к самому Томасу.

На западном берегу США стали появляться массово молодые и перспективные киностудии. Не только в Голливуде, но и в небезызвестной Санта-Барбаре, например.

Но Голливуд выиграл и здесь. Именно тут обосновались кинокомпании, которых мы теперь называем гигантами.

Первой из «великой пятерки» сюда пришла студия Paramount Pictures в 1912 году. За ней последовали Columbia Pictures, Warner Brothers, Metro-Goldwyn-Mayer. Соответственно, в 1920, в 1923 и 1924 годах. А вот «20 век Фокс» пришел только в 1935.

Нью-Йорк проиграл противостояние за право называться мировой кино-столицей из-за Томаса Эдисона и его слишком больших аппетитов.

Впрочем, никакого противостояния не было. Лос-Анджелес не стремился стать городом, где снимают блокбастеры. Так сложилось исторически.