Почему «Берегись автомобиля» чудом вышел на экраны в СССР

Злободневная трагикомедия Эльдара Рязанова добралась до своего зрителя в мае 1966 года: история не то Дон Кихота, не то Робина Гуда стала классикой советского кино, однако фильм мог вовсе не выйти на экраны — проект знаменитого режиссера пытались запретить. Причем это произошло еще до начала съемочного процесса.

Идея фильма родилась из народной байки, которой Юрий Никулин решил поделиться с режиссером. Тогда все пересказывали друг другу историю о некоем водителе, который занимался угоном автомобилей — жертвами всякий раз становились спекулянты, взяточники и подобный контингент. Примечательно, что деньги шли не в карман вора, а на счета детских домов.

Рязанов начал целое расследование, чтобы найти источник байки, а в идеале — самого вора. Для этого даже пришлось поднять связи из правоохранительных органов, но это не дало результат. Однако режиссер понял главное: народ сам придумал героя, в котором в тот момент нуждался. Идея для фильма была полностью готова.

В самом начале работы над сценарием Рязанов уже видел, что главным персонажем должен стать мужчина, который будет казаться ненормальным, но на самом деле он будет куда нормальнее общества, в котором находится. Фильм представили в Госкино под названием «Угнали машину». Чиновникам пришлось по душе все, кроме той детали, что герой ворует автомобили.

Так, председатель Госкино Алексей Романов решительно был недоволен сценарием: он всерьез опасался, что после просмотра фильма зрители также отправятся угонять чужую собственность. Тогда Рязанову пришлось идти в обход — он адаптировал сценарий в повесть, которая получила настолько теплый отзыв, что в Госкино пришлось смириться с созданием фильма.

Итак, фильм запущен, режиссеру по-прежнему необходим герой. К тому моменту персонаж превратился в Юрия Деточкина: на эту роль взяли Иннокентия Смоктуновского. Артист долгое время не мог утвердиться в проекте, на роль Деточкина в тот же период претендовали Никулин, Лановой, Быков и Белявский, но все было не то, был нужен именно Смоктуновский.

Режиссера не остановило даже то, что артист не умел водить автомобиль. Для съемок ему потребовался каскадер, который также учил кинозвезду искусству вождения специально для роли.

Во время съемок ни один автомобиль не попал в аварию, лишь в редких случая председатель комитета по кинематографии разрешал бить машины, а Иннокентию Смоктуновскому удалось воплотить на экране нового культового героя, который мгновенно заручился симпатией зрителей.

Фильм вышел на экраны в мае: грустная комедия не прошла мимо своей аудитории и впоследствии не раз переиздавалась. Спустя годы знаменитая картина вышла в цвете и до сих пор остается одной из важнейших историй для советского зрителя.