Почему Андрей Миронов потерпел фиаско в «Кабачке „13 стульев“» и продержался всего 2 передачи?

16 января 1966-го советские зрители увидели первый выпуск развлекательной передачи «Кабачок «13 стульев». Студия, стилизованная под польское кафе, сценки и монологи, заимствованные из зарубежного юмора, яркие музыкальные номера — шоу в формате театра миниатюр просуществовало больше 15 лет.

«Завсегдатаи кабачка» стали так популярны, что поклонники называли их уже не настоящими именами, а сценическими: Михаил Державин спокойно откликался на пана Ведущего, Спартак Мишулин — на пана Директора, Ольга Аросева — на пани Монику и так далее.

Немногие знали о том, что идея создания этой телепередачи принадлежала актрисе Театра Сатиры Зое Зелинской. Однажды на планерке Гостелерадио было принято решение о необходимости создать развлекательную передачу на телевидении, и это дело поручили режиссеру Георгию Зелинскому.

Однако никаких идей по поводу формата передачи тогда еще не было – это были разрозненные юмористические сценки. Прочитав материал, режиссер сказал: «Вроде бы смешно… Но что с этим делать? Ума не приложу!» А жена убедила его в том, что из этой передачи можно сделать настоящий шедевр.

Изначально передача называлась «Добрый вечер», и в ней было всего несколько персонажей: актер Спартак Мишулин, который создал пантомиму в стиле Чарли Чаплина, сама Зоя Зелинская в образе певицы, а еще была уморительная сценка о том, как женщина ничего не может найти в своей сумочке – эту роль Зелинская посоветовала мужу предложить Ольге Аросевой – актрисе Театра сатиры, которая уже много лет оставалась без заметных ролей. Эстрадных номеров под фонограмму, которые с годами стали изюминкой этого проекта, тогда еще не было.

В 60-х на Центральном телевидении не было и намека на юмор и сатиру, сплошь интеллектуальные викторины да конкурсы, так что «Кабачок» оказался явлением практически революционным.

У передачи не было конкурентов практически все годы ее существования. Возможно, такой успех отчасти объяснялся тем, что ее поклонником был Леонид Брежнев.

На многосерийный проект никто не рассчитывал, сняли всего два выпуска. Но тут в редакцию пришло такое количество писем от зрителей, что было решено снимать продолжение программы. Прежнее название не соответствовало ее формату, и редакция объявила конкурс на лучшую идею. Среди вариантов были «Кафе «Улыбка», «Подвальчик», «Корчма», «Клуб чудаков» и др. Победу присудили автору названия «Кабачок „13 стульев“».

Каждый выпуск готовили около месяца и проводили в прямом эфире. Вначале программа была черно-белой, а после переезда в «Останкино» стала цветной и начала выходить в записи. Все шутки подвергались строгой цензуре, так же, как и внешний облик персонажей. Однажды Наталью Селезневу (пани Катарину) оштрафовали за то, что она в одном из выпусков программы появилась на экране в слишком короткой юбке.

А что же Андрей Миронов? Почему его имя не ассоциируется с «Кабачком „13 стульев“», хотя он там был.

Актриса Театра сатиры Зоя Зелинская, она же пани Тереза вспоминала, как мама Андрея Миронова возмущалась: «Когда пишут про Андрюшу, что он талантливый, мне этого мало, мне надо, чтобы про него писали, что он — гениальный».

Андрей Миронов действительно был гениальным и очень ярким актером. Иногда даже чересчур ярким, и ему это мешало.

Первым ведущим «Кабачка» стал Александр Белявский. Однако Белявский быстро покинул шоу из-за занятости в кино.

Ему на смену пришел Андрей Миронов.

Существует две версии, почему любимец публики Миронов потерпел фиаско в образе ведущего «Кабачка».

Согласно первой версии…

В 1966 году Андрея Миронова пригласили стать ведущим новой юмористической передачи «Кабачок „13 стульев“». Он с радостью согласился поучаствовать в одном из первых юмористических шоу на отечественном телевидении, но через два выпуска ушёл из программы. Актёр в то время работал в Театре Сатиры, а его главный режиссёр Валентин Плучек был категорически против «Кабачка…», считая его образцом пошлости и дурновкусия.

Миронову очень нравился «кабачок», но рисковать хорошими отношениями и высоким статусом в театре он не стал. Место пана Ведущего занял его друг Михаил Державин.

Версия довольно странная, если учесть, что в передаче «Кабачок „13 стульев“» были задействованы и другие актеры Театра Сатиры.

Согласно второй версии…

Моментально, после первого же выпуска с участием Миронова зрители начали присылать письма с просьбой заменить ведущего с «нахальным взглядом», так как «Кабачок» превратился в бенефис Миронова – все внимание он обращал на себя самого, затмевая других артистов и подавляя их своим темпераментом.

К мнению зрителей тогда прислушивались, и Андрей Миронов после двух выпусков программы уже не появлялся в «Кабачке». Следующим паном Ведущим стал Михаил Державин, который был так органичен в этом образе, что задержался в «Кабачке» на 14 лет.

И эта версия, увы, была реальной. Ее подтверждали и очевидцы тех событий.

«Кабачок» закрыли в 1980 г., после обострения политической ситуации в Польше. Передачу с «панами» посчитали политически некорректной. За 15 лет в эфир вышло 133 серии, в адрес программы пришло около 38 тысяч писем. Для советских зрителей «Кабачок» был островком беззаботности и даже в своем роде окном в Европу, позволяющим увидеть шикарные наряды и услышать зарубежную музыку.