Павел Кадочников знаком многим в основном по роли советского разведчика в фильме «Подвиг разведчика» и лётчика Маресьева в фильме «Повесть о настоящем человеке». У актёра множество других запоминающихся ролей, ведь искусством перевоплощения он обладал в совершенстве. Недаром его называют иногда «оборотнем» советского кино.
Он казался всем идеальным, также считали, что в личной жизни у него — полнейшая идиллия. Лишь после распада Союза стали говорить о том, что не всё у кинозвёзд СССР в жизни так радужно. Что сломало главного разведчика советского кино, Павла Кадочникова?
Детство и юность
Павел Кадочников появился на свет в Петрограде (сейчас Санкт-Петербург) 29 июля 1915 года. Когда ему было всего два года, родители вынуждены были покинуть город из-за разбушевавшейся Гражданской войны. Они уехали в далёкое уральское село Бикбарда. Здесь прошло всё детство Павла. Он учился в школе рабочей молодёжи и участвовал в самодеятельности. Артистизм проявился в нём довольно рано. Поначалу, правда, будущего актёра больше привлекало рисование.
Павел мечтал стать художником и, как только семья вернулась в Ленинград, поступил в художественную студию. Когда тяжело заболел отец и юноше пришлось взять на себя обеспечение семьи, рисовать он не бросил. Павел работал на заводе и продолжал учиться. Параллельно успевал участвовать в самодеятельности. На одном из концертов на Павла обратил внимание руководитель театральной студии. Сначала ему давали небольшие роли, а вскоре он уже поступил в техникум при Ленинградском ТЮЗе.
Прошло всего несколько лет и мечты стать художником испарились без следа. Кадочников вовсю блистал на сцене Нового ТЮЗа. Параллельно снимался в кино. Впервые на экране актёр появился в фильме «Несовершеннолетние». Павлу больше нравилось играть в театре и он не очень хотел сниматься. Переубедил его режиссёр Сергей Юткевич. У него Кадочников снялся в двух фильмах.
Перевоплощался всегда настолько, что приводил в неописуемый восторг не только режиссёров и зрителей, но и коллег.
Всесоюзная слава
Когда началась Великая Отечественная война, актёр собирался пойти на фронт добровольцем. Промешали ему съёмки в картине, которую считали фильмом «оборонного значения». На плечи Кадочникова легла тяжёлая ответственность — поднимать боевой дух народа. С этим он более чем успешно справился в картинах «Подвиг разведчика» и «Повесть о настоящем человеке». Чтобы идеально войти в образ Маресьева, четыре месяца актёр ходил на костылях. На съёмках отказался от дублёров и сам ползал по снегу в лютый мороз. За обе ленты удостоился Сталинской премии.
Всесоюзная слава и роли в таких фильмах сделали Кадочникова заложником героического амплуа. Режиссёры не знали как использовать столь яркий, но уже порядком приевшийся образ. Роль в киноленте «Укротительница тигров» стала для актёра подлинным спасением. Теперь Павел хотел не только сниматься, но и снимать. Реализацией этой идеи стали фильмы: «Музыканты одного полка», «Снегурочка», «Я тебя никогда не забуду» и «Серебряные струны».
Правда, в кино Кадочников продолжал сниматься лишь в эпизодах. Только в 1970-х годах ему стали давать более заметные роли.
Бурная личная жизнь
Яркий, красивый молодой человек, конечно же, разбил не одно девичье сердце. По Кадочникову сохли абсолютно все сокурсницы. На всём курсе только одна Розалия Котович не оказалась жертвой чар обаятельного «Леля». Она была примерной студенткой и комсомолкой, а вот у Павла поведение хромало. Комсомольская организация постановила, что Розалия должна взять над Кадочниковым шефство. Общение молодых людей было необычным. Например, вместо цветов Павел дарил неприступной красавице еловые ветки. Он стремился покорить её сердце оригинальностью.
Всё резко изменилось после совместного спектакля. В 1934 году Кадочников и Котович расписались. Всю жизнь они прожили вместе, хотя не всегда всё было гладко. У артиста было полно поклонниц. И если Розалия совершенно спокойно относилась к тому, что экзальтированные барышни выдумывали роман с известным актёром, то игнорировать слухи о романах с партнёршами было гораздо сложнее. Сам Кадочников говорил, что всегда немного влюбляется в свою партнёршу. Так ему легче играть. Проходят съёмки — проходит любовь.
У супругов родился сын Пётр и Розалии пришлось оставить карьеру. Она всецело посвятила себя семье. Позже выяснилось, что у Павла есть сын от другой женщины. Роман с Татьяной Никитиной случился ещё до встречи с Котович. Актёр знал о беременности Татьяны, но жениться на ней не хотел, хотя от сына не отказывался. Правда, обиженная женщина не давала Кадочникову общаться с ним. Лишь когда мальчику исполнилось 14 лет, Костя пришёл к ним домой сам.
Внучка Павла Кадочникова, Наталия, спустя годы узнала об ещё одном внебрачном сыне дедушки. Его родила ему актриса цыганского театра. Правда, Павел не признал мальчика.
Сыновья Кадочникова пошли по стопам отца. Они оба стали актёрами. Жаль, что оба погибли молодыми. По глупой случайности на пикнике сначала погиб Пётр. Это был очень тяжёлый удар для Павла. По словам коллег, впервые в жизни он тогда выпил. Всего три года спустя, на гастролях в Одессе от инфаркта скончался Константин Кадочников.
После этого Павел как будто сломался. Он резко превратился из моложавого артиста в дряхлого старика. В тот сложный период внучка Наташа переехала к осиротевшим бабушке и дедушке.
Козни коллег добили артиста
Последним ударом, который окончательно сломил Кадочникова, стала некрасивая история с фильмом «Серебряные струны». Актёр вынашивал эту идею полжизни. Из-за глаукомы он очень плохо видел и диктовал сценарий будущей картины своему ассистенту Георгию Смирнову. Рукопись осталась у него. После выхода картины на экраны, помощник заявил о своих авторских правах. Когда Павлу Кадочникову принесли повестку в суд, он был настолько поражён этим предательством, что у него случился инфаркт.
В больнице он пролежал недолго — 2 мая 1988 года его не стало. Несмотря на смерть народного артиста СССР, судебные тяжбы не прекратились. Ещё год Смирнов судился с вдовой. Потом неожиданно исчез. Внучка Павла Кадочникова считает, что история была не случайностью и не замыслом одного Смирнова.
Наталия уверена, что всё это кто-то тщательно и продуманно организовал, ведь дедушка был человеком прямым, не стеснялся называть вещи своими именами и всегда в лицо говорил людям всё, что о них думает. Видимо, кто-то решил таким образом от артиста избавиться и весьма преуспел…