У Виктора Перевалова был хороший старт, а вот финал его истории оказался неутешительным. Сегодня этого актера помнят только истинные киноманы. Что за сюжет развернулся в жизни звезды советских сказок?
Белая голова
В кино Перевалов попал случайно. Его семья не имела никакого отношения к искусству. Первоклассником он попал на экскурсию во Дворец пионеров, где по счастливому совпадению отсматривали мальчишек для съемок в фильме «Тамбу-Ламбу» (1958).
Ассистенты сразу примерили Перевалова — светловолосого, курносого, с глазищами в пол-лица… Спустя время школьнику пришло приглашение из «Ленфильма»: Виктора утвердили на одну из двух главных ролей в картине.
После этого мальчик снялся в прекрасном фильме по сценарию Сергея Михалкова (автора гимна СССР и отца Никиты Михалкова) — «Сомбреро» (1959). И если роль в этой картине досталась ребенку относительно легко, за партию в киносказке «Марья-искусница» (1959) Вите пришлось побороться. «Я прошел очень большой отбор: человек эдак сто претендовало на роль Иванушки… Отобрали меня», — рассказывал актер.
Маленький герой
На съемках фильма Александра Роу Виктор познакомился с такими «глыбами» кино, как Михаил Кузнецов, Георгий Милляр и Нелли Мышкова. Правда, школьник не видел в них идолов и звезд экранов: для него они были дядечками и тетечкам, которые опекали и заботились о нем, как о родном сыне. «Все они вели себя со мной так запросто, так естественно, что я не чувствовал в них больших артистов», — объяснял Перевалов.
Съемки в «Марье-искуснице» были долгими и сложными. Производство фильма проходило в Ялте. Ребенка обрили наголо, и уже в первый день ему сильно напекло голову. На обгоревшую макушку пацана каждый день натягивали парик, края которого фиксировали спиртовым лаком и приклеивали к коже. Все это было чрезвычайно болезненно.
После рабочего дня мальчишка приезжал в гостиницу без сил. Нередко по вечерам у него шла кровь из носа от перегрева и усталости. Вдобавок ко всем страданиям, Перевалов упал с трехметровой высоты и серьезно повредил позвоночник: пришлось некоторое время полежать в больнице. Но, наблюдая за тем, как трудятся его взрослые коллеги, малыш попросту не мог позволить себе капризничать.
«Сын полка»
У Виктора, по его словам, практически не было детства из-за постоянных съемок. Он проводил на площадке по семь-восемь месяцев в году, а над фильмом «Балтийское небо» (1961) команда и вовсе трудилась целых два года. Даже когда для мальчика не находилось крупных ролей, его неизменно звали в эпизоды.
Пока шли съемки, непоседливый Перевалов старался исследовать каждый уголок киностудии, снедаемый любопытством: что, где и как снимают? Иногда режиссеры ловили пацана прямо в коридоре и без лишних проволочек включали в свои проекты. Мальчишки часто были нужны в кадре, а зачем искать актера по всему Советскому Союзу, если под рукой всегда есть Витька!
За съемки, разумеется, платили. Правда, первые годы все заработанные Переваловым деньги переходили сразу в семейный бюджет. До съемок в фильме «Республике ШКИД» (1966) мальчик своей зарплаты не видел: финансами заведовала мама.
В феврале 1965 года все изменилось: Виктор получил паспорт, и 26 числа того же месяца в кассе киностудии ему впервые выдали аванс лично. В тот же день в павильоне юнец столкнулся с Николаем Годовиковым (который позже исполнил роль Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни»). Вместе они отметили переход Вити во взрослую жизнь: оправились в кафе и замахнули по стопке коньяка. «Сели мы за столик, треснули, закусили шоколадкой и пошли такие все из себя гордые. Это был первый алкоголь в моей жизни», — рассказывал актер.
Неспокойная юность
В подростковом возрасте у Виктора были все шансы пустить свою жизнь под откос. Ребята постарше из его двора сбивались в группы и устраивали драки с пацанами из соседних районов. Некоторые «старшаки» заставляли младших лазить в форточки, а затем продавали награбленное.
Однако Витю обошла эта участь: взрослые товарищи его оберегали и не брали с собой на «сходки» — хотя тот был вовсе не против окунуться в этот захватывающий мир приключений. Быть может, ребята понимали: пареньку уготована другая судьба, и втягивать его в грязные делишки как-то бесчеловечно.
А ведь карьера Виктора тогда и правда шла семимильными шагами в гору. После выхода фильма «Я вас любил…» (1967) его стали узнавать на улицах. Но долго почивать на лаврах не приходилось — следом за одними съемками начинались следующие.
После школы Витя подумывал поступать во ВГИК, однако случился очередной вираж судьбы: режиссер Владимир Роговой увидел юношу в коридорах «Мосфильма» и «затащил» в свой фильм. В итоге образование парень получил уже в армии — закончил вечернюю школу. О том, что он так и не поучился в театральном, Перевалов не жалел. Он считал, что актеру диплом не нужен, а тому, кого не хотят снимать, и три высших образования не помогут.
Звездные друзья
С таким солидным опытом съемок молодой Виктор чувствовал себя очень уверенно. К тому же, у него было немало друзей, которые считались любимцами публики тех лет. Например, Перевалов тесно общался с Михаилом Пуговкиным. Жена актера, Александра Николаевна, относилась к подростку по-матерински — каждый раз старалась накормить юношу «впрок». Она знала, что деньги в его карманах не задерживаются.
Михаил Иванович поддерживал Витю необычным образом. Если видел, что «ребенок» голодает, предлагал ему сыграть в «чешского дурака». И нарочно поддавался… Через пару часов юноша уходил из гостей актера с деньгами на еду.
Еще одним звездным приятелем Перевалова стал Олег Даль, его коллега по «Старой, старой сказке» (1968). Виктор играл там Принца, а Олег — Солдата. «Меня он воспринимал с одной стороны, как равного, а с другой, как младшего, за которого он как-то ответственен, что ли», — поделился актер.
Любовь и другие приключения
С ранних лет Виктор привык к женскому вниманию, хотя и осознавал: девушки видят в нем его киногероев. По словам актера, у него был имидж лирического героя — того, кто держит за руку, целует в щечку, долго ждет под окнами, пишет имя на снегу… Восторженные барышни, бывало, всю ночь напролет читали ему стихи. До «дела» так и не доходило, но Витю вполне все устраивало: он всегда был открыт для искренних разговоров.
У Перевалова было немало коротких романов с поклонницами, которых он не воспринимал всерьез. Все изменилось, когда на горизонте появилась его будущая жена Ирина. С супругой он познакомился, когда ему было чуть за двадцать. Молодые люди столкнулись в пышечной.
Актер вместе с друзьями зашел полакомиться выпечкой, но к кассе вела длинная очередь. «Пока стояли, я глаз на нее и положил. Смотрю: мнется в сторонке такая вся на контражуре девчонка. Потом оказалось, что она терпеть не может стоять в очереди — займет и отойдет поодаль», — вспоминал артист.
Ради красавицы-незнакомки парень чуть ли не впервые в жизни решил «поторговать лицом» и урвал пышки без очереди. Так все и началось. Кстати, супруга Виктора не была в курсе, что гуляет с востребованным актером, пока одна из ее подруг не узнала его. Но Перевалова именно это и зацепило. Для него было важно, чтобы любили именно его, а не Принца с розой из «Старой, старой сказки».
В 70-х влюбленные поженились, стали родителями дочки Лены. Забегая вперед, они прожили вместе до последних дней Виктора — почти 40 лет.
Темные дни
С годами количество значимых ролей в кино уменьшалось, как ранее писали редакторы УзнайВсё. После выхода фильма «Трактир на Пятницкой» (1977) актер с горечью признал, что отечественный кинематограф больше не нуждается в его таланте. Еще несколько лет приходилось соглашаться на эпизоды, лишь бы платили. Бывало, что в кадре лицо Перевалова показывали только один раз за весь фильм…
За двадцать лет, с начала 80-х и до конца 90-х артист сыграл всего пять небольших ролей. И это всеми любимый Витька? По Ленинграду ходили слухи, что актер попал в психушку, что давно сидит за решеткой и «вообще уже помер давно под забором». Знакомые встречали мужчину на улице и начинали судорожно креститься: «Разве ты жив?».
А вот разговоры о проблемах Перевалова с алкоголем оказались правдивыми. В отсутствие съемок артист начал позволять себе вольности, перестал заботиться о своем внешнем виде… Добавляли проблем и другие его слабости — с трудом зарабатываемые крохи Виктор проигрывал в карты. С большим трудом ему удалось отучить себя от затратного хобби. «Мне нельзя — остановиться не могу. Очень азартный. К тому же мне не везет как Пушкину — всегда проигрывался в пух и прах», — объяснял артист.
Неумный азарт у Виктора был во всем. Брал в руки книгу — и сразу читал от корки до корки. Если появилось какое-то интересное дельце, не спал и не ел, пока не доводил его до конца. С водкой, увы, получилась та же история: актер не отходил от бутылки, пока не допивал ее до дна. Режим «по рюмашке — и расходимся» для него не существовал.
«У меня кран работает в двух положениях: либо я пью до посинения, либо я в полной завязке. Среднего не дано», — рассказывал мужчина. Благо, рядом всегда была любимая жена, которая из раза в раз вытаскивала супруга из страшных запоев.
Когда наступала пора трезвости, Виктор хватался за любую работу. «Крутил гайки монтером пути в метро. Никто и не догадывался, что артист Перевалов по ночам «рельсы выпрямляет». Четыре года ездил на шабашку в совхозы Воронежской области. В 1985-м году, когда Горбачев с вином начал бороться, я устроился в винный магазин грузчиком», — вспоминал актер. В 90-х Перевалову выпал шанс хорошо заработать, сидя «в разных бандитских конторах», но артист отказался: боялся загреметь в тюрьму. Предпочитал быть нищим, но честным. К счастью, супруга Виктора трудилась на заводе, где ей стабильно выплачивали зарплату — на эти деньги и жили.
Последний шанс на новую жизнь
В 2006 году произошел переломный момент в карьере Перевалова — режиссер Игорь Апасян предложил ему роль деревенского философа в фильме «Граффити». На премьере зал аплодировал стоя, кто-то даже рыдал. Роль принесла актеру приз фестиваля «Созвездие» и кучу других наград, которыми он страшно гордился.
Внезапно на пожилого артиста посыпались роли — правда, мелкие: стариков, водителей, бомжей. Он был рад и этому: уж очень соскучился по кино. Жаль, здоровье уже было не тем — Виктор перенес инфаркт, боролся с хроническим заболеванием легких, лечил катаракту. С таким «букетом» о полноценном возвращении в профессию речи не шло. Приходилось довольствоваться эпизодами, а между делом трудиться сторожем на питерской автостоянке.
Жизнь замечательного актера оборвалась тогда, когда все, казалось, только начало налаживаться. В жаркие летние дни 2010 года мужчина возвращался со съемок в Москве. Домой он уехал раньше положенного срока: киношники просто посадили больного человека на поезд, не предупредив об этом его жену. Артист едва добрался до дома — на ослабших ногах, опухший, с синяком на лице…
Мужчину срочно забрали в больницу. Жить ему оставалось считанные часы. 5 июля 61-летний актер скончался в реанимации от инфаркта. Никто из Союза кинематографистов не пришел на прощание со звездой экранов, ограничившись запиской с соболезнованиями. Гонорар за последнюю роль Виктора не смог покрыть даже половины расходов на похороны. Супруга Перевалова так и не выяснила, что случилось в те дни с ее мужем и кто виноват в его смерти.