Пацан говорит: Леон Кемстач — о «Слове пацана», уличных драках и первом гонораре

Не сказать, чтобы российское кино в 2023 году испытывало нехватку новых лиц — спасибо многочисленным сериалам про подростков. Но вот чье лицо зритель запомнил наверняка. Знакомьтесь: Леон Кемстач, 15 лет, исполнитель главной роли в нашумевшем сериале Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Его справедливый, романтичный, оступившийся Андрей с первых минут экранного времени занял умы зрительниц (о чем говорит неостанавливающийся счетчик подписок в соцсетях и романтический фан-арт с его участием) и хорошо поставленным ударом пробил путь в большое кино (по крайней мере коллеги Кемстача по съемочной площадке приятно удивлены работой дебютанта). Но каким он сам видит этот путь и собирается ли вообще сниматься дальше? На кого ориентируется в профессии? На что потратил первый гонорар? Все это мы выяснили у Леона*.


Пацан говорит: Леон Кемстач — о «Слове пацана», уличных драках и первом гонораре

— Леон, во-первых, мы тебя поздравляем с потрясающей ролью и огромным успехом! И, поскольку интервью ты пока нечасто даешь и информации о тебе почти нет, разговор предстоит долгий. Насколько я понимаю, ты сейчас в Дубае?

— Да-да. Я живу в Дубае и учусь на менеджменте.

— А как так вышло? Ты с первого класса не в России учишься?

— Я вообще родом из Санкт-Петербурга. Учился там до седьмого класса, потом мы переехали в Москву, где я отучился еще год. И вот родители предложили поехать в Дубай. Глупо было отказываться.

— И как твоя жизнь в Дубае выглядит?

— Рутина: школа, кружки, репетитор до 19:00, потом зал. В зал я хожу три раза в неделю, спать ложиться стараюсь до 23:00, иначе не вырабатывается мелатонин.

— Очень структурированно. А выходные?

— По-разному. Могу поспать, поехать на мотике в пустыне покататься, отдохнуть в ресторане, с друзьями встретиться.

— Дубай и менеджмент несколько далеки от российского кино. Как ты актером стал?

— Впервые я вошел в кадр для фильма моего отчима (Леон имеет в виду фильм «Нормальный только я» актера и режиссера Антона Богданова. — ПЖ), и как-то пошло-поехало. Но там я сыграл совсем небольшую роль, к которой особо даже не готовился.

— А у тебя вообще было стремление стать актером? Ты творческим ребенком рос?

— Да, мне всегда нравилось творчество. Я много рисовал, любил читать стихи. Перед семьей и друзьями родителей пытался выступать, бабушка все время хвалила: «Ну ты артист!» Может, оттуда ноги растут. Но целенаправленно связывать свою жизнь с театром и кино, поступать во МХАТ я не планировал.

— И по кастингам после «Нормального» не ходил? То есть случился фильм отчима, а потом сразу «Слово пацана. Кровь на асфальте»?

— Грубо говоря, да. Была еще маленькая роль в любительском сериале на YouTube, в студенческой работе. И я, если можно так выразиться, взял перерыв в кино. А теперь видите, как произошло. (Смеется.)

— Так, к «Слову пацана» мы скоро подойдем. Пока расскажи, на каком кино ты вырос? Ты поколение «Гарри Поттера»?

— Нет. Все мои сверстники смотрели и любили «Гарри Поттера», но это не мое кино, я посмотрел от силы две части. Куда больше мне нравился «Человек-паук», супергеройские фильмы и мультики.

— Смотрел ли ты «Бригаду» или «Брата»?

— Да, конечно. Но уже непосредственно перед съемками «Пацана», чтобы лучше понять контекст. Все говорили, что «Слово пацана. Кровь на асфальте» похож на «Бригаду», — меня это зацепило, ну я и посмотрел. Действительно очень крутой сериал.

— Да, многие называют «Пацана» второй «Бригадой». Но, по-моему, злоключения Саши Белого по сравнению с бандой Адидаса — очень романтичная попса. А тебе как кажется?

— Соглашусь, у нас все-таки лучше показан исторический контекст. «Бригада» — тоже жесткая история, но про поднявшихся, взрослых людей, у которых есть деньги, какая-никакая семья. Мы же говорим о том, с чего это все началось, с чем сталкивался каждый человек, живший в конце 1980-х, что он видел в своем дворе. Не просто бандитские сходки, а настоящие быт и жизнь.

— Кстати, о дворе. Ты рос на улице, дрался? Или интеллигентная среда диктовала условия?

— Большую часть своего детства, именно такого пацанского, я провел у бабушки. И конечно, рос во дворе, но жести не было. Стенка на стенку мы не выходили. Один раз я дал пацану в нос, и то дракой это не считаю. Вообще, сейчас давно не 1980-е и все можно решить словами и разойтись по-мирному.

— А за что в нос-то дал?

— Мы с моими братьями играли в футбол на площадке, и против нас играли какие-то пацаны. Был среди них чувак, старше меня года на три, всю дорогу меня подрезал, толкал, играл, в общем, нечестно — было видно, что имеет что-то против меня. Игра закончилась, мы стали разбираться. Он меня толкнул, я упал, и, знаете, что-то у меня щелкнуло, адреналин выбросился, я поднялся и прописал ему в нос. Он расплакался и ушел. А я, понимаете, такой человек, что всегда извинюсь первым, если кого-то обидел. И неважно, прав я был или нет. Я к нему подошел, мол, без обид, давай шоколадку куплю. Мой внутренний голос говорит, что, какой бы ни был конфликт, нужно расходиться на доброй ноте.

— И вот ты, такой пацифист, получаешь сценарий «Слово пацана. Кровь на асфальте». Твои впечатления? Как он вообще к тебе попал?

— Интересная история. Выходили какие-то лимитированные кроссовки, мы с друзьями стояли в очереди в магазин, чтобы их купить. И мама мне пересылает сообщение от друга семьи, Саши Петрова: мол, вот начался кастинг на «Слово пацана. Кровь на асфальте», Леон бы классно подошел, пусть попробует. Я это воспринял несерьезно: очень масштабный проект, вряд ли смогу вписаться. Записал видеовизитку и забыл об этом. Ну кто я такой? А потом маме пишут: «Леона позвали на пробы, надо лететь в Москву» (я уже был в Дубае). Ну что делать — прилетаем. А я от волнения выучил не свой текст. Изначально было так, что главный герой сериала — Марат, а я пробовался как раз на Андрея, вторую главную роль. Но на пробы пришел с отрепетированным текстом Марата. Очень переживал, родители меня всячески поддерживали. Прочитал текст Марата и ушел — думаю: «Ну все, облажался, какой позор!» А потом меня пригласили на читку с Рузилем и Андреем Николаевичем (Першиным, настоящее имя Жоры Крыжовникова. — ПЖ). И я всю дорогу играл Марата, а Рузиль — Андрея. Даже волосы мне хотели покрасить, но потом признали, что Рузиль все-таки чуть больше Марат, чем я. Поэтому решили поменять имена героев.

— А когда ты прочитал сценарий, сразу понял, что это будет большой хит?

— Вот вы до этого сказали, что я пацифист. Я всю жизнь занимаюсь боевыми искусствами, обожаю бокс. Конечно же, я против насилия, но где-то оно неизбежно — например, на ринге. И в контексте нашего фильма. Поэтому мне было суперинтересно. Это самый сильный сценарий, который я когда-либо видел. Я прочитал восемь серий за полтора дня и решил, что, если не попаду в проект, точно буду его смотреть и поддерживать. И мой отчим, который сам давно снимает кино, поразился объемом и качеством материала. Сказал, что шанс упускать нельзя ни в коем случае.

— А как проходила подготовка к роли? Понятное дело, на площадке были консультанты. А какая самостоятельная работа проводилась?

— Смотрел ролики на YouTube. Сначала в целом про 1980-е — про общество, быт того времени. Затем прицельно — изучал, как общались и жили пацаны. Мне нужно было понять контраст, потому что в первых сериях Андрей — простой маленький гражданин, учится в музыкалке, говорит по-английски. А потом происходит слом. И я хотел понять, как переключаться между общением с условной учительницей — «здрасьте, здрасьте», такой прилежный мальчик — и общением в группировке. Бабушку расспрашивал о тех временах, но она смутно это помнит. А если говорить про физическую подготовку — вспомнил удары, представил, как дерутся обычные пацаны, не боксеры. Точнее, не представил, а повторил: школьники дерутся размашисто, налетают всем телом, никакой техники нет. Я это все собрал, чтобы эффектно смотрелось в кадре.

— Настя Красовская, сыгравшая Ирину, показывала, что под эту роль исписала целую тетрадь. Ты делал какие-то заметки, собирал жаргонизмы, может?

— Нет-нет, я просто шел от роли. Андрей, хоть и кардинально меняется со второй серии, остается воспитанным, справедливым парнем. И лексикон несильно меняется, поэтому словарь жаргона мне без надобности.

— К слову, о справедливости Андрея. Меня на протяжении всего сериала интересует вот что: у твоего героя в каждой серии есть точки, пит-стопы, напоминающие, что он все-таки не зверь. Например, когда он спасает ученика начальной школы от Искандера и не ставит его на счетчик. Так почему он все равно скатывается вниз? Вы обсуждали это с Крыжовниковым или, может, ты себе эту линию как-то объяснил?

— У нас не было прямых обсуждений, но я объяснил это так: в ситуации, которую вы описали, он не мог поступить по-другому, потому что сам недавно был на месте этого маленького мальчика, с которого группировщики пытались стрясти деньги. В нем взыграл именно что Андрей, а не Пальто. Трагедия, если хотите, Андрея в том, что, пробыв долгое время жертвой насилия, он вынужденно (это важно) принимает решение встать на сторону насилия. Ему это очень не нравится, он понимает, что мама будет страдать, и дальше наблюдает, как она страдает, но это его путь.

— В первой серии — не знаю, может быть, я невнимательно смотрела — показан очень резкий твист: Андрей заходит в автобус со своим, кажется, другом Искандером и над ними издевается Марат, а через пару сцен Искандер избивает Андрея в раздевалке. То есть у Андрея изначально нет друзей?

— О, спасибо, что вспомнили! Мне кажется, именно то, что Искандер вступил в группировку «Разъезд» и поставил его на счетчик, стало последним спусковым крючком для Андрея. То есть он увидел, что над Искандером больше не издеваются, и подумал: «А я-то почему должен страдать?»

— Если возвращаться к съемочному процессу, это твой первый масштабный проект. Что тебя удивило больше всего на съемках?

— Не скажу, что что-то меня прямо удивило, потому что отчим часто брал меня на съемки и я понимал процессы. Радостно, что мы быстро сдружились с группой, не было конфликтов за кадром. Это можно считать приятным удивлением.

— А ты просил профессиональных советов у старших коллег: Ивана Янковского, Юлии Александровой? Есть наставления, которые ты вынес из этих съемок?

— Нет, специально не спрашивал. Перед каждой сценой, которую я веду, Андрей Николаевич приглашал меня в свой вагончик и объяснял, на чем нужно сделать акцент, чего дать поменьше, чего — побольше, как посмотреть, как уйти и так далее. Ваня запросто приходил к нам в вагончик каждое утро, мы репетировали. Конечно, он что-то советовал, но у нас было мало совместных сцен, к сожалению. Да и другие коллеги если что-то и подсказывали, то не с высоты опыта, а скорее по-дружески, чтобы мне легче было в кадре.

— А с кем была самая запоминающаяся сцена? Рузиль Минекаев, например, рассказал, что их драка с Буруновым — полная и неожиданная импровизация Сергея Александровича.

— Самая запоминающаяся сцена у меня в конце. Если вы о сценах драк, ни один удар мне не прилетел случайно. Все было слаженно и четко, мы репетировали по несколько дней, выстраивали сцену удар за ударом. Да, процент импровизации был, и немалый, но это лишь доказывает, что мы переживали настоящие эмоции.

— Если вернуться к Андрею — ты очень классно его разбираешь, — как думаешь, его гиперопекающая мать повлияла на присоединение к универсамовским? И вообще, как тебе работалось с Юлией Александровой? В первых сериях у нее, прямо скажем, довольно неприятный персонаж, такая истеричная женщина.

— Вот главный признак хорошего актера: вы смотрите на экран и вам неприятно! Юлия прекрасная актриса и человек, моментально переключалась на съемках. Вот она строгая мать, пам — все, светлый, теплый человек.

— А как твоя мама отреагировала на эту работу? Она каждую серию смотрит?

— Конечно! Вся семья и друзья поддерживают, переживают. Мама, конечно, хваталась за сердце на каждой сцене, где меня бьют. Она вообще очень погружается в фильмы, все близко к сердцу принимает. Когда Андрей ссорится со своей матерью, она, конечно, переносит это на наши реальные отношения.

— Как одноклассники относятся к тому, что учатся теперь с новой звездой российского кино?

— Когда я только уезжал на съемки, все поддерживали, но, естественно, не ожидали, что будет фурор. Видео со мной, которые постят в основном российские зрители, попадаются моим одноклассникам в Дубае. В целом, они говорят, что я молодец.

— А тебе самому каково в этом всем? Я вижу, что тебе в кайф снимать тиктоки, вести телеграм-канал, общаться с подписчиками. Ты не чувствуешь давления?

— Не то чтобы у меня в жизни что-то изменилось. Сначала я, конечно, удивился огромному приросту подписчиков, но стараюсь каждого воспринимать как друга, всем отвечать. Еще сработала популярность моего отчима — с ним часто фотографируются, узнают на улице, поэтому я был готов к повышенному вниманию. Безусловно, мне очень приятно. Я радуюсь каждому слову поддержки, особенно от коллег. Значит, я действительно классно сработал, все было не зря.

— Есть нелюбимая часть славы?

— Со мной недавно впервые пара человек сфоткались в Дубае. Ко всем фотографиям я отлично отношусь, не надо бояться ко мне подходить, я ко всем отношусь с уважением. Единственное, наверное, не люблю, когда это слишком долго происходит, особенно когда меня кто-то ждет. Например, когда мы вышли с пацанами с премьерного показа в кинотеатре «Октябрь», папарацци задержали нас на час. Но я понимаю, что это работа и это нормально.

— А помнишь самый необычный отзыв, комментарий, который тебе прилетал? Льву Зулькарнаеву, например, писал бывший группировщик с рассказом о том, как в одиночку спасался от ста человек. Тебе пишут что-то подобное?

— Да, такого много. Пишут родственники участников «Хади Такташа» и сами бывшие группировщики, им уже за 40 лет, — они рассказывают, как пережили те времена, и благодарят за сериал. Очень интересно все это читать.

— А если говорить не об отзывах, а о предложениях — сколько новых сценариев тебе уже пришло?

— Прилетает много предложений о рекламе. Сценарии тоже приходят, конечно, но я взял небольшой перерыв, буквально на месяц, чтобы сдать экзамены в школе. Пока я снимался в «Слове пацана. Кровь на асфальте», пропустил почти половину учебного года. Хочется наверстать. Конечно, зовут сниматься дальше, и я обязательно соглашусь. Это огромная мотивация.

— А образование актерское будешь получать? Или считаешь, что это лишнее? Как мы видим, много успешных актеров и без образования.

— Мне нравится, что актер по определению не может быть глупым, необразованным, потому что постоянно приходится изучать что-то новое, читать, искать информацию, общаться с абсолютно разными людьми. Но поступать я буду на инженера-строителя, потому что мечтаю о своей строительной компании.

— Это внезапно! И прагматично. Как ты хочешь совмещать актерство и работу в компании?

— Я хочу стать знаменитым актером и строить дома. Чтобы у меня был пассивный доход от компании и я спокойно, не думая ни о чем, снимался. Хорошо открывать бизнес, когда уже получил признание.

— Так, ну за личный бренд Леона Кемстача мы можем быть спокойны. Это очень крутые цели. А у тебя есть ролевые модели среди актеров? Вот, например, ты смотришь на Мэттью Макконахи или Сашу Петрова и думаешь: «Через десять лет хочу быть как он!»?

— Мой большой кумир — Райан Гослинг. Он одинаково виртуозно играет и глубокую драматическую роль в «Бегущем по лезвию», и Кена в «Барби». Спектр образов безграничен: он может сыграть толстого, слепого, злого, влюбленного, сумасшедшего — кого угодно. Это ориентир.

— А есть набор персонажей, которых тебе сейчас интересно играть?

— Пока таких нет. Пока не предложили такого, чтобы я снова бросил учебу, сорвался и улетел на съемки.

— Кто для тебя настоящий пацан? Или настоящий мужчина?

— Для меня настоящий мужчина — это тот, кто полностью содержит свою семью, уважает свою женщину, принимает все решения в семье. Но перед тем, как что-то решить, слушает свою женщину. Я понимаю, что жена должна отдыхать и заниматься тем, что ей нравится. Ее надо максимально поддерживать, особенно если она родила тебе ребенка — это вообще подарок Господа, который надо максимально ценить. Естественно, мужчина никогда не поднимет руку на женщину, это вообще за гранью моего понимания. Он всегда заступится за слабого, поможет ему. Я вот не могу пройти мимо бабушки на улице, которая просит денег. Всегда ношу с собой наличные для таких случаев. Мужчина должен относиться ко всем с уважением, быть справедливым, сильным, уметь зарабатывать деньги и иметь финансовую подушку.

— Передай, пожалуйста, маме, что она хорошо воспитала сына. Это идеальный ответ, после которого количество влюбленных поклонниц вырастет в геометрической прогрессии.

(Смеется.)

— На что ты потратил гонорар?

— Половину отдал маме. Не то чтобы она нуждалась, но очень мне помогала, не спала, ждала по ночам со съемок. В принципе, это мой первый достойный заработок, и я считаю, что обязан разделить его с семьей, с мамой. Я сделал много подарков близким. А часть оставил себе, коплю.

— А какой главный совет дала тебе мама?

— Что нужно уметь вовремя замолчать.

Load More Related Articles