Оживление умерших актёров на экране — это кощунство или неизбежное будущее нашего кино?

Сегодня новые технологии позволяют делать настоящие чудеса. Можно в прямом смысле слова «оживить» на экране любого человека. Как уже умершего, так и ныне здравствующего, но который ничего об этом не будет знать. Теперь подобное называют дипфейком и часто используют в мошеннических целях. С каждым годом искусственный интеллект набирает свой интеллект (простите за тавтологию) и открывает людям все новые и новые возможности.

Конечно же, кинематографисты одними из первых приняли его на вооружение. На сколько стало проще сегодня, чем делать сложных грим для актёра, доверить задачу его перевоплощения искусственному интеллекту.

Вначале немного потренировались на мультипликационных персонажах.

И вот пришла очередь настоящих актёров. Тех, которые по разным причинам сами уже сниматься не могут. Например, по причине смерти. И первые примеры подобного появились ещё в прошлом веке.

Наверное, самое известное «оживление» ушедших звёзд произошло в 1991 году в рекламном ролике «Coca-Cola», в котором Элтон Джон спел вместе с давно умершими Луи Армстронгом, Хамфри Богартом и Джеймсом Кэгни. И хотя корпорация заручилась согласием наследников этих звёзд, реклама всё равно вызвала широкие споры на тему этичности подобных действий. И в те годы едва ли не стала антирекламой. Поэтому тот ролик использовался недолго.

Вначале всё началось с рекламных роликов. То есть там, где финансовая выгода завязана напрямую. В 2011 году уже с помощью компьютерных технологий компания «Dior» использовала в рекламе духов J’adore оживлённые образы легендарных актрис: Грейс Келли, Марлен Дитрих и Мэрилин Монро.

Так как у наследников этих звёзд были куплены разрешения на подобные съёмки, в западном обществе подобное было принято без осуждения. То, что ещё 20 лет назад называли кощунством, сегодня воспринимается как должное. Были лишь упрёки в том, что, например, Грейс Келли никогда не пользовалась косметикой «Dior», а Мэрилин Монро всегда признавала только «Chanel №5». Дескать, не надо в этом вопросе обманывать публику!

Чуть позже в рекламе шоколада появилась ожившая Одри Хепберн. И начиная примерно с 2013 года, подобные эксперименты проводили с очень многими уже умершими знаменитостями.

Для кого-то перспектива «ожить» после своей смерти стала пугающей. Например, знаменитый актёр Робин Уильямс, ушедший от нас в 2014 году и уже знавший о существовании такой технологии, в своём завещании строго настрого запретил использовать свой образ в подобных «оживлениях». А вот некоторые другие популярные артисты, наоборот, сегодня много работают над тем, что бы их образы раскручивали и после смерти. Полагая, что так они обретут бессмертие хотя бы на экране и обеспечат своих потомков постоянным доходом. Так что вопрос неоднозначный, и все относятся к нему по-разному.

Вместе с тем очевидно, что производство таких видеосюжетов с лицами давно умерших актёров, которые сами не давали на это разрешение, как минимум попахивает осквернением памяти и глумлением над покойными.

Тем не менее подобная технология в Голливуде уже используется вовсю. Самые известные примеры — это очередное появление на экране знаменитого персонажа «Звёздных войн» Люка Скайуокера в исполнении актёра Марка Хэмилла. Но в образе 40-летней давности. Дело в том, что Марку сегодня уже 72 года, и никакие гримеры не смогли бы вернуть ему молодость.

Или появление на экране уже умершего актёра Питера Кушинга в одном и том же кинообразе, но через 40 лет.

Тоже самое касается и Принцессы Леи, которую играла Керри Фишер, умершая в 2016 году. Её «воспроизвели» для нового фильма «Изгой-один: Звёздные войны. Истории». А цифровым дублёром стала актриса Ингвильд Дейла.

А ещё был «оживлён» погибший в автокатастрофе актёр Пол Уокер, который через год после своей смерти благополучно сыграл свою роль в «Форсаже-7». А также и ряд других артистов в знаменитых кинофраншизах.

Не обошла данная напасть и нашу страну. Первым пробным шаром стала реклама одного крупного банка с использованием образа Жоржа Милославского в исполнении Куравлева из фильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Воспроизвели не только кинообраз знаменитого артиста, но и его голос полувековой давности. Реклама появилась в 2020 году, и говорят, что 83-летний Куравлёв был первым зрителем и сам дал добро на её публикацию.

В 2022 году на экраны страны вышел очередной фильм из знаменитого сериала «Диверсант», который снимается с 2004 года. В серии «Диверсант. Идеальный штурм» в сюжете вновь появился командир разведчиков Григорий Калтыгин в исполнении Владислава Галкина, который, как известно, ушёл из жизни ещё в 2010 году.

Его образ появился в фильме с разрешения близких актёра и его отца Бориса Галкина. Правда, после премьеры, когда отец увидел результат, он расстроился и пожалел о своём разрешении:

«Печально что продюсеров не интересует талант, душа и особенности характера Владислава, если они решают без него демонстрировать только его изображение. Он был необычайный, пульсирующий, живой человек. А тут — манекен. Я глянул и тут же отключил. Я это просто физически смотреть не могу», — посетовал Борис Сергеевич.

Но продюсеров подобные опасения не остановили, и вот в этом году на российские экраны вышла кинокомедия «Манюня: Приключения в Москве», в которой зрители увидели ожившего Юрия Никулина.

Причем на экране герой Никулина появляется на втором плане всего на пару минут, как бы в роли-камео (директора цирка). Но в рекламе фильма на «живого» Юрия Никулина сделан главный акцент!

Я посмотрел этот фильм и не почувствовал той ауры, которая всегда исходила от Никулина и на экране, и на манеже. И что интересно, глаза у актёра постоянно двигались, но получились они абсолютно мёртвыми.

Известно, что родственники легендарного артиста дали добро на такое «оживление». А мне, рядовому зрителю, почему стало жалко Юрия Владимировича. Не думаю, что он сам согласился бы на такое использование своей внешности.

Но не только подобные задачи сегодня позволяет решать искусственный интеллект. Уже существуют программы, которые сами пишут сценарии, а потом сами же по этим сценариям снимают фильмы. По крайней мере, в мультипликации сегодня процент таких фильмов очень высокий. Думаю, что и для художественных кинолент скоро не понадобятся актёры, режиссёры, кинооператоры и т.д.

Load More Related Articles