От чекиста до короля: творческий путь Юрия Богатырёва

Трудно представить советское кино без Юрия Богатырёва. Стать артистом было для него предопределено судьбой. Он собирался пойти по стопам отца и стать военным, но через пару месяцев сбежал из Нахимовского училища, хотел учиться на художника, но помешала болезнь глаз. Тем не менее он продолжал рисовать – в основном портреты коллег – и дарил рисунки всем своим друзьям. Живопись по-прежнему была для него больше чем увлечением, она помогала ему и в актёрской профессии. Рисуя своих коллег-актёров, он ещё глубже изучал их характеры и изображал не просто лица. Каждым штрихом он раскрывал самые яркие черты личности, в каждом находил определённую изюминку. Актёр и художник считал, что неинтересных лиц не существует, просто нужно каждого разглядеть, что он и делал постоянно. Он любил встать где-нибудь в углу вагона метро и смотреть на пассажиров. Ему нравилось посещать выставки, общаться с людьми, близкими к нему по мировоззрению. Всё это шло в его актёрскую копилку.




Картины Юрия Богатырева. Взято из интернета.

К работе этот удивительный человек подходил тщательно, не боялся трудностей и порой шёл на жертвы. Так, ради роли Егора Шилова в знаменитом истерне Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Богатырёв должен был похудеть и долго сидел на капустных котлетах, а в эпизоде, где нужно было висеть над пропастью на скале, он отказался от каскадёра. Кого бы он ни играл, он всегда старался разобраться в своём персонаже. Даже Михаила Ромашова из «Двух капитанов» он не считал абсолютно отрицательным героем и относился к нему с сочувствием. Неординарный, мечущийся, постоянно переживающий и, самое главное, истинно любящий Катю – вот каким был для Богатырёва тот самый Ромашка, которого большинство читателей романа ненавидели.

Богатырёв не просто играл – он проживал жизнью своих героев и даже по окончании съёмок перенимал что-то от них. После роли Штольца он на какое-то время стал вегетарианцем, и только Ия Саввина, пожелавшая, чтобы в «Открытой книге» герои ели настоящее, не бутафорское мясо, вернула его к прежнему рациону.

В жизни Богатырёв был искренним, жизнелюбивым человеком, верным другом, замечательным рассказчиком. Его щедрость поражала многих, он никогда не ждал благодарности от людей, которым помогал. Это был очень сердечный человек, и всё, что он делал, шло от сердца.

Можно много говорить об этом талантливом актёре, неповторимом художнике и прекрасном человеке, но его роли расскажут не меньше, а может быть, и больше, чем факты из биографии. Предлагаем вашему вниманию обзор нескольких фильмов с участием Юрия Богатырёва.

«Вечно живые», режиссёры Олег Ефремов, Галина Волчек, Майя Маркова, 1976


Фото взято из интернета

В жизни случается много бед, но война – не просто беда. Это бедствие. Это страшная стихия, и тем страшнее она, что происходит по воле человека, в отличие от землетрясения. Герои фильма-спектакля по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» столкнулись с войной лицом к лицу. С самого начала войны их жизни перевернулись раз и навсегда.

Юная жизнерадостная Вероника по прозвищу Белка (Марина Неёлова) в душе ещё совсем ребёнок. Она любит Бориса (Олег Даль), её чувства взаимны, но он уходит на фронт добровольцем. Когда он пропал без вести, Белка выходит замуж за двоюродного брата Бориса Марка (Юрий Богатырёв). Конечно, поступки Марка далеки от идеала, его трудно назвать благородным. Он испытывает интерес к молодой женщине Антонине Монастырской (Елена Козелькова) и дарит ей игрушечную белку, которой дорожила его жена: это был подарок Бориса. Позже выясняется, что Марк обманным путём добывал себе бронь, чтобы не идти на фронт.

Даже в самых блестящих советских фильмах не обходилось без идеологии. «Вечно живые» – не исключение. Для советских людей такие, как Марк, – низкие, мелочные и трусливые, но Юрий Богатырёв никогда не делил людей на хороших и плохих. Для него существовал в первую очередь характер героя со всеми его сторонами. Он смотрел на персонажей и на людей в целом шире, чем этого требовала советская мораль, и тем гениальнее была его игра. Он заставляет задуматься о многом. Разве так уж виноват человек, если не хочет воевать? Почему он, собственно, должен этого хотеть? Если рядом есть герои, так и рвущиеся отдать свою жизнь во благо миллионов других людей и при этом навсегда отнять себя у близких и родных, почему остальные должны чувствовать так же и стремиться к тому же? И в чём вина Марка, что он несчастен с Вероникой? Разве он заставлял её выходить за него замуж?

«Ты стала очень взрослой, Вероника. Я люблю тебя. Если ты крупный человек, а всякий художник должен быть крупным человеком, ты обязана понять меня – понять, что я старался стать выше повседневности, обыденности и шаблона. Когда ты поступишь в институт и с головой уйдёшь в искусство, ты поймёшь, что, кроме него, ничего нет в мире и оно требует всего человека целиком, запрещает ему служить любой иной великой цели, так как служить двум великим целям нельзя». «Марк, твоя ложь удивительно похожа на правду, но всё гораздо проще: я тебя не люблю и я тебя никогда не любила. Мне было всего восемнадцать лет, и у меня всё перепуталось в голове. Я презираю тебя, но неужели ты думаешь, что Борис, который любил науку не меньше, чем ты свою музыку, а может быть, и больше, изменил ей, когда ушёл на войну?» Попытка Марка объяснить, что им двигало, донести свою правду не находит отклика. Вероника и все остальные не хотят понять, что у каждого человека своя правда. Ещё одна роль Юрия Богатырёва, в которой его героя можно назвать «чужим среди своих».

«Объяснение в любви», режиссёр Илья Авербах, 1977

Филиппок – так его называли друзья и знакомые: трудно звать по-другому такого трепетного, робкого и необыкновенно нежного человека. Так называла его и любимая женщина, чуть снисходительно, с грустной иронией и горьким налётом усталости. Одинокая, с маленьким сыном от погибшего комиссара, конечно, она хотела видеть рядом с собой другого человека – не такого, как Филиппок. Она и подругам говорила: «А он не мужчина!» «А кто же он?» – в недоумении спрашивали они. «Он – Филиппок!» Этим всё сказано. Юрий Богатырёв и Эва Шикульска блестяще воплотили образы своих героев в мелодраме Ильи Авербаха «Объяснение в любви». Это дуэт неба и земли, поэзии и прозы, мечты и реальности.


Фото взято из интернета.

Зиночка, практичная и далёкая от всего заоблачного женщина, сразу взяла в свои руки судьбу начинающего писателя и журналиста. Благодаря ей он, собственно, и стал журналистом, хотя поначалу ему нелегко давалась новая профессия. Он всегда был честным в первую очередь перед самим собой и стремился писать так, как велит сердце. Он писал обо всём, чему был свидетелем, не понимая, что в газетах не в первую очередь ценится правда. Он ездил в командировки в самые отдалённые уголки страны. В одной из поездок ему довелось побывать на свадьбе, больше похожей на поминки, и на похоронах (уже настоящих) убитого революционера Касымова. Он написал сразу о двух событиях, но когда его друг и покровитель Гладышев заметил, что нужно вычеркнуть кусок про свадьбу (как-никак это статья для газеты, там достаточно похорон), Филиппок заявил, что тогда ничего не нужно.

Зина твёрдо решила, что «сделает из него человека», она обращалась с мужем по-хозяйски, и это проявлялось даже в мелочах. Как по-матерински она поправляла его рубашку и волосы! Зина изменяла ему и не слишком тщательно скрывала от него измены. В конце концов она ушла, оставив его наедине с целым миром, который без неё не имел для него никакого смысла. Недаром, когда Филиппок говорил скрипачу в ресторане, что «человеку многое нужно», он смотрел именно на неё. Он любил свою жену до безумия, даже когда начал избивать. Его гнев – всего лишь боль разбитого сердца. Его руки, не способные на побои, опустились, он рухнул на колени перед любимой, обнимая её и обливая слезами. Говорят, что от любви до ненависти один шаг, а у Филиппка каждый шаг – от любви до обожания. От любви до самозабвения. Он провёл у её ног целую жизнь и сумел пронести это чувство до старости, не пролив ни одной капли, не дав увянуть ни одному цветку в своей душе. Когда он читал ей стихи Пушкина и называл их своими стихами, конечно, в его случае это не было плагиатом. Он был слишком интеллигентным человеком, чтобы присвоить себе даже одну чужую строчку, а назвал он их своими лишь потому, что Зина и была для него тем самым чудным мгновением, о котором писал поэт. Мгновением длиною в вечность. На войне он рыдал, вспоминая слова умершего Касымова, признавшегося, что Зина никогда его, Филиппка, и не любила. Это стало для него настоящим открытием. Открытием новой раны. «Перед смертью не врут!» – произнёс Филиппок, делясь со случайно встреченным незнакомцем своим горем, словно раньше ему и в голову не приходило, что его чувства безответны. Ему и в самом деле это не приходило в голову. Он сам дышал любовью и не представлял, что можно жить по-другому.

«Ты что-то хотел сказать мне?» «Что я тебя очень люблю». «Нет, ты хотел сказать что-то очень важное». «Но ведь это и есть важное». Реплики постаревших героев, сидящих на лавочке и беседующих в день рождения жены, вновь показывают их контраст. Они остались всё теми же. «Какие вы все беспомощные без меня!» – говорит изменившаяся (внешне) до неузнаваемости Зиночка. Но, быть может, на самом деле это она беспомощная без Филиппка? Прикоснуться к его душе, хрупкой и чистой – не в этом ли нуждалась она всю жизнь, хотя и не могла понять свою жажду? Не потому ли она, казалось бы, такая далёкая от поэзии, всё-таки вернулась к нему после войны, хотя уже давно жила с неким инженером? «Снимай сапоги, Филиппок, я вымыла пол!» – так обыденно встретила она бывшего и снова настоящего мужа после долгой разлуки, но в её взгляде можно разглядеть смутную искру тепла, пусть даже не похожую на пожар любви, бушевавший в душе Филиппка.

Юрий Богатырёв умел великолепно исполнить любую роль. Ему доводилось играть самых разных людей, с разными характерами, иногда совершенно не похожих на него, как, например, Андрей Штольц из «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова. В «Объяснении в любви» актёр сыграл почти самого себя. Добрый, светлый, тонкий и ранимый, Богатырёв и в жизни был очень похож на своего героя.

Интересно, что тот же Авербах двумя годами позже снял другой фильм – «Фантазии Фарятьева» с Андреем Мироновым, в котором главный герой очень напоминает Филиппка. Даже жизненные ситуации у них похожи: оба безгранично любили двух женщин, обоим было позволено любить, оба страдали. И всё же Филиппку повезло больше, чем Фарятьеву. «Ах ты Филиппок мой!» – эту фразу часто повторяла Зина в молодости, её же она произнесла много лет спустя на той самой лавочке в день рождения. Можно по-разному понимать её (Авербах – мастер полутонов и недосказанности), но что-то подсказывает, что это и было объяснением в любви со стороны Зины.

«Мой папа – идеалист», режиссёр Владимир Бортко, 1980


Фото взято из интернета.

Юрий Богатырёв никогда не играл своих персонажей однозначно. Даже если его герой был чёрствым по словам, поступкам и поведению, как в мелодраме Владимира Бортко «Мой папа – идеалист», всё равно актёр вносил в свою роль нечто, приоткрывающее разные грани персонажа. Борис Петров, казалось бы, саркастичный и едкий человек, он плохо ладит с отцом (Владислав Стржельчик), а с молодой женой отца Алёной (Наталья Варлей) общается так, что женщине некуда деться от его издёвок. Однако неслучайно весь фильм построен на контрастах, настоящее то и дело сменяется воспоминаниями. Так же и герой Богатырёва – на протяжении фильма зритель видит сцены, в которых просыпается другая сторона Бориса. Эти стороны контрастны, как прошлое и настоящее, но именно в них заключена вся полнота человеческой натуры. Сейчас он мрачно посмеивается над идеализмом отца, но уже вскоре приходит в гости к матери на день рождения её мужа и вспоминает, как ребёнком переживал развод родителей. Наслаждаясь собственным реализмом на грани с циничностью, он заявляет, что человека может спасти только реанимация, да и то не всегда, а потом он же звонит своей возлюбленной Майе, с которой у них давно затяжная ссора, и признаётся, что не может без неё. А когда Алёна должна родить, он соглашается побыть рядом с ней в роддоме. И несмотря на открытую концовку (выживет или нет Алёна?), хочется верить, что герои нашли друг с другом пусть даже хрупкое, но взаимопонимание, пусть зыбкую, но гармонию. Недаром Борис, прогуливаясь во дворе больницы, насвистывает начало Первого концерта Чайковского – именно эту музыку его отец вплёл в основную ткань своей оперетты, а в следующей сцене, когда сам Сергей Юрьевич бежит с цветами на встречу с супругой и уже мамой новорождённого сына, за кадром звучит та же музыка в исполнении оркестра.

«Дон Сезар де Базан», режиссёр Ян Фрид, 1989

Одно из достоинств комедийного жанра – это то, что короли могут быть смешными. И не просто смешными – потешными. В комедиях часто происходит именно так: короли похожи на шутов, а шуты – на королей. За примером далеко ходить не приходится. «Дон Сезар де Базан» – весёлый водевиль, в котором всё шиворот-навыворот. Впрочем, не такова ли и есть наша жизнь?


Фото взято из интернета.

Увидев на площади красивую танцовщицу Маритану (Анна Самохина), испанский король Карлос II (Юрий Богатырёв) не на шутку увлекается ею. Однако танцовщица выходит замуж за Дона Сезара (Михаил Боярский), который не сразу узнаёт, что его соперником является сам король. Для роли Карлоса II, который и в жизни не был красавцем, гримёры совершенно обезобразили внешность актёра, чего стоит оттопыренная нижняя губа его величества! Трудно узнать в этом страшилище импозантного Юрия Богатырёва, и тем не менее он украшает фильм. Его герой вызывает улыбку, а не осуждение, и совершенно не хочется называть его негодяем. Его мимика неподражаема. Он радуется, гневается, смеётся, огорчается – он живой человек со своими слабостями. Интересна сцена, в которой Карлос II встречается с Доном Сезаром и оба называют себя друг другом: король заявляет, что он граф де Базан, а настоящий граф, в отместку поддразнивая короля, называет себя его величеством. Забавно наблюдать, как ошарашен и возмущён монарх, но, втянутый в эту хитроумную игру, вынужден принимать её правила.

«Дон Сезар де Базан» – последний фильм с участием Юрия Богатырёва.


Юрий Богатырев.Автопортрет.Иллюстрация взята из интернета.