От –60 до +20 см : кому в кино рост убавляли и добавляли

Убавить и добавить можно многое: кудри и лысину (парик), щеки и вес (вата, накладки)…

Но вот рост – одно из самых проблематичных изменений, которые порой надо претерпеть актеру и с которым приходится корпеть множеству сотрудников съемочной группы.

Picture background

Замечательно, когда актер подходит и по таланту, и по амплуа, и по внешним данным, вплоть до роста, даже в уникальных случаях.

Скажем, обаятельная, но не совсем юная (почти 38 лет) Янина Жеймо попала на заглавную роль в «Золушку» 1947 г. после того, как Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро узнали ее рост (148 см!) и размер ноги (31-й!!). Режиссеры умилились и выбрали ее среди прочих претенденток. И не ошиблись: сыграла она просто бесподобно.

Однако бывает, что актер по всем параметрам для роли подходит, а вот «ростом не вышел». Вот тогда приходится изощряться самыми разными способами. Причем речь не только о компьютерной графике (можно нарисовать что угодно), но и о, так сказать, естественном увеличении роста.

Давайте рассмотрим несколько интересных примеров, как в разные годы в различных кино рост добавляли и убавляли.

1. «Смешались в кучу кони, люди»… хоббиты, эльфы..: +20, –47 и –60 см

Одни из самых часто обсуждаемых примеров кино, где съемочной группе пришлось весьма активно «играть» с ростом, – франшизы Питера Джексона «Властелин колец» 2000-х гг. и «Хоббит» 2010-х гг.

Здесь, помимо многого прочего, пришлось соблюдать «габариты» персонажей. Вот вам для веселого сравнения:

  • самый высокий по сюжету Арагорн, по книге и заметкам Джона Рональда Руэла Толкиена, доходил примерно до 198 см. А сыгравший его Вигго Мортенсен куда как ниже – около 178 см. Получается, актеру надо было «ловким движением руки» добавить +20 см;
  • близкий рост был у Леголаса – под 200 см. Воплотившийся в него Орландо Блум выше среднего – 180 см. Но и его для игры эльфа пришлось увеличивать на +20 см;
  • самая высокая (согласно «Нуменорским линейным мерам») среди эльфиек за всю историю Средиземья Галадриэль достигала 193 см. Рост же актрисы Кейт Бланшетт составляет 174 см. То бишь ей, как и уже названным коллегам по съемкам, пришлось плюсовать около +20 см;
  • с Билли Бойдом же вышла обратная ситуация. Он в жизни достигает 169 см, а сыграл 122-сантиметрового хоббита Пиппина. Итого с ним пришлось «химичить» аж на –47 см;
  • ну, а Джон Рис-Дэвис, исполнивший роль гнома Гимли, оказался выше своего героя на целых 60 см. Ему потребовалось снижать рост на добрые –60 см

СМИ уверяют, что самым крепким из всех актеров был именно Рис-Дэвис, и с ним пришлось возиться больше всего: соблюсти «формат» Толкиена, подчеркнуть разницу в росте представителей рас…

Так, в сцене в таверне «Гарцующий пони» задействовали множество статистов, которые передвигались на ходулях, тем самым акцентируя маленький рост хоббитов.

Кроме того, много снимали на отдалении: герой, стоящий позади, визуально кажется более низким.

Не забывали и о реквизите спец. размеров. К примеру, маг Гэндальф смотрелся великаном рядом с домиками, скамеечками и столиками Шира. Хоббитам же в таверне дали нарочито большие кружки, которые вроде как предназначались для людей, а малоросликам были «велики».

Также применяли установки, которые передвигались одновременно с камерой, воспроизводя ощущение перспективы на протяжении всего кадра.

Наконец, разумеется, пришлось попотеть монтажерам, «скрещивая» разные съемки, и программистам, придумывая всё новые и новые ухищрения на компьютерах…

2. Спец. туфли Владимира Высоцкого: + 5 см

Когда в 1968 г. Георгий Натансон собирался снимать кино СССР «Еще раз про любовь», он на роль физика Электрона Евдокимова пригласил Владимира Высоцкого. Режиссеру казалось, что актер подходил по сценарию.

Была, впрочем, небольшая «закавыка»: бард оказался ниже своей партнерши – Татьяны Дорониной.

Рост Высоцкого составлял 170 см, рост Дорониной – 173 см. Разница была не ахти какая. Скорее, в духе известного анекдота: «Ну, yжac. Но не yжac-yжac-yжac».

Однако и 3 см разницы смутили актера. И тогда он заказал подготовить для него спец. туфли с каблуками, чтобы в одной сцене смотреться даже не просто на одном уровне, но чуть выше партнерши. Таким образом ему удалось выиграть порядка +5 см.

Сценарист Эдвард Радзинский назвал пробы нашего барда длинными – настолько, очевидно, тщательно их проводили. И все равно Владимир Семенович на роль, увы, не прошел. Просто режиссер сопоставил фактуру Высоцкого и Дорониной и счел, что они, как говорили в то время при разводах в загсе, не сошлись характерами.

И впрямь: Высоцкий был сплошным порывом, Доронина – вещью в себе. Но сама история о том, как Высоцкий туфли заказывал, в анналах осталась… 🙂

Впрочем, в подобных «хара́ктерных» альянсах Высоцкий участвовал в «Коротких встречах» Киры Муратовой 1967 г. Да и ниже он в других фильмах порой смотрелся рядом с партнершами. Вспомнить хотя бы «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера 1979 г.: Матлюба Алимова была выше его на 3 см, а за счет прически, пожалуй, казалась и вовсе на всё те же +5 см…

-2

3. Ухищрения по снижению роста для «Дикой Розы»: –30 см

А вот в мексиканском сериале «Дикая Роза», снятом в конце 1980-х гг. и показанном в СССР на стыке с 1990-ми гг., вышла обратная ситуация. Там режиссеру Беатрис Шеридан пришлось выкручиваться, чтобы под главную героиню – Розу по прозвищу «Дикарка» – подобрать соответствующих партнеров.

Рост Вероники Кастро составляет 153 см. Чтобы органично смотреться рядом с нею в кадре, требовались и другие актеры ниже среднего роста. Однако попробуй таких набрать. И ведь надо было исходить в первую очередь все-таки из соображений игры самого актера, из его умения воплотиться в образ…

Так и получилось, что, скажем, исполнитель главной роли Гильермо Капетильо возвышался над уровнем моря на 185 см, сыгравший адвоката Клаудио Баэс – на 171 см… Очень условно можно сказать, что для гармоничности главной лирической пары требовалось «выиграть у природы» около –30 см.

Разумеется, их всех надо было, так сказать, компактно уместить в кадре.

Впрочем, сюжет был настолько эмоциональным, актеры – настолько обаятельными, а сам жанр сериала для советских зрителей в то время – настолько непривычно желаемым, что публика и не заметила небольших хитростей. Так, часто в кадре актеры:

  • стояли чуть дальше от Вероники;
  • были скрыты столами, прочей мебелью и другими предметами;
  • приседали, когда они были не полностью видны перед камерой, и слегка наклонялись, попадая в кадр целиком;
  • просто сидели, а то и лежали.

Все эти ухищрения помогли скрыть большую разницу в росте. В итоге выглядело, будто между «Дикаркой» и ее собеседниками разница – какая бывает обычно между людьми среднего или чуть меньшего роста.

4. «Единственный шанс сыграть человека ростом 140 см»: –50 см

Так высказался Жан Дюжарден – исполнитель главной роли во французской комедии Лорана Тирара «Любовь не по размеру» 2016 г.

Причем по сценарию его герой был еще ниже: 136 см. А рост самого актера – 182 см. Это ж –46 см, почти полметра разницы!

Дело усложнялось тем, что режиссер с самого начала решил: лилипута на роль не возьмет, у персонажа должно было быть телосложение обычного человека, хоть и с необычным ростом.

Поэтому для того, чтобы подчеркнуть, причем весело, разницу в росте между персонажами, вовсю использовали спецэффекты, к примеру:

  • по старому доброму принципу, который применяли еще художники эпохи Возрождения, баловались с перспективой – главного героя размещали как можно дальше, а остальных ставили поближе к камере. Так получалось, что он смотрелся малюсеньким;
  • предметы перед камерой поднимали или надстраивали;
  • заставляли актеров выполнять разные трюки, от простеньких до чуть более сложных. Допустим, герой в одной сцене спрыгивал со стула, а в другой – вставал на колени перед «высокой» героиней;
  • сцены снимали с дублерами;
  • ну и, разумеется, не обошлось без компьютерной графики.

Load More Related Articles