Казалось бы у них было всё, что нужно для счастья: известность, любовь зрителей, признание коллег. И даже, возможно, до поры было то самое счастье, к которому стремится человек. Большое, маленькое — у всех разное, но своё. Вот только удача прошла стороной. Каждому из них, осознанно или нет, пришлось в столкнуться с другой стороной жизни, часто сокрытой от большинства людей. Увидеть её изнанку: грязную, мерзкую, смертоносную.
Наши сегодняшние герои такие разные, но им пришлось заплатить высокую цену, потому что черта между светом и тенью практически незрима в этом мире. И столкновение с нечестью, вышедшей из тени, никогда не проходит бесследно.
Юрий Каморный
Его считали записным красавцем советского кино и необычайно талантливым актером, способным воплощать харАктерные роли как на театральной сцене, так и на телеэкране. Удивительный дар перевоплощения позволял не играть, а проживать жизнь своих героев. Ярко, хлестко, по-настоящему.
Юрий Каморный родился 8 августа 1944 года в городе Алапаевске Свердловской области. Отец умер рано, не дожив и до 30, так что сына мама воспитывала одна. Он с детства мечтал стать актером, быть в центре внимания, под светом софитов. Окончив алапаевскую среднюю школу устроился работать на кировский комбинат «Апатит» электриком-ремонтником, одновременно посещая театральную студию городского Дворца культуры. Но он заикался с детства, что фактически ставило крест на актерском будущем.
В 1962 году ему удалось сделать первый шаг к осуществлению мечты — Каморный поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Пришел «поболеть» за друга, как вдруг режиссер Зиновий Корогодский предложил наблюдателю и самому попробовать сдать экзамены. И ему удалось! Как позже удалось победить заикание.
Первый же художественный фильм «Зося», ставший совместной работой советских и польских кинематографистов и в котором ему удалось сняться еще в студенческие годы, оказался невероятно популярным у зрителей. Молодого актера заметили, по достоинству оценив творческий потенциал и актерскую игру.
Но настоящим триумфом стала роль танкиста, лейтенанта Васильева в киноэпопее о Великой Отечественной войне «Освобождение».
В 1967 году Юрий Каморный пришел в Ленинградский театр юного зрителя имени А. А. Брянцева, в котором трудился до 1976 года, параллельно снимаясь в кино. Его герои до сих пор никого не могут оставить равнодушным: Игорь Лозицкий в «Карантине», Валерий в «Проводах белых ночей», Таранцев в «Буднях уголовного розыска», шут Клем в «Стрелах Робин Гуда», лейтенант Копылов в «Голубых молниях» — перечислять можно долго.
Со стороны он выглядел настоящим мужчиной, словно сошедший с агитплакатов или телеэкрана (так, в сущности и было — мы часто путаем создаваемые актерами образы с их реальным характером) — надежный, взвешенный, уверенный в себе. А в жизни был ранимым и потому резким, безоглядно бросающимся в омут с головой. Любил любить и быть любимым.
Каморный никогда не испытывал недостатка женского внимания, его всегда окружали женщины. Поклонницы прохода не давали. Караулили возле театра и в подъезде собственного дома. Обращали внимание и партнерши по съемочной площадке. Первую большую любовь Юрию Каморному подарила «Зося»: на съемках он познакомился с польской актрисой Полой Раксой. Это была буря эмоций, шторм, натиск… закончившиеся штилем.
Позже Ракса рассказывала, что сама разорвала отношения:
Я сразу поняла, что он — фатальный человек. А я не хотела зависеть от превратностей судьбы…
Еще в студенческие годы Каморный женился на актрисе Ирине Петровской. В 1967 году в семье родилась дочка Полина. Но счастье не продлилось долго. Устав терпеть постоянные измены мужа, Петровская ушла от него. А позже и вовсе эмигрировала за границу, лишив возможности отца видеться с дочерью.
Имела ли она моральное право так поступить?
Друзья говорили, что именно после этого актер «запил горькую», пристрастившись к алкоголю. Но не остепенился и крутить романы не перестал.
Затем случилась сумасшедшая любовь с Нонной Мордюковой (кстати, артиста часто сравнивали с её мужем, знаменитым Штирлицем, Вячеславом Тихоновым). Любовь хоть и была фееричная, но односторонняя. Юрий Каморный стал завсегдатаем ее спектаклей, часто приходил в гримерку, делая откровенные признания. Но Нонна Викторовна, будучи на 20 лет старше поклонника и имея крутой нрав, даже повода не давала усомниться в собственной порядочности. А в один из дней попросту спустила навязчивого ухажера с лестницы. Говорят, что он тогда грозился прострелить себе руку, если не встретит взаимности… Что это — легенда или реальность — но дело закончилось «скорой».
Он тонул в алкоголе, развивалось нервное истощение, спровоцированное перенесенным в детстве менингитом и полученной на съемках «Зоси» контузией. Поэтому рано или поздно это должно было привести к трагедии.
Знакомство с Адой Ставиской (много позже она станет известным кинопродюсером, снявшим такие сериалы как «Тайны следствия» и «Ментовские войны»), работавшей администратором на «Ленфильме», казалось, вернуло Каморного к жизни. Но ненадолго. Через несколько лет Ада оставила его, не в силах терпеть беспробудное пьянство и участившиеся нервные срывы.
В конце 70-х карьера актера пошла в гору, в 1980-м он удостоился звания заслуженного артиста РСФСР. Но для Каморного это время стало закатом. В процессе съемок в Литве Юрий познакомился с гримером литовской киностудии Вандой Сапкайте, пытаясь «зализать раны» после расставания с Адой. Ванда перебралась к нему в Ленинград, и этот переезд едва не стоил ей жизни.
Говорят, что мальчик от мужчины отличается лишь качеством игрушек. В жизни Юрия Каморного было две страсти: женщины и холодное оружие. Ножи стали любимой игрушкой актера. Он ими любовался, их собирал, искал редкие экземпляры и знал о них практически всё. И в конечном итоге обе страсти и привели к печальному концу.
Он никогда не имел отношения к криминалу. Но взяв в руки нож, чтобы покуситься на человеческую жизнь, перешел грани дозволенного, моментально превратившись в преступника. И это преображение, не на экране, а в реальности, поставило точку в яркой судьбе.
27 ноября 1981 года соседи по коммуналке услышали истошные крики. Ванда звала на помощь.
Существует несколько версий гибели Каморного, но отличаются они больше деталями. По сути, актер в припадке схватил кинжал из своей коллекции и приставил к горлу Сапкайте. Прибывшим по вызову сотрудникам милиции не осталось ничего другого, кроме как применить оружие. Пуля, попавшая в ногу, перебила бедренную артерию, и актер умер от потери крови.
Что послужило триггером, запустившим реализацию убийственного в прямом смысле слова сценария, когда Каморный вознамерился расправится со своей возлюбленной, так и осталось загадкой. После смерти друзья говорили, что у него участились приступы паники, всюду мерещился отец, а времени на лечение не хватало — надо было работать.
О смерти популярного киноактера не распространялись, никаких некрологов в газетах опубликовано не было, и даже многие коллеги узнали о случившемся много позже. Такая таинственность породила в Ленинграде слухи, что к убийству Юрия Каморного приложило руку КГБ…
Галина Федоровна похоронила своего сына подальше от места, где происходили все события, в городе Старая Русса Новгородской области.
Юрию Каморному было всего 37 лет.
Анастасия Иванова
Она запомнилась зрителям, снявшись в роли Лиды в фильме 1981 года «Не могу сказать «прощай», во время работы над которым познакомилась с популярным в СССР актером Борисом Невзоровым и вскоре стала его женой. В 1984 году её пригласили сниматься в фильме «Батальоны просят огня», но замена актерского состава, когда многие оказались за бортом съемочного процесса, стала для Анастасии Ивановой сильным ударом.
Для неё это была большая трагедия. Она её подкосила, — вспоминал позже Борис Невзоров.
А с середины 80-х, когда во главу угла встали деньги и подражание голливудскому кино, выставляющему напоказ тело, а не душу, и когда типаж скромных романтических героинь, для которых идеально подходила актриса, вышел из моды, на нее перестали обращать внимание. Но в то время в семье как раз родилась дочь, и Анастасия смогла всю себя посвятить ребенку.
Она родилась 24 июля 1958 года в солнечном Адлере на берегу Черного моря. Училась в 49-й средней школе, посещала театральную студию, активно участвуя в самодеятельности. В 17 лет отправилась покорять столицу, мечтая поступить в театральный ВУЗ. Ей удалось успешно сдать экзамены в 2 института, но она выбрала Школу-студию МХАТ, окончив которую в 1979 году по распределению попала во Владимирский театр драмы. Но таланту всегда улыбается удача, и вскоре ей удалось перебраться в Москву: Московский драмтеатр пригласил молодую актрису в свою труппу.
И переезд стал для Анастасии Ивановой судьбоносным. Здесь она не только блистала на театральных подмостках, но и получила предложение от режиссера Бориса Дурова исполнить главную роль Лиды Теняковой в фильме «Не могу сказать «прощай!» Только в первые месяцы проката картину посмотрели более 32 млн. зрителей.
Актеры — люди творческие, чрезвычайно ранимые — иначе не получиться достоверно проживать чужие жизни. Периоды неудач проходят для них очень больно и трудно, оставляя плохо заживающие раны. Невостребованная в кино, Анастасия Иванова пыталась вновь найти себя в театре, но на дворе уже был конец 80-х. В период всеобщего дефицита и хронического безденежья кому интересны пьесы и антрепризы?
По рассказам папы, любая неудача в театре или в кино ею очень остро переживалась, — вспоминала позже дочь актрисы Полина Невзорова. — Это для любого актера трагедия: жизнь закончена, больше ролей не будет, никто не даст сыграть…
Тогда многим было тяжело, но Невзоров с Ивановой старались поддерживать друг друга. Искали какие-то решения. В начале 90-х Борис Невзоров начал пробовать себя в режиссуре и предложил супруге сняться в своем фильме «У попа была собака…» Она согласилась, но маленькая роль не могла удовлетворить амбиций актрисы.
В какой-то момент Настя просто замкнулась, стала в религию уходить. Они купили с Борисом дом в Сергиев Посаде. И в принципе, в планах у нее было уйти из профессии, — рассказывал в одном из интервью партнер Ивановой по фильму «Не могу сказать «прощай» Сергей Варчук.
3 июня 1993 года Борис Невзоров спешил домой поделиться радостью, что трудные времена остались позади. Впереди обоих ждали съемки в большом кинопроекте, которому надлежало послужить триумфальным возвращением Анастасии Ивановой на киноэкраны. Но узнать о радужных перспективах ей было не суждено.
Борис Гергиевич открыл дверь в квартиру своим ключом и… окунулся в кошмар. Увиденная картина еще долго будет сопровождать его в страшных снах. Преступник безжалостно расправился с женщиной, задушив удавкой и нанеся перед этим два ножевых удара. А его добычей стали три кольца и старый видеомагнитофон.
Тогда следствие долго топталось на месте. Первым под подозрение попал сам Борис Невзоров. Затем из-за незначительности пропажи оперативники пришли к выводу, что преступник — наркоман, которому на дозу хватило и этого. В конечном итоге так и оказалось.
Оставленные на месте преступления отпечатки пальцев позже были найдены в другом месте. Убийцей оказался хороший знакомый Анастасии Ивановой и Бориса Невзорова, с которым их когда-то познакомил Александр Савченко, игравший с Ивановой в одном театре и снимавшийся в фильме «Не могу сказать «прощай». Сергея Просветова многие хорошо знали в театральной среде.
В какой-то момент он даже был прописан в нашей квартире. Мама с папой согласились помочь, каждый же может оказаться в трудной ситуации, — рассказывала Полина Невзорова.
Милиции в конечном итоге удалось восстановить картину происшедшего. Придя в дом к Ивановой, Просветов предложил помянуть Александра Савченко, скончавшегося несколько лет назад из-за проблем с сердцем. В разговоре с матерью по телефону, у которой в Адлере как раз гостила Полина, она сказала, что проводит время со знакомым из театральной тусовки. Только имени гостя не назвала.
Просветов накинулся на нее, пока ничего не подозревавшая актриса накрывала на стол. Но предстать перед судом убийце не пришлось.
Он сам был убит — сыном своей любовницы, 13-летним мальчиком. Тот нанес Сергею 17 ножевых ранений, — поделился в одном из интервью Борис Невзоров…
Вместо эпилога
Мы часто забываем, что человеческая жизнь — субстанция неустойчивая, хрупкая, подверженная воздействию извне. Нам кажется, что всё вокруг — это данность, что так было и будет всегда. Но наше представление — лишь иллюзия. Иногда достаточно мелочи, мига, неосторожного движения или нечаянно брошенного слова, чтобы оборвать тонкую нить мироздания.
Мы часто верим, что завтра будет лучше, чем вчера. Между тем, для героев нашей статьи «завтра» никогда не наступило…
Помни об этом, дорогой читатель!