По случаю 90-летнего юбилея рассказываем о тернистом пути народного артиста СССР.
Олег Валерианович родился в Москве в 1934 году. Его родословная восходит к грузинам, перебравшимся в столицу из региона Тао-Кларджети, ныне являющегося частью Турции. Идея вернуть в фамилию окончание «-швили», характерное для всех выходцев из Восточной Грузии, принадлежит его отцу Валериану Нашревановичу. До этого все представители семьи артиста носили русский вариант Басиловы. Мама Олега была выдающимся филологом и одним из главных популяризаторов идей Московской лингвистической школы и реформы орфографии. В автобиографии «Неужели это я?! Господи..» юбиляр с теплотой вспоминал, как она трудилась над словарями, привлекая того к работе. К примеру, Олег помогал маме составлять словарные карточки, за что получал по одной копейке за каждую. Воспитанная московскими интеллигентами Ирина Сергеевна стремилась привить сыну и своим ученикам гуманистические и демократические ценности.
После начала Великой Отечественной войны семье пришлось эвакуироваться в Тбилиси. Старший брат Олега Георгий ушел на фронт и не вернулся, прослыв без вести пропавшим. Лишь спустя семьдесят пять лет, в 2017 году, артисту удалось найти информацию о нем: оказалось, что он скончался от ранения в смоленском госпитале. На территории Грузинской ССР боев не было, но жизнь была далека от мирной. Во-первых, регион был фактически изолирован от остальной страны, а транспортная связь поддерживалась только через порты в Каспийском море и Среднюю Азию. Во-вторых, более 60% продукции, произведенной на территории республики, уходило на нужды армии и флота. Все это в совокупности привело к тому, что в Грузии в первые годы войны свирепствовал массовый голод. Сам Олег после переезда в Тбилиси заболел туберкулезом, но чудом смог выкарабкаться.
В переломный 1943 год, когда противник начал массово отступать к границам после поражения в Сталинграде, семьей Басилашвили было принято решение вернуться в Москву. У будущего актера с учебой не заладилось с самого начала. В гимназии дела шли плохо, а когда он с грехом пополам ее закончил, встал вопрос о получении высшего профессионального образования. Когда отец Олега узнал, что тот поступил в школу-студию МХАТ, он пришел в ярость и отказался поддерживать творческие устремления сына. Мать была более благосклонна, хотя и огорчена тем, что он не выбрал филологическую специальность.
Первую большую роль актер получил в «Невесте», черно-белой экранизации одноименного рассказа Чехова. До этого он уже дважды снимался в кино, правда, в эпизодических ролях. Однако театральная карьера у него складывалась в разы лучше. На протяжении последующих двадцати лет у Басилашвили не было главных ролей: в лучшем случае доставался второй план, как то было в «Живом трупе», где солировал Баталов, или в «Возвращении «Святого Луки», где вперед выходили Дворжецкий и Санаев. Тем не менее актер был на хорошем счету у режиссеров, а благодаря роли белогвардейца Лахновского в «Вечном зове» пользовался относительной популярностью у зрителей.
В 1971 году он чуть не получил роль Остапа Бендера в фильме «12 стульев». Как затем признавался Олег Валерианович в документальной ленте «Тостуемый пьет до дна», Леонид Гайдай пообещал Басилашвили, что утвердит его на роль, если тот похудеет на 20 кг. Актер свою часть сделки выполнил (даже перевыполнил на 15 кг!), но затем случайно узнал, что фильм уже на протяжении какого-то времени снимают, а в роли авантюриста и «великого комбинатора» значится Арчил Гомиашвили. Следующей большой ролью актера мог стать Ипполит в «Иронии судьбы, или С легким паром!» Рязанова. Тот уже был готов приступить к съемочному процессу, но из-за смерти отца был вынужден отказаться от предложения.
Первым же по-настоящему грандиозным успехом в кино для актера стал «Служебный роман» все того же Рязанова. Сам Басилашвили пробовался на роль Новосельцева, и поначалу режиссер склонялся к этому кастинговому решению, но затем понял, что Мягков больше подходит для этого героя. Олег же получил роль подлого карьериста Самохвалова. Впрочем, сам неоднократно упрашивал Эльдара Александровича поменять их местами, потому что, по его мнению, уставший вид человека, регулярно мотающегося между Москвой и Ленинградом гораздо ближе к образу неряшливого и зачуханного Новосельцева.
После выхода на экраны «Служебного романа» карьера Басилашвили получила второе дыхание. В 1979 году он сыграл в «Осеннем марафоне» Данелии, где исполнил роль мягкотелого и нерешительного Бузыкина, который мечется между женой и молоденькой любовницей. После этого его вновь позвал в свой фильм Рязанов. Актер даже шутил (шутил ли?), что у них была бумажная расписка, что Эльдар обязан звать Басилашвили в каждую новую картину. Большую известность Олегу принесла роль Рябинина в «Вокзале на двоих», который был показан в Каннах и занял первое место в голосовании читателей «Советского экрана». Их экранный дуэт с Людмилой Гурченко полюбился миллионам зрителей.
Восьмидесятые вообще для актера получились богатыми на культовые роли. В 1985 году он воплотил на экране следователя Владислава Костенко в сериале «Противостояние», затем сыграл в двух «перестроечных» лентах Шахназарова — поколенческой драме «Курьер» и сатирической антиутопии «Город Зеро». Позже актер уже в постсоветские времена снимется у Карена Георгиевича в «Снах» и «Ядах, или Всемирная история отравлений».
Как бы то ни было парадоксально, но, вне всяких сомнений, самый известный образ, который на себя примерил Басилашвили, также случился уже в 2000-е. Речь, конечно же, идет о Воланде в экранизации «Мастера и Маргариты» режиссера Владимира Бортко. Несмотря на то, что у Булгакова князь тьмы описывается как мужчина средних лет, а Олегу Валериановичу было уже за семьдесят, именно его Воланда часто называют наиболее каноничным и близким к тексту первоисточника. Актер не побоялся воплотить на экране этот мистический образ, несмотря на то, что уже тогда оригинальное произведение пользовалось дурной славой — некоторые даже называли его «проклятым». Что интересно, Басилашвили наотрез отказывается смотреть новую экранизацию режиссера Михаила Локшина, считая, что та слишком далека от булгаковского романа.