Олег Табаков : «Решаюсь на любовь со студенткой. Я профессор, она студентка. Щекастая такая…»

Его история настолько невероятна, что похожа на вымысел.

Он был почитаем, превозносим, боготворим ни одним поколением. Его считали баловнем судьбы и любимцем фортуны. Ведь ему удалось достичь всего, о чем можно мечтать: лучшие роли, обожание народа, уважение власть имущих.

1964 год. Последняя репетиция спектакля Обыкновенная историязатянулась допоздна. Была уже почти ночь, когда режиссер спектакля Галина Волчек попросила главного героя Олега Табакова пройти еще одну сцену. Он с готовностью согласился. Хотя чувствовал, что от усталости уже с трудом стоит на ногах. Неожиданно добавилась тупая боль в сердце.

Табаков остановился, перевел дыхание, подумал: “ничего, сейчас пройдет”. Повернулся, чтобы произнести очередную реплику, и, как подкошенный рухнул на пол. Актеры онемели от испуга. Кто-то бросился звонить в “скорую”. Чуть позже диагноз врачей ошеломил всю труппу: Инфаркт из-за полного истощения организма.

Поверить в это было почти невозможно. Олегу Табакову было всего 29 лет.


«Обыкновенная история» на сцене театра «Современник. Олег Табаков и Галина Соколова.

За свою жизнь Олегу Табакову пришлось бороться еще до своего рождения. У матери Марии Андреевны, была дочь от предыдущего брака. Рожать еще одного ребенка в непростые 30-е ей казалось неправильным.

Она пыталась самостоятельно прервать беременность. Пила какие-то особые отвары, ложилась в ледяную воду. Потом Олег Павлович скажет, что бойцовский характер выработал именно в этот период. Еще в утробе матери. И сохранил на всю жизнь.

Родители Олега Павловича были врачами, жили в Саратове. Когда началась война, Олегу было всего 6 лет. Отец ушел на фронт, и четыре страшных года маленький Лелик прожил в томительном ожидании его возвращения.

В свободное время Олег приходил в госпиталь, где работала мама, и пел песни перед тяжелораненными. Ему казалось, что благодаря его детским выступлениям им становилось легче. Тогда Табаков впервые понял, какое действие может производить на людей искусство.

В 1945 году Павел Кондратьевич вернулся. На его груди красовались Орден Красной Звезды, медаль “За отвагу”. Олег, не помня себя от счастья, бросился к отцу.

Но тот почему-то стал очень отстраненным. А потом сообщил, что полюбил другую женщину и приехал только за вещами. Это известие ошеломило семью и стало одним из самых трагичных в судьбе Олега. Он неоднократно говорил, что в этот момент ощутил физическую боль.

И дал себе слово, что никогда не поступит так со своей семьей.

Никогда не допустит страданий своих детей. И обязательно добьется головокружительного успеха, чтобы доказать отцу, что тот зря бросил такого сына.

Еще одно тяжелое воспоминание осталось у Олега с тех времен на всю жизнь. Все военные и послевоенные годы мальчик испытывал чудовищное чувство голода, которое не давало покоя ни днем, ни ночью. Он со стыдом рассказывал, как мама приносила суп, который ей давали на работе. Олег понимал, что мама недоедает, но ничего не мог с собой поделать от голода.

Сразу после войны маленький Лелик получил еще один важный жизненный урок. По главной улице Саратова вели пленных немцев. Они шли нескончаемой толпой: исхудавшие, запуганные, ненавистные. Олег, прижавшись к своей бабушке, с ужасом смотрел на врагов, которые еще недавно топили в крови его родную страну.

Вдруг его бабушка достала из авоськи хлеб, который они получили по карточке, отломила небольшой кусок и велела Олегу отдать пленным. Ошеломленный внук с немым вопросом смотрел на нее. Ведь хлеба и так было очень мало.

Но бабушка спокойно ответила: «Это побежденный враг. К нему тоже можно испытывать жалость». История с хлебом получит продолжение в жизни Табакова спустя почти полвека.

А пока, разочарованный и обиженный на весь мир из-за ухода отца, Лелик связался с уличной саратовской бандой. И целыми днями не бывал дома. Мать, чтобы вырвать сына из дурной компании, отдала его в шахматный кружок. Но долго заниматься там будущему актеру не пришлось.

В соседней аудитории ставили пьесу, и выяснилось, что там катастрофически не хватает мальчиков. Олег согласился помочь. Так Олег Табаков попал в мир, который навсегда стал для него родным. Его главным проводником стала учительница Наталья Сухостав. Благодаря ей он не только начал чувствовать себя счастливым, но и, как в военные годы, понял, что приносит радость окружающим.

После окончания школы Олег Табаков был убежден, что с легкостью поступит в театральный ВУЗ. Любимого Лелика провожали всей семьей: мама, бабушка, сестра. Правда, бабушка молилась, чтобы внук не поступил. Эта профессия не казалась ей достойной. Молитвы бабушки, к ужасу Табакова, были услышаны. В ГИТИС его не приняли.


На вокзале меня провожала довольно пестрая толпа «поклонников» — одноклассники, родственники. Было ощущение, что еду завоевывать мир. Кто-то из случайных прохожих-знакомых крикнул: «Лёлик, куда едешь?» Я прокричал в ответ: «Еду учиться на тракториста!» Думаю, что из всей моей саратовской родни только один человек молился за то, чтобы я не поступил, — баба Аня. Желая мне добра.

Вернуться домой означало признать поражение. Случайно Олегу подсказали попробовать свои силы в Школе-студии МХАТ. И все экзамены Табаков сдал на отлично. Кроме сочинения на свободную тему, по которому ему с натяжкой поставили три. Из-за этого он не получил места в общежитии и был вынужден снимать даже не комнату, а койку в коммуналке.

Впрочем, для парнишки, пережившего голодные военные годы, это были мелочи жизни. На курсе он стал душой компании. К тому же влюбился. Его избранницей стала красавица Майя Менглет.

За ней ухаживали еще два однокурсника Табакова: Валентин Гафт и Евгений Урбанский. Но Майя в итоге вышла замуж за актера Сатановского. А все безответно влюбленные оказались в равной степени с разбитыми сердцами.

На третьем курсе режиссер Михаил Швейцер пригласил Олега сняться в фильме “Тугой узел”. Причем сразу в главной роли. За эту работу Табаков получил огромный гонорар. Но его радовало другое: отец был впечатлен успехами и даже купил ему в подарок костюм.

Это было начало головокружительной карьеры. В Школе-студии Олег Табаков познакомился с Олегом Ефремовым. Он пригласил его в свою постановку “Вечно живые”. Вскоре Табаков стал одним из основателей нового Театра “Современник”. На тот момент ему было 22 года.

Именно на сцене “Современника” в спектакле “Вечно живые” его увидела старшеклассница Люда Крылова. Он так понравился ей, что она тоже решила стать актрисой. Очень скоро их пути пересеклись. Крылова снималась в картине “Сверстницы”, Табаков — в фильме “Люди на мосту”.

Получилось так, что они работали в соседних павильонах. Там же познакомились и спустя время поженились. Оба были успешны в профессии и безмерно счастливы. В 1960 году в семье родился сын Антон. Через 6 лет родилась дочь Александра. К 29 годам у актера было уже больше 10 ролей в кино. Столько же — в театре.


Олег Табаков с сыном Антоном. По признанию сына, такие моменты были очень и очень редкими в семье

Правда, на жену и детей почти не оставалось времени. Даже на сон у актера оставалось не больше 4 часов. Тогда Олегу казалось, что этого вполне достаточно. Он был убежден: не время спать. Так и было, пока на репетиции спектакля у него не случился инфаркт.

Все, в том числе и сам Олег, были уверены, что он больше не поднимется. С ним приходили прощаться. А он удивленно спрашивал: «Неужели это все? Конец жизни?» И все же, лежа на больничной койке, Олег думал о том, что роль Адуева из “Обыкновенной истории” сыграет кто-то другой. Вот где была настоящая трагедия. К счастью, Олег пошел на поправку.

Перед выпиской врачи чуть ли не умоляли Табакова хотя бы три месяца не ходить в театр и соблюдать постельный режим. “Обязательно”, — согласился Олег. И на следующий же день пришел в театр на репетицию.

Но все же инфаркт и близкое дыхание смерти не прошли бесследно. Табаков действительно испугался. Он понял, что жизнь может оборваться внезапно. Он бросил курить, алкоголь позволял в очень маленьких количествах, по расписанию старался днем спать.

В 1961 году Сергей Бондарчук запускал самый масштабный проект в истории советского кино: киноэпопею “Война и мир”. Все, даже самые именитые актеры мечтали заполучить роль. Не был исключением и Олег Табаков. Роль Николая Ростова открыла для режиссеров нового Табакова: драматического.

Спустя несколько лет на роль Шелленберга в “Семнадцати мгновениях весны” выбрали именно его. После выхода на экраны этого многосерийного фильма любовь народа к Табакову стала невероятной.

-Однажды мы ехали в Саратов. Вечер. Шел совершенно дикий дождь. На проселочной дороге нас стянуло в кювет. Самостоятельно совершенно невозможно было выкарабкаться. Мы пошли по домам, но нам никто не открывал, хотя свет в окнах горел.

Нам открыли в третьей избе. Сидело человек пять перед маленьким телевизором. А там шло “Семнадцать мгновений весны”. То, что произошло дальше, было что-то невообразимое.

Чудом собралась вся деревня, и нашу машину практически на руках вынимали из грязи. Тогда я действительно осознал степень народной любви к моему отцу.
Антон Табаков.

Причем было обожание не только советского народа. Племянница Шелленберга прислала телеграмму с благодарностью. Где было написано: “Спасибо Вам. Спасибо Вам, что Вы были также добры, как дядя Вальтер”.

Казалось бы, оставалось лишь наслаждаться счастливой жизнью. Но были те, кто, несмотря на успехи, чувствовали себя брошенными и обделенными. Это были самые близкие люди. Жена Людмила, которая ради детей и мужа оставила карьеру, видя, что у любимого мужа совершенно нет времени на нее и детей, стала упрекать его.

В 1970 году главный основатель и вдохновитель “Современника” Олег Ефремов решил покинуть родной театр. Его пригласили возглавить МХАТ. Это сообщение для всех было как гром среди ясного неба. Тогда происходили действительно трагические вещи.

Олег Табаков решил, что он будет директором. Никто его не просил, не утверждал. Он просто сказал: «Я буду«. Это было беспрецедентно. Во-первых, Табаков был актером этого театра. Во-вторых, он был очень молод. Ему было всего 35 лет.

В 1977 году Олег Табаков решился на неожиданный шаг. С помощью знакомых ему удалось получить бывший угольный склад на улице Чаплыгина. Актер уже давно мечтал о новой высоте: Создать свой театр и свою театральную школу. Все хором говорили, что это безнадежно.

На бывшем угольном складе, который они расчищали вместе со студентами они организовали театр и назвали его просто: «Подвал”. Государство не финансировало это начинание Табакова.

-Как это вставало на ноги. Мы с Гариком Леонтьевым недели полторы каждый день мыли сортиры. Студийцы, до того насмотревшись на это, стали мыть тоже. Это была наша территория.
Олег Табаков. Интервью 2012 года.

В 1978 году в театре состоялась премьера. Пьеса “С весной я вернусь к тебе” имела оглушительный успех. То же самое произошло с постановкой “Прощай, Маугли”. Табаков был уверен, что после этого театр признают. На спектакль “Прощай, Маугли” пришел представитель Министерства культуры.

После того как занавес опустился, он зашел в гримерку к Табакову и сказал: “Можете забыть о своем театре. Молитесь, чтобы вас не посадили”. В постановке увидели жесткую сатиру на советский строй.

После этого известия Табакову стало плохо. В больнице выяснилось, что случился второй инфаркт. В тот раз ему по-настоящему показалось: Вот он, финал жизни. То, что его не поддержали и за него не заступились друзья и коллеги, его удручало. Но к нему приходили его студенты. Долго и молча сидели рядом.

Олег Табаков понял, что именно ради этих ребят он во что бы то ни стало должен встать на ноги. Всем ребятам со своего первого набора он помог устроится в другие театры.

В 1982 году Олег Табаков снова решился набрать курс. Именно в этом наборе оказалась девушка, которая изменила его жизнь.

-В конечном итоге мне было довольно много лет. Я решаюсь на любовь со студенткой. Довольно странная история. Я профессор, она студентка. Щекастая такая. Единственное, что я говорил Марине: Я ничего не могу обещать тебе.
Олег Табаков. Интервью 2012 года.

Между тем случилось то, о чем Табаков мечтал уже много лет. В 1986 году в Министерстве культуры СССР был подписан указ, согласно которому Театр Табакова стал Государственным. В народе его нежно называли “Табакеркой”.

В 90-е годы ситуация резко ухудшилась. Финансирование прекратилось. В разрушенной стране было не до театров. Актерам “Табакерки” иногда просто нечего было есть. И вдруг Олегу Табакову сообщили, что на его имя пришел контейнер из Германии.

Оказалось, что труппа немецкого театра, с которой он когда-то работал, узнав, что в “Табакерке” тяжелое положение, собрали продукты и прислали в Москву. Со слезами на глазах Табаков скажет: «Это вернулся хлеб, который мы с бабушкой отдали немецким пленным«.

Но было и то, что ранило его сердце и лишало сна. Более десяти лет Олег Табаков разрывался между семьей и возлюбленной, не решаясь оставить детей и жену. Пока однажды не осознал, что старшему сыну уже 34 года. Тогда он сказал своим близким, что уходит к другой женщине.

Жена, сын и дочь на долгие годы перестали с ним общаться. Отец и муж стал для них врагом номер один. Осознание того, что он поступил, как его отец, убивало его. Спустя пять лет Антон простил отца и снова стал с ним общаться.

-Это были совсем другие отношения. С его стороны снисходительные. С моей — доверительные. Мы обсуждали вещи, которые никогда не обсуждали.
Антон Табаков.

После того как Табаков и Зудина официально стали мужем и женой, у них родился сын Павел. А спустя 10 лет — дочь Маша.


Олег Табаков с супругой Мариной, детьми Павлом и Машей

В 2000 году ушел из жизни Олег Ефремов. Потеря человека, которого Табаков всю жизнь считал своим наставником, стало тяжелым испытанием. Табакову неожиданно предложили возглавить МХАТ имени Чехова.

Друзья и коллеги не могли понять, как этому человеку столько удается. Он возглавлял “Табакерку” и МХАТ. Был ректором Школы-студии МХАТ. Еще вел свою студию. При этом играл на сцене и снимался в кино.

В конце 2017 года Олег Павлович был госпитализирован. Известие оказалось страшным: подозрение на заражение крови. Через пару дней он впал в предкомное состояние. А 12 марта 2018 года после очередного сердечного приступа Олега Табакова не стало.

Без преувеличения, Олег Табаков представляет собой целую эпоху Советского и Российского кинематографа и театра. Он оставил после себя не только незабываемые роли, но и подготовил целую плеяду артистов. Теперь уже они взяли на себя великую миссию: нести радость зрителям.

Load More Related Articles