В Америке жанр кинопародии зародился издавна, но особую славу ему принесли 1980-1990-ые годы. Именно тогда вышли такие классические работы этого жанра, как «Аэроплан» (1980 г.), «Космические яйца» (1987 г.), трилогия «Голый пистолет», дилогия «Горячие головы», и др. Но к концу 1990-ых стало понятно, что жанр кинопародии начал угасать.
Вышедшая в 2000 году комедия «Очень страшное кино» создала новый подход в этом жанре, из-за чего она быстро стала культовой в массовом пространстве.
«Чуваааааак» — «Очень страшное кино» (2000 г.)
Как-то раз режиссёру Кинену Айвори Уайансу пришла в голову идея высмеять уже поднадоевшие многим ужасы и слэшеры. После выхода «Крика» (1996 г.) случился «бум» на однотипные фильмы, заполонившие собой большую часть киносферы. Уайанс решил «простебать» в своём новом фильме все известные жанровые клише хорроров и слэшеров, создав при этом что-то слегка оригинальное и очень весёлое.
Уже из того факта, что название комедии «Очень страшное кино» было рабочим вариантом названия «Крика», становится понятно, какой слэшер в первую очередь был спародирован. Также авторами были высмеяны: «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997 г.), «Шестое чувство» (1999 г.), «Матрица» (1999 г.), «Подозрительные лица» (1995 г.), «Основной инстинкт» (1992 г.), даже «Сияние» (1980 г.) и многие другие.
Интересно, что на важных ролях в фильме были заняты братья режиссёра — Марлон и Шон Уэйанс, персонажи которых больше всех выдавали всевозможные шутки и гэги.
При бюджете в 19 млн долларов «ОСК» собрал в прокате 278 млн, что было огромным успехом. Это показало — зрителям до сих пор интересны кинопародии и они готовы идти на них в кино. Всего лишь стоило найти новые объекты для высмеивания, сценарий сделать чуточку логичным (насколько это позволяет само кино) и добавить немного талантливых комедийных актёров.
Правда фильм получил довольно смешанные отзывы от критиков, называвшие его проходным. Тем не менее для многих именно первая часть остаётся одной из лучших комедийных кинопародий последних 25 лет.
Быстрый сиквел — «Очень страшное кино 2» (2001 г.)
После кассового успеха «Очень страшное кино» было понятно, что скоро должен последовать сиквел. И он действительно вышел, всего лишь через год. Кинен Айвори Уайанс остался на посту режиссёра, как и почти весь актёрский состав из первой части.
На этот раз «ОСК 2» в основном пародировал такие хиты, как «Изгоняющий дьявола» (1973 г.), «Невидимка» (2000 г.), «Призрак дома на холме» (1999 г.), «Полтергейст» (1982 г.), «Ганнибал» (2001 г.), «Что скрывает ложь» (2000 г.), «Рокки» (1976 г.) и другие.
В итоге «ОСК 2» не стал большим провалом, при бюджете в 45 млн долларов собрав 141 млн. Фильм хоть и окупился в прокате, результат сборов оказался на порядок хуже, чем у первой части.
Критики же больше ругали сиквел за слишком пошлый юмор и обилие плоских шуток. Казалось, что идея во второй раз высмеять в основном ужастики была теперь не самой удачной. Сюжет «ОСК 2» отчасти можно назвать вполне целостным, но его мрачная атмосфера больше отпугивала многих зрителей.
Уже после второго фильма стало понятно, что франшизе нужна свежая кровь.
«Колпак, сними колпак» — «Очень страшное кино 3» (2003 г.)
В 2003 году вышла комедия «Очень страшное кино 3». Режиссёром на этот раз выступил Дэвид Цукер, известный всем по работе над трилогией «Голый пистолет». Многие ожидали, что именно такой человек даст франшизе новое развитие — это в итоге и вышло.
В основном фильм пародировал такие популярные работы как «Звонок» (2002 г.) и «Знаки» (2002 г.), но также «досталось» ещё фильмам «8 миля» (2002 г.), Трилогия «Матрица», «Другие» (2001 г.), «Техасская резня бензопилой» (1974 г.) и лично певцу Майклу Джексону.
В «ОСК 3» снова появились Анна Фэрис и Реджина Холл, постоянные актрисы франшизы, также компанию им составили Чарли Шин, Энтони Андерсон, Кевин Харт, Памела Андерсон и Дэниз Ричардс. Братья Уайанс участия в третьем фильме не принимали.
После выхода комедия собрала в прокате 220 млн долларов при бюджете в 48 млн, что было достойным результатом. Критики же это кино приняли гораздо лучше прошлых частей. По моему мнению именно третья часть является лучшей во всей серии, во многом из-за того, что в ней выросло качество шуток и приколов, многие из которых действительно могли вызвать большой хохот, а также авторы понизили до минимума пошлость на экране.
И плюс к этому нельзя не отметить появление замечательного актёра Лесли Нильсена в роли президента США.
Выход других кинопародий
Именно к этому времени на волне успеха франшизы «Очень страшное кино» другие студии решили выпускать различные кинопародии, благо материала для высмеивания хватало. В нулевых стали появляться такие работы: «Киносвидание» (2006 г.), «Очень эпическое кино» (2007 г.), «Знакомство со спартанцами» (2008 г.), «Нереальный блокбастер» (2008 г.), «Стан Хельсинг» (2009 г.) и другие.
Угадаете, что их всех объединяет? Правильно — пошлые и сортирные шутки, бредовый (даже для жанра) сюжет, а также очень низкие оценки на различных киносайтах. Казалось бы снимайте почти тоже самое, что и в «ОСК», и вы можете получить хотя бы небольшой успех.
Но даже сравнивая выше названные фильмы с, например, «Очень страшное кино 2», то можно сказать, что данная комедия кажется чуть ли не шедевром жанра. Зрители к кинопародиям просто перестали относиться серьёзно из-за большого количества тупых фильмов.
Фильм имени Тома Круза — «Очень страшное кино 4» (2006 г.)
В 2006 году вышла четвёртая часть «Очень страшное кино», которая в основном пародировала «Пилу» (2004 г.) и «Войну миров» (2005 г.). Ещё были высмеяны «Проклятие» (2004 г.), «Малышка на миллион» (2004 г.), «Горбатая гора» (2005 г.), «Таинственный лес» (2004 г.) и другие картины.
Практически вся съёмочная команда третьего фильма перекочевала сюда, но это не помогло фильму избежать множество критических отзывов и от зрителей в том числе. Слишком сильно стали заметны натужные шутки и гэги, которые больше стали вызывать не смех, а неловкость.
При бюджете в 35 млн долларов «ОСК 4» получил в мировом прокате свыше 178 млн, что не так уж и плохо. Но становилось понятно — зрители потихоньку начинали уставать от кинопародий, а предложить что-то новое и интересное было крайне сложно.
И всё-таки четвёртая часть даже сейчас выглядит по-своему забавной и увлекательной, выигрывая во многих аспектах у других похожих кинопародий, выходивших в то же время.
Провальный финал франшизы — «Очень страшное кино 5» (2013 г.)
Спустя только 7 лет вышла новая часть этой франшизы. Она же в итоге и стала последней для неё. Режиссёром на этот раз стал никому неизвестный Малкольм Ли, к тому же актрисы Анна Фэрис и Реджина Холл отказались сниматься здесь. После этого стало понятно, что франшизу ждал конец.
«ОСК 5» пародировал весь киносериал «Паранормальное явление», «Чёрный лебедь» (2010 г.), «Мама» (2013 г.), «Восстание планеты обезьян» (2011 г.), даже «Начало» (2010 г.), «Синистер» (2012 г.) и многие другие.
К сожалению эта часть не просто стала худшей из всех, но и доказала, что жанр пародии медленно, но верно умирает. Новые авторы уже не могут снять что-то достойное, а зрителям это уже не так интересно, как было в самом начале 2000-ых.
При небольшом бюджете в 20 млн долларов «ОСК 5» собрал по миру 78 млн, став худшей частью по сборам. Также критики и зрители «разгромили» комедию, называв её попросту глупой и несмешной (а это самое большое оскорбление для комедии). Пятая часть стала такой же, какими были и выходившие до неё провальные фильмы жанра.
Итоги для франшизы и жанра в целом
Вот и франшиза «Очень страшное кино», став яркой частью своего жанра, быстро стала катиться вниз. Возможно хорошо, что создатели не стали доить её по полной, выпуская всё новые и новые части. Зато благодаря этим комедиям (1-4 часть) мы можем увидеть ностальгические моменты по тому времени и тем фильмам, которые были спародированы.
В падении жанра отчасти виновата ограниченность идей. Ничего нового и оригинального придумать за последние годы не смогли, к тому же бесконечно глупые кинопародии стали просто надоедать. Да и сам жанр никогда не считался особо каким-то большим в киноискусстве.
Различные кинопародии выходят и сейчас, но успеха и качества фильмов «Очень страшное кино» им, кажется, уже не достичь. К этим комедиям можно по разному относиться, но нельзя не признать, что свою популярность они всё-таки имели, при этом знатно повеселив множество людей в своё время.