Этот фильм снят по роману британского писателя Патрика Александера «Смерть зверя с тонкой кожей». Шпионский триллер вышел в 1976 году и сразу стал бестселлером, во многом потому, что он рассказывал о грязной политике, которую вели главы некоторых европейских государств. В оригинале главный герой был британцем и звали его Ричард Эбботт.
Когда Жорж Лотнер приступил к работе над фильмом, он, естественного, сделал главного героя французом по той приичне, что французский зритель не захотел бы смотреть фильм о подвигах англичанина — Франция и Англия заклятые друзья еще с лохматых времен войн католиков и гугенотов. Жан-Поль Бельмондо, находившийся на пике популярности, сразу был приглашен на роль Жосслена Бомона.
По замыслу режиссера действие фильма должно было разворачиваться не в вымышленной, а во вполне конкретной стране — в Центральноафриканской республике, а образ президента Н’Джалы содержал вполне конкретные намеки на скандально известного императора ЦАР Бокассу, с которым водило тесную дружбу французское правительство. Однако продюсеры запретили делать хоть какие-то кивки в ту сторону, чтобы не провоцировать международных скандалов. так ЦАР превратилась в Малагви, но флаг этой вымышленной страны оказался очень похож на флаг ЦАР:
На кадр из фильма с флагами Малагви наложено изображение флага ЦАР
Африканские эпизоды хотели снимать в Марокко и Алжире, но переговоры зашли в тупик: африканские друзья захотели слишком много денег за аренду помещений и земли, а если прибавить к расходам и стоимость перелета съемочной группы, то сумма раздувалась до необъятных размеров. И тогда решили Африку снимать в самой Франции, в заповеднике Камарг на юге страны, природа которого вполне может сойти за африканскую — это единственное место в Европе, где гнездятся розовые фламинго.
Африканцев для массовки набирали со всей страны — в фильме задействовано много «простых» людей. Чтобы снять эпизод с сожжением деревни, построили настоящую деревню из хижин по образцу африканских. Часть домов сожгли на самом деле, а часть простояла еще лет 15, пока туристы не растащили их на сувенирчики.
Бельмондо в ту пору был уже не молод — 47 лет. Но большинство трюков он выполнил сам. В фильме ему приходилось много драться, а поскольку он бывший боксер, то порой не рассчитывал силу удара. Как минимум два актера получили травмы с этих сценах — в эпизоде, в котором Бомон заступается за избиваемого надсмотрщиком африканца Бельмондо так швырнул актера на землю, что тот повредил спину, а когда снимали эпизод, где Бомон швыряет помощника инспектора Фаржа на стол, Бернар-Пьер Донадьё ударился об стол и едва не сломал нос. Пришлось Бельмондо и повисеть на веревке вниз головой, и даже иглу под кожу ему вводили по-настоящему — для достоверности.
Антагониста Бомона сыграл первый муж Марины Влади Робер Оссейн, наиболее известный советскому зрителю по роли Жоффрея де Пейрака в саге о похождениях маркизы ангелов.
Как вы помните, в финале Бомон погибает в шаге от вертолета. На тестовых показах стало ясно: зрителям такая концовка не по нраву. У сценаристов был припасен альтернативный вариант, в котором Бомону все же удается скрыться из дворца и отбыть с Алисой в неизвестном направлении,такой положительно-открытый финал. Продюсеры дали команду концовку переснять, но Бельмондо и Лотрен уперлись и заявили непримиримое несогласие: у этой картины не должно быть хеппи-энда! Им удалось отстоять свою точку зрения, и время показало, что именно эта версия станет безошибочной, что зрителям уже приелись благополучные концовки в духе Джемса Бонда. А все дело в уникальном сочетании мощной по эмоциональному воздействию сцене и такой же мощной музыки, сопровождающей этот момент, которая только усиливает это воздействие. Конечно же, речь о феноменальной «Chi Mai» итальянского композитора Эннио Морриконе. Кстати говоря, сам Бельмондо на четверть итальянец.
Название переводится с итальянского как «кто-то еще», «кто-то другой». Эта композиция была написана задолго до появления фильма и звучала в других картинах как целиком, так и фрагментарно: «Магдалена», «Встреча», «Замок англичанина», «Жизнь и времена Дэвида Ллойда Джорджа», «Если ты меня любишь». Согласно легенде, Бельмондо однажды услышал ее по радио и сказал, что эта композиция должна быть в одном из фильмов с его участием. Его желание исполнилось. Музыка удивительно точно «легла» на сюжет, и именно благодаря этому фильму композиция стала невероятно популярной во всем мире и стала визитной карточкой Морриконе. Другая концовка убила бы весь фильм, и с другой концовкой вся эта музыка потеряла бы всякий смысл.
«Профессионал» стал одним из лучших фильмов Бельмондо. Конечно, если разбирать фильм по косточкам, то он покажется наивным и с кучей ляпов. например, когда сраженный пулями Бомон падает, то его рубашка девственно-чистая — пиропатроны были спрятаны только в куртке, будильник, который разбил полицейский, оказывается в мусорном баке целехоньким, а самому Бомону совершенно незачем было устраивать представление с бомжами и привлекать к себе внимание, он и так мог дождаться, когда полицейские захотят выпить кофейку, и пройти в дом без всех этих ухищрений. Но идея! Идея искупает все огрехи. Жертвенность, мужество, жажда справедливости, наказание нечестных политических игроков — вот что главное в этом фильме.
Когда 10 сентября 2021 года актера провожали в последний путь, над площадью разнеслась именно эта пронзительная мелодия, а многие, пришедшие попрощаться с любимым артистом, ставшим легендой французского кино, не могли сдержать слез, плакали и женщины, и мужчины. Посмотрите этот ролик. До мурашек.