В советском кинематографе брак актрисы и режиссера был нередким явлением. Он — создатель, властитель экранных судеб. А она… Нет, ни прима, ни звезда экрана. Она — жена Гайдая. Вот как воспринимали Нину Гребешкову коллеги и зрители.
Хотя актриса, безусловно, обладала талантом и начинала с серьезных драматических ролей, в историю кино она вошла как королева эпизода в легендарных комедиях своего великого супруга.
Нина Гребешкова, появилась на свет в 1930 году в столице. С юных лет она мечтала о профессии учителя и усердно занималась, казалось, её будущее было предопределено. Однако судьба распорядилась иначе.
Всё изменилось благодаря отцу её подруги – известному поэту Владимиру Луговскому. Его увлекательные рассказы о театре и кинематографе так впечатлили девушку, что она решила поступать в театральный институт.
Нина не только успешно прошла все вступительные испытания во ВГИК, но и сразу начала получать предложения сниматься в кино. Уже на первом курсе она сыграла свою дебютную роль в ленте «Смелые люди», где её партнёрами по съёмочной площадке стали будущие звёзды – Николай Рыбников и Алла Ларионова.
Со временем актриса сыграла еще в двух фильмах – «Спортивная честь» и «Честь товарища», из-за чего пропустила множество занятий в институте. В итоге Сергей Герасимов отчислил студентку-«киношницу» с курса, пояснив это просто: «Много снимается, значит на учебу времен нет».
Но Ниночка не опустила руки и перевелась на курс народного артиста Владимира Белокурова, известного по роли знаменитого летчика Валерия Чкалова.
Мужская часть студентов не оставалась равнодушной к обаятельной девушке с лучезарной улыбкой. У Гребешковой никогда не было отбоя от поклонников. Среди них оказался даже Владимир Иванов — лауреат Сталинской премии, исполнивший роль Олега Кошевого в «Молодой гвардии». Юноша настолько влюбился, что был готов жениться любой ценой.
Но Нина выбрала другого. На объединенном курсе, где учились будущие актеры и режиссеры, она встретила Леонида Гайдая — человека, совершенно непохожего на нее.
Они были полными противоположностями: москвичка и провинциал, говорунья и молчун, юная красавица и прошедший войну фронтовик с боевыми ранениями. Гайдай был старше Нины на восемь лет. Позже Гребешкова признавалась, что не сразу прониклась к нему чувствами — он казался ей чрезмерно строгим и неуклюжим. Староста курса, отличник, получавший сталинскую стипендию. Да еще и высоченный, худой «как жердь», да к тому же в очках.
Поначалу его внешность совсем не вызывала у юной, жизнерадостной красавицы романтических чувств. Однако со временем что-то изменилось. Нина стала замечать присутствие Лёни — даже когда он был не рядом, она ощущала его всем существом.
И всё же мыслей о замужестве у неё не возникало. Хотя Нина слыла первой красавицей на курсе, она не позволяла себе легкомысленных отношений. Леонид был поражён, узнав, что она ни разу не целовалась по-настоящему.
Впрочем, в этом не было ничего удивительного. Гребешковы с детства привили дочери строгие нравственные устои. Единственное, на что она соглашалась с кавалером — лёгкий, невинный поцелуй в щёчку.
История любви молодого режиссера и актрисы началась с долгих прогулок по вечерней столице. Гайдай не был мастером красивых ухаживаний — он не признавался в чувствах, не дарил цветов. И однажды просто сказал: «Давай поженимся?»
Девушка рассмеялась, решив, что это шутка. Однако суровое выражение лица Леонида не оставляло места для сомнений — он говорил всерьез. На следующий день он велел ей принести паспорт — вопрос был решен.
Молодые сыграли свадьбу скромно, без лишней огласки. Гайдай оказался человеком ревнивым, хотя и не устраивал бурных сцен с криками и разбитой посудой. Его ревность проявлялась иначе – он замыкался в себе и глубоко переживал.
Нина же относилась к слухам, которые до нее доходили, с удивительным спокойствием. Она лучше других знала увлекающуюся натуру мужа и специфику его работы.
На съемочной площадке режиссер, известный своим тонким вкусом к женской красоте, порой увлекался своими актрисами – Натальей Селезневой, Натальей Варлей, Светланой Светличной… Но, несмотря на это, он никогда не давал жене ни малейшего повода усомниться в своей преданности.
Когда Гребешкову спрашивали, не ревновала ли она мужа к его партнершам — первым красавицам СССР, снимавшимся у Гайдая, и не завидовала ли их успешной кинокарьере, она неизменно отвечала, что любит его и не чувствует себя жертвой обстоятельств.
Их 40-летний брак не был идеальным. Леонид Иович полностью погружался в работу, подолгу пропадая на съемочной площадке. Однако Нина никогда не упрекала его — дома его всегда ждали порядок, уют, горячий ужин и аккуратно отглаженные рубашки. К тому же она отлично водила машину, могла самостоятельно повесить шторы или разжечь костер для шашлыка.
Однажды, устав от бесконечных бытовых забот, Нина Павловна решила подать на развод. Услышав это, Гайдай опустился на диван, схватившись за голову.
«Я без тебя погибну…» — тихо проговорил он.
И она осталась… Осталась, чтобы больше никогда не думать о расставании.
Напротив, она стала заботиться о муже с ещё большим усердием, сопровождая его во всех съёмочных поездках. Если прогнозировалась непогода, она следила, чтобы он был одет по-зимнему и в тёплую обувь. Когда обострялась язва, в его рационе тут же появлялись лёгкие супы и паровые котлеты, приготовленные с любовью его верной подругой.
Нина Павловна была не просто хранительницей семейного уюта, но и главным критиком, а также советчиком своего знаменитого супруга. Именно она первой читала его сценарии и, если что-то казалось ей неубедительным, оставляла замечания на полях. Режиссёр покорно вносил правки, включая в тексты любимые выражения жены, которые она часто использовала в быту.
Гайдай высоко ценил актёрские способности Нины, однако не спешил предлагать ей роли в своих фильмах. Её первым заметным появлением в его картине стала эпизодическая роль медсестры в «Кавказской пленнице». Этот образ так понравился режиссёру, что впоследствии он начал снимать её чаще. Правда, ей по-прежнему доставались лишь небольшие эпизоды.
Перед смертью Леонид Иович попросил у жены прощения. Сначала Нина Павловна встревожилась, подумав, что он хочет признаться в каких-то любовных увлечениях. Но оказалось, что все эти годы он корил себя лишь за одно — так и не снял ни одного фильма специально для нее.
Великий режиссер ушел из жизни в 1993 году после продолжительной болезни. Чтобы справиться с потерей, Нина Павловна полностью погрузилась в работу — активно снималась, не отказываясь даже от эпизодических ролей и сериалов.
Ей помогали жить светлые воспоминания о муже, хотя порой их омрачали нелестные высказывания коллег.
Так, спустя 25 лет после смерти Гайдая актриса Наталья Варлей в своей автобиографии заявила, что режиссер якобы пытался ее поцеловать. Однако Нина Павловна с достоинством отреагировала на эти откровения, отметив, что не читала мемуары и не намерена ворошить прошлое.
Вслед за Варлей о домогательствах рассказала и Светлана Светличная. Однако супруга режиссера отреагировала сдержанно. Во всех интервью она подчеркивала, что прожила с мужем счастливую жизнь и очень по нему тоскует.
Нины Гребешковой не стало на 95-м году жизни. Летом 2024 года она была госпитализирована после того, как неудачно упала дома. А причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
Их дочь Оксана не пошла по творческим стопам родителей. Окончив экономический факультет, она построила карьеру в банковской сфере. Эту же стезю выбрала и внучка Ольга.