Николай Ерёменко : «Почему вокзальный бомж счастливее, чем я?»

Николай Ерёменко прославился ролями романтических героев. Позже его назвали эталоном красоты советского кино, но актер, ученик знаменитого Герасимова, никогда не считал, что ему достаточно лишь фактуры.

Он ценил и умел находить для своих образов внутренний стержень. Даже в самые тяжелые для отечественного кинематографа годы был востребован.

Когда Николай Ерёменко умер, его место на экране, красивого и такого настоящего героя, так и осталось незанятым.

Про своих родителей, актеров Николая Ерёменко и Галину Орлову Еременко-младший говорил, что они по уши влюблены друг в друга.

Поглощенные своим чувством и работой в театре, родители не слишком много внимания уделяли сыну, у которого с рождения был неукротимый характер.

Детство будущего артиста проходило в компании Витебской шпаны.


Николай Еременко с родителями

После выхода на экраны фильма “Люди и звери” дворовые мальчишки узнав, что дружат с сыном звезды, прозвали Колю Ерёменко “артист”. Коле это казалось очень обидным.

Но вскоре подросток осознал: стать артистом — значит открыть путь к большим достижениям. В этом огромную роль сыграл пример отца. Отец часто с огромным восторгом отзывался о Сергее Герасимове. Коля и сам не заметил, как и сам начал боготворить своего будущего учителя. Он так сильно мечтал попасть на курс к мэтру во ВГИК и так боялся провала, что попросил своего отца помочь ему.

В 1968 году конкурс во ВГИКе был 300 человек на место.

Вошел Коля Ерёменко и объявил: -Николай Заболоцкий. «Гроза».
Комиссия замерла, все знали, что это любимое стихотворение Герасимова.
-Это тебя папа подговорил читать “Грозу”? — спросил Сергей Апполинариевич.
-Да, — честно подтвердил Николай. И как ни в чем не бывало, начал читать.

Смутить этого нахала, выросшего среди дворовой шпаны было невозможно. Коля тогда не знал, что отец попросил Герасимова: если парень понравится и пройдет, но не проявит таланта и работоспособности — отчислить без сожаления.

Однако Сергею Апполинариевичу никогда не пришлось задумываться об отчислении. Ерёменко-младший не жалел себя, словно соревновался с отцом.

-Коля был самым любимым учеником Сергея Аполлинариевича. И все об этом знали. Он любил его безумно, у них было какое-то родство душ. Коля и снялся во многих его картинах, и часто бывал у них дома.

Наталья Белохвостикова.

Ко всем остальным предметам кроме актерского мастерства Коля относился небрежно. Сказывался бунтарский характер. Ерёменко переводили с курса на курс условно, со множеством хвостов. Зачетам студент предпочитал пирушки.

Однажды родители приехали навестить сына. Увидев груду пустых бутылок в комнате общежития, едва не потеряли дар речи. Коля не чурался и женского общества. По его признанию, он был поочередно влюблен во всех девушек курса.

-На последнем курсе на станке, на разминке я упала. Коля подлетел ко мне, отволок в сторону и целый месяц возил меня на такси в гипсе сдавать госэкзамены.
Наталья Белохвостикова.

Позже Коля признавался, если влюблен по-настоящему, то на экране выглядишь полным идиотом. Поэтому, мол, научился не влюбляться в своих партнерш по работе. На деле он просто боялся быть отвергнутым. Но зря боялся. Отбоя от влюбленных в него девушек просто не было.

От избытка внимания к своей персоне Николай защищался иронией и гордым неприступным видом. Даже в общении с ближайшими коллегами всегда держал дистанции. Подойти и по-дружески похлопать его по плечу, это не про него.

В 1979 году на экраны вышел первый боевик Советского Союза “Пираты XX века”. Этой картине было суждено перевернуть жизнь Николая Ерёменко.

А ведь сначала он провалил эти пробы. Режиссеру казалось, что для этой роли он слишком красив. Показав все, на что он способен в спарринге с Талгатом Нигматулиным, Николай убедил режиссера, что для этого фильма он идеально подходит.

Позже Николая будут забрасывать письмами с просьбой выслать инструкции по карате. Популярность этого вида спорта после “Пиратов” стала неслыханной. Синяки и шишки в процессе съемок этого фильма были мелочью.

Настоящим испытанием на прочность для Николая стали подводные съемки. Дубли приходилось делать несколько раз. Часто от перенапряжения у Николая из носа шла кровь. Оказалось, что у него очень слабые кровеносные сосуды.

Это дало о себе знать годы спустя. Всего за два месяца до смерти с ним произошел несчастный случай. В Доме отдыха он решил с разбега нырнуть в бассейн. Но нога поехала по скользкому полу и он упал навзничь, сильно ударившись головой. Но он, как ни в чем не бывало, встал и прыгнул в бассейн.

Такой же эффектный прыжок со скалы в “Пиратах” едва не стоил актеру жизни. Во время эпизода, когда он прыгает на борт корабля, на самом деле он прыгал не на борт, а в воду. Он сразу понял, что его затягивает под лопасти винтов.

Попасть в такую засасывающую струю — верная смерть. Но паника длилась только миг, Николай был в прекрасной физической форме и выбрался.

Этот фильм был внесен в золотую коллекцию, а слава актеров возросла еще больше.

Вскоре Николай понял, что успех это вовсе не награда, а еще одно испытание. В 1980 году произошла встреча, которая помогла многое в жизни переосмыслить.

Он, холеный, эффектный, отстраненный от толпы, возвращался из очередной поездки и шел по вокзалу. Вдруг в толпе он увидел знакомое лицо.
Он остановился и ошеломленно окликнул: -Павлик!

Потертого вида мужчина с батоном и куском дешевой колбасы под мышками остановился. Подошел к Николаю: -Ну-ка подержи, — протянул он батон с колбасой, и крепко обнял Николая.
Эта встреча перевернула сознание Николая.

Это был друг его детства.

Однажды в детстве Коля прыгнул на доски выгребных ям уличных уборных, а доски были гнилые и Коля провалился и стал тонуть в нечистотах. Тогда именно Павлик вытащил его, ухватив за волосы.

Николаю показалось, что теперь помощь нужна Павлу. Он жил от тюрьмы до тюрьмы. Но ему не нужна была помощь Николая.

Павел сказал, что ему интересна такая жизнь. Ерёменко не мог понять, а почему он звезда экрана, а не чувствует себя счастливым, как Павлик, и ему не интересно.

Почему вокзальный бомж счастливее, чем он. А ему мир казался блеклым.

Он постоянно возвращался к этой мысли и хотел снять кино, где у человека переворачивается судьба и происходит переосмысление ценностей.

Позже Николай совершил благородный сыновий поступок. Он снял отца в картине “Сын за отца”. До сих пор они вместе не снимались. А благодаря этой картине, как будто начали новую жизнь.

Отец забыл о болезнях, вновь начал выходить на сцену, получил престижную театральную премию, снялся еще в двух картинах. А сын открыл в себе талант режиссера.

Во время съемок фильма “Сын за отца” Николай встретил свою последнюю любовь — Людмилу.

А какое огромное место занимал в его жизни отец, он осознал только после его смерти. С той поры он словно утратил контроль над собой.

_____________________

25 мая 2001 года после обеда гражданская жена Николая Людмила позвонила кинопродюсеру сериала “Бригада” (в этом сериале Ерёменко сыграл последнюю роль) Сивушову и плача пожаловалась, что Николай упал в обморок в душе, пришел в себя, а вызвать “скорую” не разрешает.

Люся призналась, что Николай выпил и не хочет, чтобы “скорая” видела его в таком состоянии. Сивушов сказал, что сейчас сообщит Андрею Шошину, врачу-наркологу, который тоже снимался в “Бригаде” и попросит, чтобы он приехал к ним. Шошин в это время был на съемке последних сцен “Бригады” в Дубне, поэтому обещал приехать к вечеру.

Оставалось ждать. Тогда Люся даже не могла предположить, сколько обвинений обрушится на нее после смерти актера. “Будь она поумнее, вызвала бы врача, несмотря на его отказ”, — гневались коллеги Ерёменко. Но те, кто хорошо знал тяжелый характер Николая Ерёменко знают, что он просто подавлял свою любимую авторитетом.

-Ослушаться Еремёнко? Люся комар, он танк. Даже я не мог его остановить, когда и на меня он обрушивался со словами: -Ты кто такой? Я — Народный артист, а ты кто?
Анатолий Сивушов. Кинопродюсер.

Сивушов провел с Ерёменко на съемочной площадке сериала “Бригада” 9 месяцев и хорошо знал, что актер никогда не уходил в запой. Когда вечером к ним приехал врач Андрей Шошин, он отметил, что состояние Ерёменко обусловлено депрессией, алкогольной интоксикацией и переутомлением.

Николай Ерёменко только что закончил съемки, в квартире шел ремонт.

Но вместо того, чтобы хлопотать о хозяйстве, актер в последнее время все чаще ездил на Васильевскую улицу, где раньше жил с семьей, с первой и единственной официальной женой Верой Титовой, с которой прожил 27 лет.

Он садился в кафе и долго смотрел в сторону дома, где жил раньше.

А в новую квартиру он переехал с новой подругой Людмилой, которую называл Люсей.

Принятые доктором Шошиным в тот вечер меры, принесли Ерёменко облегчение. Но что-то врачу в нем не нравилось и он решил остаться на ночь возле пациента. Ночь пережили, но утром актер был на грани жизни и смерти.

Нарколог вызвал “скорую”, но случилось то, чего никто не ожидал.

Прибывшая бригада в помощи отказала. Они сказали, что он не трезвый и уехали. Тогда Шошин договорился с коллегами из больницы имени Боткина. После визита “скорой” прошло 4 часа.

В тот момент еще не подозревали, что было уже поздно. Его доставили в больницу с подозрением на инсульт. На следующее утро Люся встретила маму Николая на Белорусском вокзале.

Когда мать зашла в палату к сыну, у нее подкосились ноги. Врачи сказали, что спасти сына уже нельзя.

Через 2 часа он ушел навсегда, не приходя в сознание.

Прощались с Николаем Ерёменко в Доме кино.

Ему невероятно повезло найти свое призвание в жизни и встретить Учителя.

Только взойдя на вершину славы и став кумиром миллионов, он оказался на пороге душевной драмы, причин которых и сам не мог объяснить.

А может он ощущал невероятное одиночество, которое можно испытать лишь добившись всего, о чем другие только мечтают.

-Есть вещи необъяснимые. Значит ему была предопределена такая судьба.
Наверно была не одна причина, а целый клубок причин.
Об этом он мне расскажет, когда мы с ним встретимся.
Галина Орлова. Мама Николая Еременко.

Load More Related Articles