Николай Ерёменко младший снялся почти в полусотне фильмов, а в 80-е годы прошлого века он был первым красавцем и главным плейбоем Страны Советов. Женщины сходили с ума от его чуть насмешливой улыбки, мужчины завидовали его обаянию, успеху в профессии и у женщин. И лишь самые близкие люди знали, что кроется за маской мачо и супермена.
Детство
Николай родился 14 февраля 1949 года в Витебске. Отец, Николай Николаевич, воевал, в 1942-м под Вязьмой попал в плен, сидел в немецком концлагере, после освобождения прошёл проверку и вернулся в строй. После войны он окончил в Витебске студию при театре им. Якуба Коласа и был принят в труппу этого театра, где и встретил свою жену Галину Орлову. Когда родился сын, мама хотела назвать его Сергеем, но отец возразил: если полюбила Николая, то и живи с Николаями. В Минске их семью называли идеальной: родители прожили вместе всю жизнь. Спустя много лет в семье Ерёменко было три народных артиста, причём разных государств: отец – Народный СССР, мама – Народная Белоруссии, а сын – Народный России.
Трёх месяцев от роду Коля в первый раз поехал с родителями в Бобруйск на гастроли. Гостиницы в городе были разрушены, и артисты жили в частном секторе. Когда муж и жена Ерёменко уходили на репетицию или спектакль, за младенцем присматривала хозяйка дома, где они квартировали. Чуть повзрослев, Коля целыми днями околачивался за кулисами театра сначала в Витебске, а потом в Минске, куда семья переехала в 1959-м и родители устроились в театр им. Янки Купалы. Дома была роскошная библиотека, но читать Коля не любил, ему больше нравилось собирать боевое оружие, которого много осталось в белорусских лесах. Рос он парнем хулиганистым, и друзья у него были ему под стать: могли украсть что-нибудь по мелочи, побаловаться водкой или дешёвым портвешком. Однако интеллигентная семья, всё-таки, переборола улицу. Всю мировую классику, которую Коля не прочитал, он увидел на сцене в исполнении родителей. Отец был главным человеком в жизни Николая: всю жизнь они были связаны друг с другом незримой нитью, сын уважал отца и как человека, и как актёра. Без Николая старшего Николай младший смог прожить всего год.
ВГИК
Вопрос о выборе профессии перед младшим Ерёменко никогда не стоял, в школе у него даже было прозвище Артист. Про Сергея Герасимова он услышал от отца, который снялся у Герасимова в картине «Люди и звери», и с тех пор Ерёменко старший его просто боготворил, считал лучшим режиссёром в мире. Сразу после школы Ерёменко младший поехал в Москву, но во ВГИК его не взяли. Через год Герасимов и Тамара Макарова его приняли «по блату» после того, как отец съездил в Москву и попросил мэтра за сына. На вступительном экзамене Ерёменко читал любимое стихотворение Герасимова «Гроза» Николая Заболоцкого – отец подсказал. Герасимов пообещал, что сделает из Ерёменко актёра, и слово сдержал.
На курсе во ВГИКе была «великолепная четвёрка»: Талгат Нигматулин, Вадим Спиридонов, Ерёменко и Георгий Николаенко – все они стали известными актёрами, а пока вели разгульный образ жизни. Николай учился из рук вон плохо, читал мало, занятия прогуливал, и экзамены сдавал лишь потому, что был любимчиком всех педагогов, особенно Герасимова и Макаровой. Он мог прогулять любое занятие, кроме того, что вёл Герасимов. Во втором семестре первого курса он ставил «Мёртвые души», и Ерёменко играл Плюшкина. В кино Ерёменко привёл тоже Герасимов: в 1969 году он снял картину «У озера», где Ерёменко сыграл студента-практиканта Алексея.
В картине помимо Ерёменко снимались ещё четверо студентов с курса Герасимова: Наталья Белохвостикова, игравшая одну из главных ролей, Наталья Аринбасарова, Надежда Репина и Вадим Спиридонов. Они страшно гордились своей работой. Картина прогремела на всю страну, Николая и однокурсников стали узнавать всюду. После «У озера» Герасимов снял ещё 6 картин, и только в одну – «Дочки-матери» – он не пригласил своего любимого студента Ерёменко.
«Горячий снег»
За четыре года Ерёменко снялся в трёх картинах, среди которых военная драма Гавриила Егиазарова «Горячий снег» по роману Юрия Бондарева, где он играл командира батареи лейтенанта Владимира Дроздовского. Одним из его партнёров по съёмкам был однокашник Вадим Спиридонов, игравший командира дивизии.
Личная жизнь
В 1974 году Ерёменко женился. Его избранница Вера преподавала в школе историю, но потом перешла на работу в Союз кинематографистов. Они хотели сына, чтобы он был третьим Николаем Николаевичем в семье, но в 1975 году родилась дочь, и они, не долго думая, убрали первую букву в имени Коля, и получилась Оля. Николай очень хотел, чтобы жена родила ему сына, но больше у них детей не было. Кто знает, может, именно это привело к тому, что в жизни Ерёменко появилась другая женщина: в Ялте он познакомился с переводчицей Татьяной Масленниковой. Роман был бурный, в 1990 году у них родилась дочь. От радости Николай так растерялся, что даже не знал, как её назвать. Мать хотела, чтобы это была Саша, но Николай воспротивился: что это за имя? Ни мальчик, ни девочка. После долгих раздумий, он решил дать девочке имя Татьяна, а когда мать сказала, что он запутается, он ответил, что в своих девках не запутается никогда. Девочек Николай очень любил, но продолжал мечтать о сыне. Рассказать родителям о появлении у них второй внучки и уйти из первой семьи Николай не решался, боялся расстроить отца, заранее зная, что родители этого шага не одобрят, и он десять лет жил на два дома. Отец умер, так и не узнав, что он второй раз стал дедом, а мама узнала только после смерти сына, когда вторая семья приехала на похороны.
«Красное и чёрное»
В 1976 году вышел 5-серийный телефильм Герасимова «Красное и чёрное» по Стендалю. Ерёменко играл главную роль образованного амбициозного и любвеобильного простолюдина Жюльена Сореля. Он устроился гувернёром в дом мэра, соблазнил его жену, потом получил место в доме маркиза де ла Моля в Париже, совратил его дочь Матильду, потом, опасаясь разоблачения, застрелил в церкви свою бывшую возлюбленную, и был гильотинирован. В одной из сцен Ерёменко должен был сыграть любовную сцену с Матильдой, которую играла Наталья Белохвостикова. У них долго ничего не получалось, потому, что они, дружившие со времён ВГИКа, очень стеснялись друг друга и камеры. К тому же, посмотреть на эту сцену сбежалась вся съёмочная группа: в те пуританские времена это было большой редкостью и хорошим развлечением.
Съёмки продолжались несколько лет. Фильм прошёл с большим успехом, и именно после этой роли актёр стал знаменитым. Сам он много раз говорил, что «Красное и чёрное» это его любимым фильм, а Жюльен Сорель – любимая роль. Он даже придумал шутку: Ерёменко красное пьёт по-чёрному. С тех пор романтические герои и герои-любовники надолго стали визитной карточкой младшего Ерёменко.
В фильме Матильда отрезала локон своих волос, и бросила его Сорелю. После выхода картины женщины мешками слали Ерёменко письма с объяснениями в любви, и чуть ли не в каждом из них были локоны – впору было постижёрную мастерскую открывать.
«Пираты ХХ века»
В 1979-м Борис Дуров снял мегапопулярный боевик «Пираты ХХ века», ставший рекордсменом по кассовым сборам за всю историю советского кино: его посмотрели почти 88 млн. зрителей. Во многом этот успех был обусловлен обаянием главного героя – старшего механика сухогруза «Нежин» Сергея Сергеевича, которого сыграл Ерёменко.
Поначалу Дуров не хотел брать Ерёменко, за которым уже прочно закрепилось амплуа героя-любовника, а тут нужны были совсем другие качества. Тогда на пробах Ерёменко снял рубашку, показал свою рельефную мускулатуру и сделал сальто. Для режиссёра это стало весомым аргументом. В картине Ерёменко работал без дублёров, и все трюки делал сам. Он рассказывал, что когда его звали на роль, сказали, что все трюки будут делать каскадёры, но, прочитав сценарий, он увидел, что практически вся роль состоит из трюков, и спросил Дурова: в чём будет тогда заключаться его работа? Ерёменко сказал режиссёру, что он один обойдётся казне дешевле, чем десяток каскадёров. В сценарии на бумаге всё было гладко, а на самом деле оказалось очень даже не просто: нужно было нырять в холодную воду и подолгу находиться там, прыгать, драться и стрелять. Однажды Ерёменко чуть не погиб: он едва не попал под винты судна, и его долго уговаривали сделать второй дубль – на всякий случай.
После «Пиратов ХХ века» Ерёменко признали лучшим актёром года, и началось настоящее сумасшествие: по улице пройти было невозможно, письма с признаниями в любви, как и после «Красного и чёрного» приходили мешками, правда, на этот раз без волос. Однако своей известности он совсем не радовался, его тяготило то, что режиссёры используют его в одном амплуа. Он хотел играть классику, характерные и комедийные роли. В этом он был похож на своего отца, который всю жизнь играл в кино партийных и советских функционеров и милицейских генералов, а мечтал о более глубоких ролях. Однако на все предложения лучших московских театров младший Ерёменко неизменно отвечал отказом. (В Театре-студии киноактёра он лишь числился с 1971 года, но на сцену ни разу не выходил). Лишь Галине Волчек из «Современника» он сказал, что подумает, но так и не перезвонил. Отказывался он так же и от антреприз, хотя они приносили хорошие деньги.
Зрительское обожание Ерёменко озадачило: в «Красном и чёрном» было что играть, и там он был актёром, в «Пиратах» он только плавал и дрался. Однажды однокашник Нигматулин не рассчитал, и попал ему пяткой в подбородок. Ерёменко практически не снимали крупным планом, он был каскадёром, а не актёром, но зрителям, соскучившимся по приключениям, это понравилось больше, чем серьёзная роль. Сказать по правде, сегодня драки в «Пиратах» выглядят очень наивно.
«Пираты» принесли Ерёменко премию Ленинского комсомола и звание Заслуженного артиста РСФСР. Народным России он стал в 1994-м.
К своей внешности Ерёменко относился как к инструменту, на котором он играл, и держал этот инструмент в рабочем состоянии. В юности он занимался дзюдо, дома и на съёмках каждое утро в любую погоду выходил на пробежку, вечером в номере гостиницы занимался с гантелями, во время съёмок «Пиратов ХХ века» бросил курить, спиртным не злоупотреблял.
«Крестоносец»
В «лихие 90-е» Ерёменко сменил амплуа: он играл уже не только благородных романтиков, но и подлецов, как Ерёма в фильме Александра Иншакова и Михаила Туманишвили «Крестоносец». Это было обусловлено не столько желанием самого Ерёменко, сколько сменой ориентиров в российском кино: «новым русским», частенько дававшим деньги на съёмки, нужно было воплощение самих себя на экране.
В 1999-м, за два года до своей смерти, прожив с законной женой 25 лет, измучив всех, и в первую очередь, себя и дочерей, Николай с ней расстался, но перед этим он ушёл и из второй семьи.
«Подари мне лунный свет»
В 2001 году Ерёменко сыграл в картине Дмитрия Астрахана «Подари мне лунный свет». Это была его первая драматическая роль за долгие годы. Переживания главного героя совпали с личными: за полгода до премьеры умер отец, и сын играл, вроде бы, состоявшегося человека, но в данный момент растерянного, метущегося, не понимающего, как жить дальше.
«Сын за отца…»
За несколько лет до ухода отца из жизни сын сделал ему прекрасный подарок. В 90-е старший Ерёменко, по сути, ушёл из кино, да и в театре почти не играл: ему было 70, он перенёс два инфаркта, интересных сценариев не было, в российском кино не было денег, что уж говорить о белорусском… Видя, как отец увядает не столько физически, сколько от уныния, сын решил сам поставить фильм, чтобы старший Ерёменко сыграл в нём одну из двух главных ролей. Он заказал автору сценария оскароносного фильма «Москва слезам не верит» Валентину Черных сценарий, нашёл деньги и уговорил отца единственный раз сыграть вместе в картине «Сын за отца…». Ерёменко старшему работать с сыном понравилось, а для сына-режиссёра стала настоящей радостью не столько за себя, сколько за отца.
Уход отца
После этой ленты Ерёменко старший ожил и сыграл ещё в двух фильмах, а младший устроил свою личную жизнь: у него ассистентом работала Людмила Драчиловская, у них начался роман и Николай сделал ей предложение. Людмила согласилась, они стали готовиться к свадьбе, Николай подыскивал новую квартиру, но в 2000-м от третьего инфаркта умер отец. Для сына это был страшный удар. Как-то он сказал, что вскоре они встретятся, и попросил похоронить себя в Минске рядом с отцом. Все думали, что это только стресс, что скоро он будет прежним Николаем Ерёменко, но вместо этого он ушёл в длительный запой – суперменом он был только на экране, а в жизни – ранимым, почти ребёнком.
«Бригада»
Последний раз в кино Ерёменко снялся в начале 2000-х в нашумевшем телесериале Алексея Сидорова «Бригада» он сыграл Юрия Холмогорова, членкора Академии наук СССР отца одного из главных героев картины бандита по имени Космос. Премьера фильма состоялась 23 сентября 2002 года, больше чем через год после смерти Николая Ерёменко младшего: он умер 27 мая 2001 года в Боткинской больнице от обширного инсульта. Ему было 52 года. Смерть молодого здорового мужчины стала для всех настоящим шоком. Родные не забыли его просьбу, высказанную как бы, между прочим, в состоянии глубокого горя после смерти старшего Ерёменко, перевезли тело в Минск и похоронили рядом с отцом на Восточном кладбище.