Дочь-стервоза в фильме «Ночные забавы»: вправе ли дети осуждать своих родителей?

А, действительно: вправе ли? Этот вопрос я всегда задаю себе, когда смотрю «Ночные забавы», один из последних фильмов советской эпохи.

Но в начале несколько слов о самой кинокартине.

Она создана в 1991 году маститыми режиссерами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым (все помнят их великие теле-эпопеи «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»).

«Ночные забавы» – киноистория, прежде всего, примечательная своей жанровой принадлежностью. Попробуй, определи, что перед тобой? Лёгкая, задорная комедия, где герои попадают в неловкую, по сути, смешную ситуацию? Или мастерски показанная драма непростых семейных отношений?

«Ночные забавы» – фильм камерный. Совсем не масштабный: все сконцентрировано на действии в узком пространстве одной квартиры. Да и актеров-то немного занято. Но зато каких! Ирина Алферова, Валентин Гафт, Альберт Филозов – эти имена не могут не впечатлить. Все хороши. Все мастерски воплощают образы своих героев.

Но самая яркая звезда среди них – Евгений Евстигнеев, играющий роль необыкновенно симпатичного пожилого саксофониста, этакого неисправимого хулигана, с готовностью откликающегося на любую сомнительную авантюру…

А еще в этом замечательном актерском составе впечатляет Александра Колкунова. Совсем молодая актриса (в ее недолгой кинематографической карьере также выделяются фильмы «Танцы на крыше». «Запомните меня такой») просто виртуозно играет роль Ольги.

Вот в этой самой Ольге все и дело. Именно она и является двигателем замысловатого сюжета. Двигателем, отнюдь, не созидающим и не добрым.

Ольга – дочь вполне нормальных и благополучных родителей. На первый взгляд. Но вот однажды все рушится. И обнажается содержание самых потаенных шкафов. Где хранятся скелеты…

В один далеко не прекрасный момент нежное юное создание обнаруживает, что ее мать не верна отцу. А сам отец – жалкое создание, готовое на бесконечный компромисс и позорное унижение.

Что же делать? Чистая максималистская душа поборницы правды выбирает однозначно: клеймить, вредить, пригвождать. И пригвождает, и клеймит. Нанося удары направо и налево. Не задумываясь о том, какую боль наносит непутевой (но родной же) матери, как утаптывает в грязь безвольного (но родного же!) отца, как разрушает, по сути, покой своей семьи, бездумно вынося сор из избы.

Но все это мелочи для таких борцов за справедливость, как Ольга. Главное испытать моральное удовлетворение на руинах былого неправедного благополучия.

Поразительная персона эта Ольга!

На мой взгляд, один из самых неприятных женских персонажей в советском кинематографе. Такое садистское отношение к матери еще поискать. Да и полное презрение и безразличие к отцу тоже: девица совершенно не задумывается, что испытывает он, мчась сломя голову из командировки на ложный зов о помощи.

И, наконец, эта юная бескомпромиссная особа, горя жаждой правдоискательства, абсолютно не задумывается, сколь небезопасно тащить в дом кого ни попадя, чтобы половчее провернуть какой-нибудь разоблачающий трюк.

Конечно, кто-то скажет:

«Она права. Лучше разрушительная война, чем обманчивый мир».

Ведь Ольга – чистая юная душа, не терпящая обмана и ханжества? А вот и нет. Если обратим внимательный взор на сюжет, то увидим неожиданное. А именно: мелочную злобу и женскую зависть этой самой Ольги.

В то время, как мама встречается с любовником (конечно, нехорошо, кто спорит) Ольга в растрепанных чувствах возвращается с вечеринки, где ее молодой человек вел себя оскорбительно: оказывал чересчур навязчивые знаки внимание другой прелестнице. Вот и вымещает Оленька свое скверное настроение на ближних. На матери особенно. Ведь женская привлекательность той оказывается более востребована.

А кто-то, вообще, может заметить, что увлекательный сюжет «Ночных забав» вовсе был бы не возможен, поступи Ольга честнее. Скажем, если б она не городила весь этот чудовищный замысловатый фарс с мнимым престарелым женихом, разоблачениями и выяснениями отношений. А попросту по-семейному усадила родителей и поговорила с ними по душам. Без свидетелей. Наверное, интересная фабула пострадала бы. Но ситуация сложилась бы намного порядочней и человечней.

Ведь дети все-таки не вправе осуждать своих родителей. А тем более вредить им. Так, по крайней мере, полагаю я.