Выход фильма «Сто лет тому вперед» многие причисляют к ремейкам. Почему? Новая картина — экранизация одноименной фантастической повести Кира Булычёва из цикла об Алисе Селезнёвой для детей среднего школьного возраста, выпущенной в 1978 году. По ней, в начале 80-х годов, был снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего», который покорил сердца миллионов детей по всему СССР. В новом фильме школьников заменили на взрослых с четко очерченной любовной линией главных героев — Алисы Селезневой и Николая Герасимова. Зрители объяснили, почему киноделы, экранизируя детскую повесть, отказались снимать детей.
«Это вам не Гарри Поттер!»
Посмотрев трейлер к фильму «Сто лет тому вперед», зрители были шокированы не тем, что одного из космических пиратов сыграет Александр Петров, не тем фактом, что роль искусственного интеллекта досталась Федору Бондарчуку, а в отца Алисы Селезневой перевоплотился Константин Хабенский, их удивило то, что в фильме, снятом по повести для учащихся среднего звена, нет детей.
Роль Коли Герасимова досталась Марку Эйдельштейну, которому исполнился 21 год. Алису Селезневу в новом фильме сыграла Даша Верещагина. Ей исполнилось 25 лет.
Зрители пошутили: «Они слишком долго учились в одном классе». Вдоволь насмеявшись, граждане осознали грустную правду: «в современной России нет никому дела до детей».
В стране отсутствует качественная киношная школа по обучению юных дарований. Различные художественные кружки и коммерческие творческие студии напоминают клуб по интересам в сельском ДК.
«Они не имеют ничего общего с киноиндустрией», — отмечают граждане-товарищи-барины.
Вторая причина отсутствия детей в детском фильме — закон. Люди уверены: киношники не хотят вникать в юридические тонкости, подписывать различные договоры с родителям, отчислять им киношные потиражные. Зачем это делать? Можно опираться на опыт американских хорроров 80-х годов и снимать фильмы для всей семьи.
Напомню, в американских ужастиках сорокалетней выдержки подростков играли взрослые дяди и тети. Например, на момент съемок фильма «Кошмар на улице Вязов» исполнительнице главной роли Хезер Лэнгенкэмп (Нэнси Томпсон) было 20 лет.
Не спорю: идти этим творческим путем проще. Не будешь иметь дел с жадными до денег родителями, которые напоминают Раджу из «Золотой антилопы»: «Ещё, ещё, ещё!».
Яркий пример — история Маколея Калкина (Кевин Маккалистер, «Один дома»), карьеру которого загубил жадный до денег отец. Кристофер Калкин требовал, чтобы его сыну выплачивали миллионные гонорары. За фильмы «Наравне с отцом» и «Богатенький Ричи» Маколей-младший получил по восемь миллионов долларов.
Продюсеры не хотели выделять на будущие фильмы многомиллионные бюджеты только потому, что их добрая половина должна будет пойти на гонорары Калкину. Сам юный актер к тому моменту начал уставать от съёмок. Из-за тяжёлой обстановки в семье Маколей решил взять творческую паузу. Таким образом, вышедший в декабре 1994 года «Богатенький Ричи»,стал его последней детской работой — во время съёмок ему было уже 13 лет
Возможно поэтому наши киноделы в «Сто лет тому вперед» решили не снимать детей. Проще взять взрослых актеров, надеть на них школьную форму и дать команду изображать подростковую любовь.
Многие зрители разделяют мою точку зрения на сей счет. Вот что пишут некоторые пользователи Дзен:
«Это все равно, что «Гарри Поттера» снимать без детей. Во франшизе было задействовано более 100 юных актёров. И к родителям, и к детям режиссеры, сценаристы нашли подход. Почему-то там умеют это делать. У нас не хотят или не могут. Поэтому «Сто лет тому вперед» это не «Гарри Поттер». Жаль, что дети вновь остались за бортом».
Силенок не хватило?
Неудивительно, что многие зрители «Сто лет тому вперед» сравнивают с «Гостьей из будущего». Оба фильма сняты по одной повести. Однако первый напоминает трилогию «Матрица», когда как второй фильм для всей семьи с устаревшими эффектами, с душным (как скажут подростки) «прекрасным далеко», с канувшими в лету пионерами, но колоритными юными героями.
Чтобы понять, почему киноленты получились такими разными, нужно галопом пробежаться по истории их создания.
Павел Арсенов решил снимать «Гостью из будущего» после творческой встречи с детьми. Он задал школьникам вопрос:
«Чтобы ему такое снять, чтобы понравилось всем?».
Обратная связь последовала незамедлительно. Советские школьники попросили экранизировать повесть Булычёва «Сто лет тому вперёд».
После встречи со школьниками, работа закипела. В 1981—1982 годах был утверждён литературный вариант фильма, который не вошёл ни в один номер литературно-художественного альманаха.
Алису искали по всему СССР. Кастинг прошли более ста юных артисток, в том числе Наталья Шанаева, сыгравшая в фильме роль Лены Домбазовой.
А вот Колю Герасимова нашли сразу. Звезда «Ералаша» Алеша Фомкин идеально подошел на эту роль. На эпизодические роли также тщательным образом отбирали десятки детей.
Что в итоге? Картина «Гостья из будущего» вошла в историю отечественного кинематографа. Это один из лучших фильмов для семейного просмотра.
Как снимали «Сто лет тому вперед»? Никто не спрашивал детей. Взрослые самостоятельно принимали решение.
«Продюсеры и режиссеры всегда находятся в поиске хороших историй. В этот раз мы нашли не просто классную историю, а целую фантастическую вселенную — сложную и масштабную вселенную книг Кира Булычева. Многим знакомы ее элементы еще по советским экранизациям — «Тайне третьей планеты» и «Гостье из будущего». Я бы хотел, чтобы современный зритель, включая моих собственных детей, вновь открыл этот мир. Наши сегодняшние кинематографические технологии позволяют сделать это очень ярко», — приводит «Российская газета» слова режиссера Александра Андрющенко.
Вместе с ним над фильмов работали сценаристы Андрей Золотарев, Ксения Мирошник и Александр Андрющенко. Продюсеры картины: Михаил Врубель, Александр Андрющенко, Фёдор Бондарчук, Денис Баглай и Вадим Верещагин. Картина — производства компаний «Водород», Art Pictures Studio и «Централ Партнершип» — снималась при участии телеканала «Россия 1″ и при поддержке Фонда кино.