Обаятельный хирург Женя Лукашин (1975) и забитый очкарик Анатолий Новосельцев (1977) навсегда закрепили имя Мягкова в истории отечественного кино. Не менее ярко он сыграл и хрупкого Карандышева, добавив к своей фильмографии еще один запоминающийся образ.
Даже спустя 45 лет эти роли остаются предметом горячих обсуждений, а мастерство Мягкова не теряет актуальности. Однако его творческое наследие куда шире: более 70 киноролей, работа во МХАТе им. Чехова и ранее — в легендарном «Современнике».
Карьера Мягкова сложилась блестяще, но в личной жизни ему не повезло. Вряд ли кто-то позавидует такой судьбе – хотя, возможно, актера все устраивало. А может, он просто не хотел возвращаться домой к вечно недовольной жене, предпочитая до ночи пропадать на репетициях.
***
Анастасия Вознесенская, москвичка на пять лет младше ленинградца Андрея, познакомилась с ним в Школе-студии МХАТ и была его однокурсницей. Тогда они были молоды, влюблены и полны надежд. В 1963 году пара поженилась, еще не зная, что их ждет.
По воспоминаниям Владимира Меньшова, Мягков попал в «Современник» благодаря курсовому спектаклю «О мышах и людях», где ярко сыграл. Но настоящая причина была иной: Олег Ефремов, известный поклонник женской красоты, сначала пригласил в театр Анастасию Вознесенскую. Лишь после намека педагогов он нехотя согласился взять и ее мужа.
Так Анастасия невольно дала старт карьере Мягкова. Годы спустя, сидя в одиночестве с бокалом в руке, пока муж покорял новые вершины, она все чаще вспоминала этот момент – и горечь обиды становилась только сильнее.
Первые восемь лет брака действительно казались счастливыми. Оба полностью отдавались работе — Вознесенская с 1965 по 1969 год снималась в 2-3 фильмах ежегодно. Однако затем ее кинокарьера практически сошла на нет.
Рязанов в 1978 году взял ее в «Гараж» лишь по просьбе мужа, а в 80-х ей досталась лишь эпизодическая роль матери главной героини в «Аварии — дочери мента». Это было совсем не то, о чем она мечтала — жизнь сложилась совершенно иначе.
Со временем супруги стали воспринимать друг друга скорее как конкурентов, чем как партнеров. Особенно это проявлялось у Вознесенской — ее зависть к успехам мужа была очевидна.
Карьера Мягкова тоже складывалась непросто. Первые годы в театре давались тяжело — Ефремов лишь терпел молодого актера, зато с нескрываемым интересом провожал взглядом его жену.
«Второй Табаков Ефремову был не нужен, — вспоминали коллеги. — Мягков оставался в тени, дублируя Табакова в спектаклях, что позволяло тому свободно сниматься в кино».
Однако, пока Мягков постепенно укреплял свои позиции в кинематографе, Вознесенскую перестали снимать практически мгновенно. В театре она формально числилась в труппе, но серьезных ролей не получала.
А тут еще и судьба сыграла с актрисой злую шутку — не имея собственных детей, она часто воплощала на экране материнские образы. Вместе с Мягковым они играли супругов с детьми в картинах «Садись рядом, Мишка!» (1977) и «Кувырок через голову» (1987), а позже — мать главной героини в знаменитой «Аварии — дочери мента».
Мягков никогда не упрекал жену в отсутствии детей. В интервью оба неизменно повторяли, что посвятили себя искусству, а дети — не главное. Однако коллеги лишь усмехались, зная правду: в молодости Вознесенская потеряла ребенка.
Будь иначе, возможно, реализовавшись как мать, она не пристрастилась бы к бутылке. Но жизнь распорядилась по-своему…
Вознесенская действительно страдала от алкогольной зависимости — вероятно, из-за ощущения нереализованности в профессии.
Организатор кинопроизводства Борис Криштул вспоминал:
— Она патологически ревновала мужа к его успеху — даже сильнее, чем к женщинам. Эта ревность буквально съедала ее и толкала к бутылке.
Ее перестали приглашать в кино: потеряв форму и став ненадежной, она стала невостребованной. В те времена пьющих актрис легко заменяли — в отличие от таких звезд, как Даль.
И все же с годами страсти утихли, обиды забылись. Мягков и Вознесенская прошли через все жизненные испытания — и сохранили семью.
Однако даже в 2010 году Анастасия Валентиновна утверждала:
«Эта слава только мешала Андрею. Он всегда был замкнутым, а с известностью стал еще более скованным».
Последние десятилетия Мягков действительно жил затворником. Он избегал интервью, отказывался от мероприятий, никого не впускал в свою комнату. Казалось, актер просто устал от суеты и предпочел уединение.
Но это не было мукой — он много читал, писал детективы (один даже экранизировали), создал первый сценарий продолжения «Иронии судьбы…». В отличие от жены, вредных привычек у него не было.
Пресса спешила приписать пожилому актеру психические отклонения. Однако его осознанное затворничество вызывает куда больше уважения, чем разгульный образ жизни многих коллег. Да, у самодостаточного интроверта могут быть странности — но разве это порок?
Анастасия Вознесенская оставалась актрисой МХАТа до 2012 года. В 2009 году перенесла инсульт, после которого уже не смогла вернуться к работе. Мягков, несмотря на собственные проблемы со здоровьем (две перенесенные операции на сердце), самоотверженно ухаживал за супругой.
В 2018 году Вознесенскую настиг повторный инсульт. А в 2021 году, после продолжительной болезни, скончался 82-летний Андрей Мягков.
Его верная спутница жизни пережила мужа всего на одиннадцать месяцев — 78-летняя актриса ушла вслед за своим единственным любимым человеком.
Мог ли Мягков, кумир миллионов, оставить семью? Безусловно, такие возможности появлялись не раз. Однако он сохранил привязанность к своей Асе.
Актер терпеливо выводил жену из запоев, в каждом своем проекте требовал рассмотреть ее кандидатуру — пусть даже на эпизодическую роль. Его настойчивость давала результаты: Вознесенскую взяли в 13 фильмов по его протекции.