Здравствуйте! Наверняка, вы знаете о четырёх великих «М» русского театра и кино — это С.Маковецкий, В.Машков, Е.Миронов и О.Меньшиков. Заслуженно ли их прозвали великими «М»? И почему жёлтая пресса и многие коллеги так любят писать и говорить гадости об этих артистах? Затронем довольно сложную тему и обменяемся мнениями.
Четыре «М» нашего кино и театра
Дорогие читатели, впервые я услышал о фразе «4 великих М» ещё в театральном институте на первом курсе. Именно этих артистов я считаю одними из лучших в российском кино, если не лучшими. (Я бы ещё, конечно, добавил в их список Виктора Сухорукова, но он не «М»). Эти четыре артиста настоящие мастера своего дела и истинные служители искусства. У каждого из них за плечами прекрасные роли в лучших фильмах нашего кинематографа и в прекрасных спектаклях. А ещё, что здорово — все четверо абсолютно разные, как по типажу, так и по школе актёрского мастерства и манере игры.
Жаль, что все они не снимались в одном проекте вместе. (Было лишь 3 М в фильме «Мама») У нас у актёров есть даже присказка, мол, не стоит рассчитывать на кинонаграду или театральную премию, если «4 М» номинированы. Я очень люблю читать и смотреть интервью этих артистов, мне близки их взгляды на профессию. (Именно на профессию)
Особенно меня порадовало недавнее высказывание Сергея Маковецкого о спектаклях К. Серебренникова и К. Богомолова:
«Скажу честно, я не понимаю спектаклей Богомолова и Серебренникова. Единственный спектакль, который мне когда-то понравился, это был «Пластилин» Кирилла Серебренникова. Больше меня ничто не вдохновило. Я не понимаю, почему у Константина Богомолова Роза Хайруллина должна играть Лешу Карамазова? Хоть убейте меня. Это какие-то собственные комплексы? Мне кажется, что все это уже давно было. Мальчики играли девочек, а девочки — мальчиков. Однажды даже покойный Петр Наумович Фоменко сказал: «Все давно уже было, просто нас еще не было». Я не понимаю театра, где ничего не происходит, а полчаса лежат и кашляют. А я должен на это смотреть (Прим. — имеется в виду спектакль Константина Богомолова «Волшебная гора» в Электротеатр Станиславский). Я хочу сидеть в зрительном зале и сопереживать тому, что происходит на сцене. Я должен быть соучастником спектакля, а не сторонним наблюдателем и разгадывателем ребусов. Или вот падают яйца с неба, а я думаю, сколько их еще упадет? Потом актер начинает их собирать, кстати, это был спектакль «Чайка», а я считаю, слава богу, осталось два яйца. Это что — театр? Для меня — нет. Уверен, что у этих художников есть масса поклонников. На здоровье, смотрите!»
Ох, как же я согласен.
В общем, как актёры и профессионалы своего дела, эти «4 М», по моему мнению, лучшие в нашем кинематографе. Но там, где успех и популярность, там всегда обитает зависть и скандалы. Очернение этой четвёрки началось очень давно. Я ещё был первокурсником Щепки, а по нашему институту гуляла какая-то жёлтая газетёнка с громким заголовком на первой странице: «3 великих М: нетрадиционные гении».(Да, иногда СМИ пишут: «3 М», вычёркивая кого-то одного, когда это удобно). Тогда вычеркнули Машкова, а трём остальным приписали нетрадиционную ориентацию. И так в красках расписывали отношения Меньшикова и Михалкова, Маковецкого и Бозина, Миронова и Астахова, что я тогда чуть не поверил. Мне было 16, и старшекурсники с таким знанием дела и конской уверенностью доказывали мне, что это чистая правда.
Мы даже спрашивали у наших педагогов, которые учили до нас Олега Меньшикова, но получили в ответ жёсткое опровержение и часовую лекцию о жёлтых сми, их вредности для читателя и беспринципности. А потом я всё чаще замечал как пресса полоскает эту четвёрку, придумывая всё более изощрённые слухи и скандалы. Миронову выдумывали свадьбу с Астаховым в Европе, Меньшикову так и вовсе кучу отношений с коллегами. Но больше всех недавно досталось Машкову и Миронову за похвалы властей и дружбу с ними. Ну а сколько раз их всех обвиняли в несправедливом получении ролей, гос. средств и прочих махинациях и не сосчитать. Но больше всего меня удивляет то, что очень многие коллеги — артисты верят во всю желтуху, пересказывают друг другу слухи, с уверенностью доказывают их зрителю и настроены крайне негативно в отношении четырёх М.
Я понимаю мозгом зачем это делается. Зависть к более успешным коллегам, которые замечательно исполняют свои роли, руководят лучшими театрами и в праве сами выбирать где и с кем работать. Менее успешным артистам нужно оправдать самих себя в своей голове, мол, четыре М продались властям, входят в нетрадиционную тусовку, наворовали и дружат со всеми крупными режиссёрами. Редкий артист может искренне порадоваться за коллег и искать проблемы своей неуспешности в самом себе, а не в других.
«Космос, как предчувствие» — отличная работа Евгения Миронова
Ну а жёлтая пресса таким образом банально зарабатывает деньги и набивает просмотры. К тому же, как правило, артисты молчат в ответ. Но душой я не могу понять этого «хейта» и негатива в адрес прекрасных артистов. Наше искусство ведь так и будет деградировать пока мы — артисты будем по-чёрному завидовать и забрасывать друг друга грязью. Будем сливать или продавать за деньги тайны коллег, прилюдно скандалить и т.д.
Ну и самый главный вопрос — да даже если представить, что есть и правда в статьях жёлтых сми и интервью «добрых знакомых», неужели роли артистов от этого становятся хуже? Неужели личная жизнь артиста, о которой ходят слухи, или его какие-то решения на посту худрука могут испортить впечатление зрителя от фильма или спектакля? (Я говорю о недоказанных слухах). Меня всегда интересовал этот вопрос. И как вы думаете что лучше артисту делать в случае появления скандальной статьи о нём — выпустить опровержение или промолчать. Об этом идут вечные споры, а мне очень интересно как вы считаете. Напишите, пожалуйста, в комментариях.
Я за молчание, но иногда поднимается такой шум в сми и в интернете, что молчание выглядит нелепо. И напишите как вы относитесь к этим артистам, нравятся ли вам они и какие роли особенно, если да. Четырём М желаю творческих побед и не обращать внимания на желтушников и завистников.
Машков чудесен в «Ликвидации»
А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!
8 февраля в 19:30 в центре Москвы состоится наша с вами встреча. Поговорим об актёрской профессии, отвечу на все ваши вопросы и расскажу много интересного. Готовлюсь, волнуюсь и очень вас жду. Все подробности в моём ТГ — канале по ссылке ниже. А ещё там сейчас розыгрыш идёт.