Наталья Вавилова : успех в оскароносном фильме, прерванный полет карьеры, семейное счастье

Многие зрители до сих пор помнят эту красивую актрису. Стройная гибкая фигура. Утонченные, нежные черты лица. Немного грустная улыбка. И, конечно, в памяти остались ее роли. Прежде всего, в оскароносном фильме «Москва слезам не верит», где она сыграла дочь главной героини – Александру.

Это все о Наталье Вавиловой. Именно о ней в свое время говорили: «многообещающая», «очаровательная», «неподражаемая». Пророчили большое будущее в кино. Но случилось по-другому…

Наталья Вавилова родилась в Москве в семье дипломатов. Родители была строгих правил, держались традиций в духе русской интеллигенции. С детства Наташе прививали хорошие манеры, воспитывали в ней ответственность, серьезное отношение к жизни. И готовили к солидной профессии. Девочка отлично училась в школе. Впереди маячил юридический факультет престижного института.

Но дом, где жила семья Вавиловых, находился рядом с киностудией «Мосфильм». Наверное, этот факт повлиял на девичьи грезы Натальи. Практически каждый день она видела знаменитых артистов, и тайно от родителей мечтала поступить в театральный институт. А отец и мать были категорически против творческой профессии.

И все-таки от судьбы не уйти. В 14 лет Вавилова попалась на глаза ассистенту режиссера Юлии Солнцевой. Юной девушке предложили пройти пробы в кинокартину «Такие высокие горы». Родители нехотя согласились на съемки дочери: наверное, думали, что это в первый и последний раз. Но ошиблись. Спустя время девушка попала в новый крупный проект.

Режиссер Владимир Меньшов пригласил Вавилову принять участие в съемках молодежной ленты «Розыгрыш».

Несмотря на юный возраст и отсутствие актерского образования, Наталья блестяще сыграла роль Таи Петровой, доброй и честной девушки. Кстати, фильм стал стартовой площадкой не только для Вавиловой, но и для Дмитрия Харатьяна, Андрея Гусева, Евдокии Германовой. Но последствия «Розыгрыша» для Вавиловой были не однозначны. С одной стороны, всесоюзный успех. С другой – грандиозный скандал дома и даже домашний арест. Долгое время Наталье запрещалось даже подходить к телефону.

Но подлинный триумф был впереди

Когда режиссер Владимир Меньшов приступил к съемкам своего знаменитого фильма «Москва слезам не верит», он был совершенно уверен, что Александру должна играть только Вавилова. Однако режиссер знал о непримиримой позиции родителей девушки. И тогда решено было пустить в ход «тяжелую артиллерию». Уговаривать строгих Вавиловых отправился сам Алексей Баталов. Увидев на пороге любимого актера, родители буквально потеряли дар речи и, конечно, после беседы, дали «добро» на съемки.

Роль Александры стала, воистину, звездной для Натальи Вавиловой. Вообще, ее героиня занимает в фильме особое место. Она воплощает в себе непререкаемо светлое, чистое нравственное начало, олицетворяет само счастье и новый путь жизни. Недаром всем запомнившаяся песня из фильма посвящена именно ей.

Успех «Москвы слезам не верит» определил судьбу Натальи Вавиловой. Родители наконец-то поверили в ее предназначение и разрешили продолжить актерскую карьеру.

Кстати, фильм «Москва слезам не верит» оказался для Вавиловой судьбоносным не только по отношении к профессии, но и в личной жизни. В 20 лет на премьере легендарной картины познакомилась она с единственной любовью своей жизни, будущим мужем – режиссером Самвелом Гаспаровым.

80-е годы были самым плодотворным кинематографическим периодом Натальи Вавиловой. За несколько лет она снялась почти в 20 фильмах! Причем, эти фильмы разножанровые и роли очень разноплановые. И Вавилова неизменно хороша в каждой из них.

Вспомним, например, фильм «Вторжение» 1980 года, где Вавилова играет главную роль. Это один из самых пронзительных фильмов о войне. Пронзительных оттого, что войны там совсем нет. Неторопливое мелодраматическое действие происходит за три дня до… И Вавилова неподражаемо трепетна, щемяще трагична в образе влюбленной юной Лизы, не ведающей, что окружающий и такой понятный мир скоро обрушится в бездну неминуемой катастрофы.

Я же лично просто наслаждаюсь актерской игрой и изящной фактурой Вавиловой в прелестной сказке-притче «Ученик лекаря». Даже маститые критики отмечали тогда, что актеры М.Глузский и Н.Вавилова – лучшие в фильме, ибо «чувствуют природу жанра, играют без излишних театральных «пережимов». Вы только представьте: совсем молодую актрису ставят наравне с корифеем актерского ремесла! Думаю, такое встречается не часто.

А еще были Лиля в комедии «Шофёр на один рейс», дочь священника в «Нас венчали не в церкви», Тоня в трагикомедии «Мой избранник», Мэри Кияшко в биографической драме «Не имеющий чина», доярка в комедии «Не ходите, девки, замуж», Галина в драме «Поезд вне расписания», Елена Зверева в «Бармене из «Золотого якоря» и тд.

Казалось, кинокарьера подобна стремительному полету. Все вверх и вверх…

Но вот наступил роковой для актрисы 1986 год. Вавилова снималась в главной роли исторического фильма о пламенном большевике «Николай Подвойский». По сценарию ее героиня должна была скакать на лошади. Наталья два месяца исправно посещала занятия на ипподроме, чтобы подготовиться к съемкам. Но это не спасло ее от несчастного случая, который произошел на репетиции. Лошадь сбросила актрису.

Режиссер Юрий Борецкий умолял Вавилову не придавать инцидент огласке, заверив, что роль останется за ней. Наташа поверила, две недели спокойно провела в больнице, занимаясь лечением травмы позвоночника. А когда появилась на съемочной площадке, увидела, что ей нашли замену: на ее роль утвердили актрису Елену Борзову. Наталья Вавилова впала в депрессию. И не только потому, что потеряла роль. Дело в том, что актриса ждала ребенка, но из-за травмы сохранить беременность не смогла. Детей у Вавиловой так больше и не было….

Так случилось, что после той неудачной съемки Наталья Вавилова в кино не вернулась. Правда, были еще в 90-е годы роли в фильмах «Стервятники на дорогах» и «Дело Сухово-Кобылина». Но эти работы прошли не замеченными и ничего не решили в судьбе актрисы.

Зато жизнь подарила Вавиловой счастливое супружество.

Супруг Вавиловой – режиссер Самвел Гаспаров был старшее ее на 20 лет. Но это не помешала любви и взаимопониманию между ними. После рокового случая на съемках «Николая Подвойского» именно муж поддержал Наталью. Он устроил ей романтическое путешествие по Европе. А потом специально для нее снял фильм «Стервятники на дорогах».

Для Натальи Самвел Владимирович стал ангелом-хранителем. Супруги хранили нежные чувства друг к другу на протяжении сорока лет. У артистки сложились хорошие отношения с четырьмя племянниками и дочерью Гаспарова от первого брака, внуками мужа. Любящий муж предоставил Вавиловой все условия для беззаботного существования. Построил для нее уютный дом на Рублевке. Любимым занятием Натальи Дмитриевны со временем стало садоводство, выращивание роз.

В 2019-м году Самвела Владимировича не стало: не справился с коронавирусом.

Сейчас Наталья Дмитриевна ведет уединенную жизнь, общаясь только с родными и по-прежнему избегает контактов с прессой. Ходит по музеям, часто посещает церковь и занимается благотворительностью.