Вера Быкова — Вера Алентова
Немногие в курсе, что знаменитая Катерина Тихомирова из фильма «Москва слезам не верит», а по совместительству еще и супруга Владимира Меньшова — Вера Алентова родилась и провела все свое детство под иной фамилией. Быкова — это фамилия папы актрисы, который умер, когда девочке было всего лишь три года.
А вот фамилию своей мамы (Алентова) Вера взяла лишь после того, как расписалась с Владимиром Меньшовым и на свет появилась их дочь Юля. Именно в ЗАГСе актриса узнала, что имеет право поменять фамилию на любую понравившуюся. В тот момент Вера Быкова решила взять более звучную фамилию своей матери, которая, как позже выяснилось, переводится с греческого языка как «Истина» (alithís).
Лазарь Вайнсбейн — Леонид Утесов
Песни Леонида Утесова гремели по всему Советскому Союзу. Его обожал сам Сталин, а в народе он был легендой. А ведь всего этого могло бы и не быть, если бы однажды 17-летнего парня не пригласил в свою миниатюру «У разбитого зеркала» популярный одесский артист Ефим Скавронский.
Единственное, что Скавронский потребовал от Лазаря — выдумать себе сценический псевдоним: «Вайнсбейн» звучало слишком уж вызывающе для того времени. Позже в своих воспоминаниях Леонид Утесов так описывал свои муки по изобретению нового псевдонима:
Лариса Кудельман — Лариса Долина
Родилась будущая певица в столице Азербайджана — Баку. Ее папа Александр Маркович Кудельман работал строителем, а мама Галина Израилевна — машинисткой. Свою карьеру певицы Лариса начинала в ресторанах, причем привозили и отвозили ее сами родители. Конечно, поначалу они не были в восторге от такой работы своей дочери, но щедрые гонорары за концертную программу грели им душу и помогали выживать в непростое для семьи время.
В начале 70-х карьера Ларисы пошла в гору, и певица для благозвучия взяла девичью фамилию своей мамы и стала Долиной. Впрочем, в 1983 году артистка впервые вышла замуж за Анатолия Миончинского (второго дирижёра оркестра «Современник») и, по слухам, взяла его фамилию, которая до сих пор (несмотря на 2 последующих брака) напечатана в ее паспорте.
Александр Гузев — Александр Панкратов-Черный
Немногие знают, почему же на самом деле Александр Гузев (именно такова была его фамилия при рождении), внезапно стал Панкратовым-Черным. А все дело в том, что Василий Гузев (папа Саши) был потомком раскулаченных и сосланных черниговских казаков. После Великой Отечественной войны он вернулся с ранениями и вскоре умер.
Мама будущего актера решила облегчить жизнь своим детям и дала им фамилию своего «незапятнанного» первого мужа — Панкратов (Гузев был вторым). Позже, во время учебы во ВГИКе вместе с «нашим» Александром Панкратовым учился еще один Саша Панкратов, и преподаватели различали их по цвету волос: черный и рыжий. В итоге актеру так понравилось такое сочетание, что он официально оставил себе именно такую фамилию: Панкратов-Черный.
Андрей Менакер — Андрей Миронов
Всеми любимый народный артист театра и кино Андрей Миронов вполне мог бы быть известен под фамилией своего отца — Менакер. Именно с такой фамилией артист и был записан при рождении.
А все дело в том, что в конце 40-х в СССР началась компания по «борьбе с космополитизмом», направленная против прозападных настроений в среде интеллигенции. Из-за этого начались проблемы и у детей евреев в школе: их обзывали и унижали. Чтобы облегчить жизнь своему ребенку, перед поступлением Андрея в третий класс Александр Менакер и Мария Миронова приняли решение поменять сыну фамилию, с которой он позже и войдет в историю, как один из самых любимых артистов Советского Союза.
Александр Рабинович — Александр Митта
Конечно же, все знают замечательные режиссерские работы Александра Митты — «Сказка странствий», «Экипаж» и многие другие. Кстати, Александр Наумович не только снимал фильмы в качестве режиссера и сценариста, но порой и отыгрывал небольшие роли. Например, в своем собственном многосерийном фильме «Граница. Таежный роман» Митта сыграл пассажира поезда, проигравшегося в карты.
Родился будущий режиссер в столице в интеллигентной еврейской семье Рабиновичей. К сожалению, маму Александра оговорили коллеги по работе, и она была осуждена на 10 лет Колымы. И хотя кинорежиссер никогда не скрывал своего еврейского происхождения, в 50-х годах он взял псевдоним — Митта. По одной из версии именно так звучала фамилия семьи Александра Наумовича по материнской линии в древности.