Марин или Григ: кого из героев фильма «Безымянная звезда» можно считать положительным героем?

«Безымянная звезда» вышла на экраны телевидения в 1979 году. Игорь Костолевский, Михаил Козаков, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова, Михаил Светин. Вот великолепный актёрский цветник этой киноленты.

А, вообще, данная киноверсия одноимённой пьесы румынского писателя Михаила Себастьяна– еще та шкатулочка с секретом.

Прежде всего, потому что это никакая ни комедия (как замышлял сам Михаил Себастиан). Скорее, психологическая драма с очень серьезным философским посылом, звучащим как: «Ни одна звезда не отклоняется от своего пути».

Хотя настроение после просмотра остается все же какое-то нежно-акварельное. Светлая печаль, а не тягость.

Напомню, в центре сюжета – любовная история, произошедшая в захолустном румынском городке 30-х годов прошлого века, где жители придают большое значение тому, что подумают о них соседи, а самым большим событием является прохождение поезда-экспресса.

И это, скорее, даже не любовная история, а так негаданная встреча. Он – Марин Мирою, трогательный и симпатичный учитель астрономии местной гимназии, витающий в облаках и кроме изучения звездного неба ничем не интересующийся.

Она – Мона, избалованная и изнеженная светская львица, тоже далекая от обычной реальности, но по другой причине: все ее время занимают светские приемы, наряды, прогулки и тд.

Мону как будто судьба занесла в забытый Богом городишко: высадили из роскошного поезда за неуплату проезда. И вот с ней случается нежданная любовь. Встречается родственная душа…Но вместе двум симпатичным влюбленным быть не дано.

Марин Мирою, вообще, по замыслу фильма – абсолютно положительный герой. Любимый типаж позднесоветского кино: созерцатель, чудак, бессребреник. Но страшно подумать, что случится с этой самой Моной, если она останется с милым учителем.

Ведь ему«совсем не до людей», он «счастлив со своими книгами». И вряд ли он будет уделять много внимания изнеженной Моне. А вот она будет вынуждена терпеливо относиться ко всем его причудам. Таким, например, как покупка книги за десятки тысяч леев. И это при весьма скромной учительской зарплате.

Вот именно об этом и говорит влюбленной Моне весьма противный тип (опять же по замыслу фильма), полная противоположность романтическому Марину, –циник и скептик Григ. Любовник Моны и спонсор по совместительству.

Именно этот Григ (блистательнейшая роль Михаила Козакова) и приезжает в забытый Богом городишко, чтобы вернуть под свою власть заблудшую любовницу. Что ж, он имеет право. Ведь вложил в нее средств немало и претендует на обладание ею.

Обычно принято считать, что знаменитый монолог Грига – образчик цинизма, расчетливости и всевозможной бездуховности. Чего стоит хотя бы коронная фраза светского хлыща о том, что в его лексиконе нет слова «любовь». Очень неприятный прагматичный тип. Так принято думать.

Однако он любит свою неверную подругу. Об этом говорят поступки Грига: самоотверженно бросается на поиски, тратит душевные силы на уговоры, наконец, попросту прощает ее измену. К тому же привык заботиться о ней. Вспомните, как безошибочно он называет температуру воды, которую предпочитает Мона для ванны…

Мона (как и зрители) постепенно понимает, что лишенная романтизма, построенная на сермяжной правде точка зрения Грига более жизнеспособна, чем возвышенные устремления Марина. И уезжает с ним. К прежней жизни.

А Марин? А что Марин… Он не станет бороться и возражать. Смирится. Останется в этой своей глуши с книгами и звездами. Вполне себе не от мира сего. Безразличный к привычным вещам и отрешённый. Пока не приберет его к рукам какая-нибудь оборотистая Мадемуазель Куку. И будет он в бессильной тоске вспоминать звездными ночами свою несбывшуюся любовь….

Вот такие два типажа мужчины. Кого из них считать положительным героем – каждый решает для себя сам.