«Мы с Толей так хотели детей. А потом… всё рухнуло», — еле сдерживая слёзы, вспоминала она. История жизни актрисы Анны Каменковой

Судьба подарила ей ещё один шанс. Но радость была омрачена страхом: а вдруг всё повторится? Врачи, помня её историю, не давали никаких гарантий. «Сохранять нечего», — вынесли они свой вердикт.

Детство Анны Каменковой и её семья

История отношений родителей Каменковой была необычной и полной драматизма. Отец, Семён Абрамович Гуревич, преподавал в Литературном институте, где училась мать, Ольга Александровна. Разница в возрасте составляла 15 лет. Он же был и её учителем в школе, и уже тогда Ольга смотрела на него с обожанием.

Будучи первокурсницей, она зашла к нему вечером за книгой и задержалась. А потом настал комендантский час, и ей пришлось остаться на ночь. Тогда-то всё и произошло. Вскоре Ольга поняла, что ждёт ребенка, но скрыла это от всех, даже от будущего отца. Она покинула Москву, уехала в далёкий Крым и, скрывая своё положение, устроилась работать пионервожатой. В феврале 1945 года на свет появилась её старшая дочь — Оля.

Долгое время Семён Абрамович ничего не знал. Но однажды в Крыму Ольгу с ребёнком случайно встретил её бывший одноклассник. Вернувшись в Москву, он в разговоре с учителем обмолвился: «А Ольга наша, представляете, родила!». И Семён Абрамович понял, что этот ребёнок — его. Он разыскал Ольгу и перевёз её с дочерью к себе в комнату, которую ему выделили как педагогу. Так началась их совместная жизнь. А 27 апреля 1953 года родилась Анна Каменкова.

Анна вспоминала, что её необыкновенно кроткая и терпеливая мать с безграничной любовью принимала отца таким, какой он есть, не обращая внимания на некую грубость с его стороны:

«Помню, как по ночам, управившись с домашними делами, она тихонько садилась проверять ученические тетрадки, стараясь не разбудить нас. Ее главной заботой было создать отцу идеальные условия для работы — ведь он писал книги по педагогике, читал лекции, и к нему, талантливому филологу, всегда тянулись люди».

Отец, поглощённый своим миром знаний и педагогических идей, не всегда замечал эту тихую жертвенность своей жены. И, увы, никогда не баловал её вниманием, подарками. А она, не желая обременять его своими проблемами, скрыла от него свою болезнь. Лишь случайно Семён Абрамович увидел медицинскую справку и узнал о страшном диагнозе — рак. Он положил жену в лучшую клинику, но было уже слишком поздно.

Так в девять лет Анна лишилась самого дорогого человека — своей мамы, которой было всего 38 лет. После этого отец удочерил обеих девочек.

Анна Каменкова не раз с грустью вспоминала, что её родители так и не стали мужем и женой официально. Причина этого осталась невыясненной, хотя актриса предполагала, что дело могло быть в национальности отца. Возможно, он опасался, что в то время это могло создать трудности для его семьи. Не случайно он был против того, чтобы Анна взяла его фамилию, отметив, что такие фамилии не в фаворе.

В детские годы Анна с удовольствием занималась в студии художественного слова, выходила на сцену в спектаклях и мечтала стать актрисой. А на экране она появилась ещё в дошкольном возрасте. Главная роль в фильме «Девочка ищет отца» принесла ей премию приз кинофестиваля, который проходил в Аргентине.

Карьера актрисы

Блестяще окончив Щепкинское училище, Каменкова вошла в труппу театра на Малой Бронной, где быстро стала одной из ведущих актрис.

Однако с кинематографом складывалась не так удачно. Каменкова уже отчаялась получить интересную роль и на пробы фильма «Молодая жена» ехала скорее для проформы.

«Если не возьмут, так и буду театральной актрисой», думала она.

Решив, что терять нечего, она вложила в пробную сцену всю гамму эмоций, на которую была способна. Этот порыв не оставил равнодушным никого.

Роль Маши Стрельцовой стала для Каменковой настоящим прорывом. На неё обрушивается волна признания: первая премия Всесоюзного фестиваля, звание лучшей актрисы года. После такого триумфа появились и другие интересные предложения.

Кроме того, Каменкова стала востребованным мастером озвучивания и дубляжа. Её голосом говорят героини Ларисы Гузеевой («Жестокий романс»), Барбары Брыльской («Ирония судьбы. Продолжение»), Татьяны Лютаевой («Гардемарины») и многих других известных актрис. Особенно важной эта работа стала для Каменковой в сложные 90-е годы, когда многие актёры остались без работы.

Заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова и сегодня продолжает радовать зрителей своим многогранным талантом.

О личном

Огромную роль в её становлении как актрисы сыграл муж актёр и режиссёр Анатолий Спивак, который старше её на 15 лет. Они познакомились в театре на Малой Бронной. Анне был тогда 21 год, и она только окончила училище.

«Он мне безумно понравился, — вспоминала впоследствии актриса. — Своей харизмой он мог очаровать любую. И я не устояла. Он был добр ко мне, заботился, поддерживал».

Спивак, обладая большим опытом и режиссёрским даром, стал для Анны настоящим наставником. Он репетировал с ней сцены, щедро делясь знаниями, оттачивая её талант. И Анна беспрекословно слушалась своего гуру, восхищаясь его мастерством и мудростью.

Несколько лет влюблённые хранили свои отношения в секрете и лишь в 1980 году когда Анне было 27 лет, а Анатолию уже 42 года, они официально стали мужем и женой.

Но несмотря на глубокую взаимную привязанность и общие интересы, супруги были очень разными людьми. Спивак обладал сложным характером: замкнутый, недоверчивый, склонный к пессимизму, он стремился контролировать всё вокруг, требуя от близких беспрекословного подчинения.

В этом Анна повторила судьбу своей матери, которая также прожила жизнь с человеком авторитарным, сильным и далёким от романтики.

«Видимо, признавалась Каменкова, — для меня, как и для мамы, в мужчине на первом месте всегда стоял талант. Ради него я готова была закрыть глаза на всё: эгоизм, сложный характер и даже грубость».

Однажды Анна встретила другого. Внезапное чувство нахлынуло с непреодолимой силой, грозя разрушить её, казалось бы, такой прочной жизненный уклад. Не в её правилах было обманывать, вести двойную игру. И она решилась на трудный, но честный разговор с мужем.

«Меня тогда буквально накрыло, — вспоминала она. — Это было настолько сильно, что скрывать не имело смысла. Да и вряд ли бы получилось — моё состояние было очевидным. В эту же ночь я убежала — туда, к тому мужчине. Но так и не смогла переступить черту. Что-то меня остановило».

А Спивак, будучи умным человеком, решил бороться за свою жену. И когда она вернулась, он её больше никуда не отпустил и дал слово, что изменится. И, к её удивлению, сдержал своё обещание. На какой-то период он стал другим — более внимательным, чутким, понимающим.

А Анна научилась предвидеть его реакцию, обходить острые углы, избегать ненужных споров. И даже свои собственные планы ей приходилось тщательно скрывать, чтобы не вызывать бурю эмоций и неодобрения мужа. Так, например, она тайком от него купила автомобиль, получила права и даже организовала строительство загородного дома. Но Анна позволила себе такую «вольность» лишь после того, как стала матерью.

Рождение сына в 1987 году стало для Анны Каменковой и Анатолия Спивака настоящим даром судьбы. Путь к материнству оказался для актрисы полным драматизма. Несколько раз она переживала горечь потерь на ранних сроках беременности. А потеря ребёнка на шестом месяце стала для неё настоящим крахом. Виной всему стал слишком напряжённый ритм жизни актрисы: бесконечные съёмки, спектакли, репетиции. Эмоциональные и физические перегрузки не могли не сказаться на здоровье.

«Мы с Толей так хотели детей, — вспоминала Каменкова, еле сдерживая слезы. — А потом… всё рухнуло. После этого врачи сказали, что я больше не смогу иметь детей».

Чтобы заглушить боль, чтобы хоть немного отвлечься от тяжёлых мыслей, супруги с головой ушли в работу. Репетиции, разбор ролей всё это теперь заполняло их дни. Но в глубине души Каменкова не оставляла надежды снова стать матерью.

И судьба подарила ей ещё один шанс. Но радость была омрачена страхом: а вдруг всё повторится? Врачи, помня её историю, не давали никаких гарантий. «Сохранять нечего», вынесли они свой вердикт. Но Спивак, благодаря своим связям, смог договориться о том, чтобы Анну положили на сохранение в хорошую клинику к опытному специалисту.

Три месяца провела Каменкова в больничной палате. А съёмочная группа картины «Визит к Минотавру», где она тогда снималась, терпеливо ждала её возвращения.

И вот, в 1987 году, в возрасте 34 лет Анна стала мамой. У них с Анатолием родился сын Сергей.

Сергей вырос в атмосфере любви и творчества, но не пошёл по стопам родителей. Он получил юридическое образование, занимается защитой авторских прав драматургов, свободно владеет английским и французским языками, переводит пьесы. Он женат, и Анна Семёновна души не чает в невестке Ольге.

В апреле 2024 года Анне Семёновне исполнился 71 год, и она полна энергии, творческих планов и любви к жизни. Актриса по-прежнему востребована в профессии: играет в антрепризе, снимается в кино, выбирая роли, созвучные её внутреннему миру. Так, она с радостью снялась в драме «Три сестры», а затем в сериале «Тест на беременность», где создала образ акушера. Эта роль имеет для Каменковой особый смысл, ведь она и сама когда-то прошла через тяжёлые испытания на пути к материнству.

Её муж, Анатолий Спивак, уже давно не работает, и Каменкова не скрывает, что ей очень не хватает их совместных проектов. Своё свободное время актриса любит проводить на даче, в окружении цветов и тишины. Ещё одно её увлечение живопись.

Load More Related Articles