Ирина Вадимовна пришла в Государственный академический Малый театр России в 1993 году. Творческий багаж к тому моменту имел большой вес — оскароносная «Москва слезам не верит», многомиллионный по просмотрам «Карнавал», полюбившаяся народу «Самая обаятельная и привлекательная».
Зрительская любовь гармонично переплелась с благосклонностью властей , и за мировым признанием картины с ее участием последовала высокая отечественная награда — Государственная премия СССР.
Почетное звание Народной артистки РФ Муравьева получила уже будучи актрисой Малого театра — в 1994-м. А 2006 год ознаменовался еще одной наградой — Премией Правительства России.
На сцене знаменитого Театра впервые увидела популярную актрису в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Корифей академического Малого Владимир Бейлис вернул на родную сцену пьесу Островского в 2002 году.
Так получилось, что эту работу удалось посмотреть дважды, второй раз совсем недавно. Правда, роли Мамаевой и Глумова играли другие артисты. А это совсем разные впечатления.
Муравьева — актриса счастливой творческой судьбы, зрительская любовь пришла к ней неминуемыми путями. И даже при всей предсказуемости реакции знакомство с игрой любимой артистки на театральных подмостках впечатлило безмерно.
Театральные подмостки любят Муравьеву. В актрисе есть то дающееся природой сценическое обаяние, которое и питает зрительские симпатии. Ее игра жива и естественна. Рядом со своими замечательнейшими партнерами — Александром Вершининым (Егор Глумов), ныне ушедшими из жизни Борисом Клюевым ( Крутицкий) и Вячеславом Езеповым ( Нил Мамаев) — Ирина Вадимовна очаровательно женственна.
Постановка » На всякого мудреца довольно простоты» с ее участием и была в 2006 году удостоена Премии Правительства России.
Премьера «Чайки » А.П. Чехова состоялась довольно скоро после перехода Муравьевой в Малый театр — в 1996 году. Это был премьерный спектакль актрисы.
Постановка самая простая, в то время еще не стремились так необузданно к новым формам и не рвались во что бы то ни стало выразить свежий взгляд на классику. И критики в ожидании этих перемен изрядно прошлись и по постановке, и по актерам. Сейчас никому в голову не придет нелицеприятно отозваться об игре Муравьевой. Но что было, то было. Нет привычки оглядываться на мнение профессиональных критиков, в конце концов, за каждым суждением стоит конкретный человек.
И на мой зрительский взгляд, спектакль получился. Во главе угла — только мысль Чехова и безупречная актерская игра. Все остальное — пустое.
Тригорина играет сам Юрий Мефодьевич Соломин. Доктор Дорн — Александр Михайлов, и это достойно отдельного рассказа. Сорин — Виктор Коршунов, а Треплев — Александр Коршунов — интереснейшая актерская династия. Маша — Алена Охлупина, актриса из преданного Театру созвездия. Именно в таком составе представлена You Tube- версия «Чайки».
На сцене смотрела спектакль с другими артистами. Но тоже сильный состав. Главное, что в центре игры — Ирина Муравьева.
Чеховские пьесы — высота и полет российского театра. Они по-прежнему воспринимаются как зеркало жизни. Над ними можно размышлять, сопереживать героям, рассматривать с точки зрения собственного опыта.
Как и в других произведениях Антона Павловича , в «Чайке» за литературными символами стоит и понятная каждому семейная история. И как часто случается в произведениях классика, история сложная, в финале — трагичная.
Чеховская мысль никогда не бывает плоской и однозначной. Муравьева чувствует и доносит эту многослойность. Каждый человек — целый мир. В собственных мирах Аркадиной не совсем соизмеримо живут стремление к успеху на сцене, желание женской состоятельности и материнская ответственность.
Об успешности карьеры можно судить только со слов самой Аркадиной: — «Как меня принимали в Харькове!». Любовные отношения между возрастной по меркам того времени артистки и молодого писателя развиваются на наших глазах. И очевидно, что до счастья здесь далеко. Но принимать факт, что Тригорин ее не любит, Аркадина не желает. » Не понимает, не хочет понять, «- горестно думает тот.
Самое, на мой взгляд, печальное, что Аркадина — нелюбящая мать. В бегах за наполненностью жизни она теряет самое главное — сына. «Лишний в доме», — так определяет трагедию Треплева его дядя- Сорин.
Муравьева подчеркивает всю поверхность и неискренность чувств Аркадиной — во всем — в творчестве, к молодому любовнику, главное — к сыну. Это очень горькая пьеса, надежды на счастье в ней нет совсем. И кажется, что виной многому Аркадина.
Сама же постановка — безусловное удовольствие прикоснуться к игре талантливой актрисы.
Еще один спектакль на сцене Малого театра России с участием Муравьевой, который посчастливилось увидеть — «Мертвые души». Несколько театральных версий поэмы удалось посмотреть до этого. Постановка Алексея Дубровского, нынешнего главного режиссера Театра, по инсценировке Михаила Булгакова — качественная, добротная, ну прямо очень хорошая работа. Она не идет на поводу современных веяний, самодостаточна и умна.
И вот здесь одна мысль кажется весьма уместной. Театр не может стоять на месте, поиски новых форм, даже свежих взглядов на классику — это нормально. Но в театральном мире, как и в природе, должны быть свои заповедные территории. Что-то должно сохраняться, условно говоря, в первозданном виде. Так пусть в отечественном драматическом искусстве таким своеобразным заказником театральных традиций и неприкосновенности классики будет Малый театр.
Ирина Вадимовна, с присущей ей мудростью, на одной из встреч с прессой призналась: — » А вообще в театре все должно быть. А зритель разберется.»
И хотя мои зрительские симпатии связаны с другой постановкой, красоту и высоту качества «Мертвых душ» великого Малого отрицать сложно. И не буду.
Коробочка в исполнении Муравьевой симпатична и простодушна. Хотя в деловитости ей не откажешь. Собственно, Гоголь и сам изобразил ее довольно рачительной хозяйкой, свое небогатое именьице она содержит в порядке. И расспросы, почем нынче мертвые души, не от глупости вовсе — от хозяйственности. Как бы смешно это ни звучало в данном контексте. Но ведь она права — если есть спрос, значит должна быть и цена.
И она так мила в этом своем спальном чепце. Не знаю,откуда берется такая чрезмерная уничижительность в отношении к гоголевским героям. Так приятно, что в исполнении Муравьевой этого не видно.
Возрастные артисты — вообще отдельная песня, у них особый шарм, другая сценическая свобода. Когда природное обаяние соединяется с наработанным опытом, получается стальной сплав. Муравьева сотворена из этого могучего соединения.
У Ирины Вадимовны божественный дар мягкого юмора. Но какое же счастье, что дива не позволила увести себя по узкой дорожке комедийности . И отечественный театр обрел многогранную актрису с живой и органичной игрой.
Да-да, скрывать не стану, во мне говорит безусловная зрительская любовь к этой артистке. Но дать по обыкновению ссылку на You Tube-версию сегодня не смогу, спектакль новый, до представления его на интернет-платформе время еще не пришло.
Среди моих любимых работ Муравьевой и роль Гурмыжской в пьесе Островского «Лес». Эту работу на сцене увидеть не довелось. Но есть превосходная You Tube-версия.
Прекрасна ее игра и еще в одном дуэте с Юрием Соломиным. Рекомендательный обзор спектакля «Филумена Мартурано» уже есть в моих публикациях. Ниже даю ссылку.
И буквально на днях, не прошло и недели, как You Tube подкинул «Власть тьмы». Спектакль загружен на платформу с грифом » К 75-летию И.В. Муравьевой. » Если бы не любимая актриса, ни за что бы не стала смотреть этот триллер. Ну, как еще назвать одну из самых страшных пьес нашей драматургии.
Да, великий и могучий Лев Николаевич Толстой отличился так отличился. Но с жизни списал, как всегда.
Обаятельная Муравьева играет очень непривлекательную мать главного героя — Никиты. Ох, не проста эта Матрена. Вроде легкая по жизни и быстрая на язык, вроде и сына любит, а все делает против совести. И ничуть не мучается этим.
Как бы кощунственно ни прозвучало в свете того, что творит, не ведая добра, героиня , но глаз от актрисы оторвать невозможно. Больше трех часов пролетает, как миг.
Вроде бы никогда не играла Муравьева пьяненьких баб, но вот что значит великая сила таланта — даже здесь восхитительна. Опять вспомнишь, как же много ей досталось от комедийного дара! Сцена на свадьбе — только малюсенькая толика. Актриса в великолепном игровом тонусе от начала до концовки.
«Власть тьмы» — вообще-то печально-горькая пьеса. И вроде бы не до восхищений, но как же хороши все сценические решения! При нынешнем стремлении сценографов к лаконичности и минимализму, постановка Малого театра кажется пиршеством красок.
Этот глубокий багряно-синий глубокий свет, на фоне которого свершается действие. С одной стороны, красиво, с другой — словно предвестник тех кровавых событий, что развернутся на этой усадьбе.
Крестьянское подворье как будто выписано на холсте кистью художника. Собрана хозяйственная утварь, обозначены все детали деревенской избы. Даже русская печь ,на которой греется хозяин. Не декорации — музей.
К сожалению, на эту великолепную постановку дать ссылку не получится. Не могу понять, в чем дело, но пока готовила публикацию, она напрочь исчезла с платформы.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятных театральных просмотров с любимыми артистами!