Хотя критики оценили фильм “Мумия” неоднозначно, зрители до сих пор с любовью вспоминают кинокартину Стивена Соммерса. В съёмках фильма приняли участие талантливые актёры, в частности – Брендан Фрэйзер, Рэйчел Вайс и Арнольд Вослу.
Ниже мы с вами рассмотрим, как беспрецедентный успех “Мумии” проложил путь к успеху для многих блокбастеров. Итак, поехали.
Ремейк классики
Технически “Мумия” – это ремейк одноимённого фильма 1932-го года, главную роль в котором исполнил Борис Карлофф.
“Мумия” очень поверхностно использует сюжет оригинального фильма, отклоняясь от хоррора к жанру “приключенческий боевик”.
Ремейки в Голливуде едва ли являются чем-то новым, но в последнее время они настолько распространены, что практически невозможно определить, когда именно переработка старых идей стала неотъемлемой частью кинопроизводства. Более того, инкарнация “Мумии” даже породила свой собственный ремейк с участием Тома Круза, вышедший в 2017-м году. К сожалению, фильму совершенно не хватило очарования своего предшественника. Зачем пытаться изменить то, что и так прекрасно?
Смелый и смешной герой одновременно
Брендан Фрэйзер продолжает получать заслуженные комплименты за исполнение роли Рика О’Коннелла, харизматичного офицера Французского Иностранного легиона. Он берёт пример с героев боевиков ушедшей эпохи, особенно – с Харрисона Форда, изобразившего на экране Индиану Джонса.
О’Коннелла часто сравнивают с героями комиксов, что вполне уместно, учитывая, что многие звёзды фильмов по комиксам при подготовке к съёмкам брали пример с Фрэйзера. Вспомните Криса Хемсворта в роли Тора из Marvel, который олицетворяет собой не только могущественного бога грома и молнии, но и забавного весельчака.
А Звёздный Лорд Криса Пратта? Он постоянно дурачится, пока дело не доходит до битвы с врагом, где герой мастерски демонстрирует свои боевые способности.
Фрэйзер сломал стереотипы о героях боевиков из 90-х, и мы наслаждаемся его игрой десятилетия спустя. Представьте, какой была бы “Мумия”, если бы Брэд Питт или Бен Аффлек сыграли роль Рика, как и предполагалось изначально? Это был бы совсем другой фильм.
История – это круто
Каждый школьник желает знать, почему его заставляют учить историю, когда те или иные события произошли достаточно давно. Впрочем, “Мумия” доказывает, что знание истории – это не только круто, но и может спасти жизнь… если вы когда-нибудь “случайно” раскопаете древний саркофаг.
После успеха фильма свет увидели ещё несколько тематических боевиков, в которых любовь к истории легла в основу сюжета. Например, “Сокровище нации” 2004-го года обыгрывал такую концепцию: учёный-историк (в исполнении неподражаемого Николаса Кейджа) отправляется навстречу приключениям в поисках несметных сокровищ.
Кстати, фильм “Мумия” проложил путь таким блокбастерам как “300 спартанцев”, “Гладиатор” и “Троя”.
А монстры где-то здесь
Поскольку кинокартина 1999-го года имела ошеломительный успех, Стивен Соммерс написал новый сценарий и снял сиквел под названием “Мумия возвращается”.
За ним последовал приквел – “Царь скорпионов” с Дуэйном Джонсоном в главной роли.
Последний фильм франшизы вышел в 2018-м году, получив название “Царь скорпионов: Книга душ”.
Стивену Соммерсу явно пришлась по душе идея “реанимировать” классических монстров. В 2004-м году на экраны вышел фильм “Ван Хельсинг” с Хью Джекманом и Кейт Бекинсейл, который так и пестрил известными нам персонажами вроде графа Дракулы или чудовища Франкенштейна.
В том же году экранизация комиксов Майка Миньолы “Хеллбой” режиссёра Гильермо дель Торо также покорила кинотеатры. Здесь уже охота на монстров сочеталась с нацистским оккультизмом, ноткой нуара и приличной дозой юмора.
Инновационные визуальные эффекты
Начиная с тридцатых годов прошлого столетия, в хоррорах всегда использовались спецэффекты (практические или компьютерные).
Фильм “Мумия” вобрал в себя и те и другие. Результат был поистине впечатляющим!
Примерно пятая часть бюджета фильма в 80 миллионов долларов ушла на спецэффекты, а именно – протезный макияж, захват движения, покадровую анимацию и стоп-моушен. Сцена боя с мумией, снятая в режиме стоп-кадра, является явным отголоском битвы героев со скелетами в фильме “Ясон и аргонавты” (1963), укрепляя дань уважения перед кинематографическими “тяжеловесами” прошлого.
Многие фильмы конца 90-х использовали компьютерные эффекты с разной степенью успеха, но “Мумия” остаётся убедительным примером сочетания нескольких технологий для получения превосходного результата!
Лидер среди комедий ужасов
На ранних этапах переговоров предполагалось, что “Мумию” будет снимать Клайв Баркер, а позже режиссёром станет Джордж Ромеро. Оба “светила ужасов” сделали бы “Мумию” чересчур жуткой.
Существует тонкая грань между тем, что мы считаем страшным, и тем, что мы считаем смешным – в конце концов, смех является обычной реакцией на облегчение после пережитого стресса. Поэтому вполне логично, что после выхода фильма “Мумия” появился целый ‘легион” комедий ужасов, интерпретирующих то, что изначально представлялось действительно кошмарным.
В 2004-м году “Зомби по имени Шон” порадовал зрителей в равной степени зловещей и уморительной интерпретацией зомби-апокалипсиса. Вслед за ним в 2009-м году состоялась премьера фильма “Добро пожаловать в Zомбилэнд”, в котором был как экшен, так и юмор.
Похоже, что орды нежити являются прекрасным “расходным материалом” для некоторых по-настоящему сумасбродных сценариев.
Беспрецедентный кассовый успех
Премьера “Мумии” состоялась одновременно с несколькими другими кассовыми блокбастерами, включая “Звёздные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза” и боевик о Бонде “И целого мира мало”. Несмотря на то, что эти фильмы прогремели в кинотеатрах, так, как “Мумия”, они зрителям не полюбились.
Сейчас мы живём в реальности, где большинство фильмов, которые мы смотрим, являются частью разросшейся франшизы. Правда, время от времени что-то свежее пробивает себе дорогу в лидеры кассовых сборов. Примеры: “Аватар” Джеймса Кэмерона (ещё до того, как мы узнали, что будет продолжение) и “Начало” с Леонардо Ди Каприо.
Фильмы, ранее не связанные с большим коммерческим успехом, пробивают себе путь к вершине на кинорынке, в основном ориентированном на франшизы.
Франшиза помогла продвинуться в кинокарьере нескольким рестлерам
Хотя в фильме “Мумия” не было ни одного известного рестлера, спин-офф и продолжения, такие как “Царь скорпионов”, помогли утвердить некоторых гигантов рестлинга в качестве крутых парней для боевиков.
В 2001-м году Дуэйн Джонсон получил роль злодея в сиквеле “Мумия возвращается”, начав строить таким образом головокружительную карьеру в киноиндустрии.
Дэйв Батиста, ныне известный как Дракс Разрушитель из команды “Стражи Галактики”, исполнил роль Агромаила в фильме “Царь скорпионов 3: Книга мёртвых”. А Нейтан Джонс, уже зарекомендовавший себя в таких фильмах, как “Безумный Макс: Дорога ярости”, даже окунулся в воды Нила, сыграв роль Энкиду в последней части франшизы “Царь скорпионов” – “Книга душ”.
Раздвигая рамки насилия
“Мумия” имеет рейтинг PG-13, довольно высокий для фильма, который задумывался как приключенческий боевик для семейного просмотра. По факту он даже превышает этот рейтинг, демонстрируя насилие и кровожадность.
Есть ли что-нибудь более ужасное, нежели проклятые жуки-скарабеи, заползающие под кожу незадачливых искателей приключений, когда те прокладывают себе путь через заминированные гробницы?
А сцена, где Рик использует перочинный нож, чтобы выковырять одну из присосок из плеча Джонатана Карнахана в исполнении Джона Ханны? Жуть!
Добавьте сюда поединки на мечах, перестрелки, кислоту и чуму, и вы удивитесь, как этот фильм не прошёл под рейтингом R.
Впрочем, современные зрители уже привыкли к подобному контенту. Фильмы Marvel и DC тоже превышают рейтинг PG-13. И всё же дети по-прежнему приходят в кинотеатры, чтобы увидеть, как их любимые герои одерживают победу над врагами.
Важное качество фильма
Одно из самых привлекательных качеств “Мумии” – искренность. Актёры и члены съёмочной группы собрались вместе, чтобы сделать что-то действительно интересное. И они сделали это!
В эпоху, когда многие ремейки фильмов о монстрах 30-х годов больше походят на заезженные музейные архивы, нежели на захватывающие аттракционы, “Мумия” греется в лучах славы.
Произошёл культурный сдвиг в зрительской аудитории: она стала более искушённой, чем когда-либо.
Впрочем, некоторые фильмы о монстрах всегда будут популярны, и неважно – будь то Имхотеп, вернувшийся, чтобы посеять хаос среди живых, или же ящер-кайдзю, возвышающийся над морской пучиной – мы их любим за то, что они есть.