Фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» имел в СССР феноменальный успех. Его посмотрело около 90 миллионов советских зрителей. По популярности он занимает второе место в рейтинге всех советских фильмов после «Пиратов XX века».
И самое главное — фильм получил «Оскар», что стало большой редкостью в истории отечественного кино.
Помимо прочих достоинств, «Москва слезам не верит» имеет один неоспоримый козырь. Козырь, который вот уже десятки лет вызывает жаркие споры — так хороший он все-таки или плохой? Образцовый или не без недостатков?
Догадались?
Конечно, это Гоша, он же Гога, он же Жора.
Ролью слесаря с «золотыми руками» в нечищеных ботинках Алексей Баталов обманул миллионы советских женщин. После выхода фильма они садились в пригородные электрички с одной надеждой: встретить вот такого слесаря Гошу.
Гоша в исполнении Баталова — не просто киногерой. Это абсолютно новый тип киногероя на экране — рабочий интеллигент, сумевший покорить не одно поколение зрительниц разных вкусов и профессий.
Алексей Баталов соединил в Гоше несовместимое. Бытует мнение, что настолько большую популярность фильм получил, в первую очередь, благодаря его блестящей актерской работе.
Можем повторить?..
Вероятно, такого же мнения придерживался и режиссер Игорь Таланкин, снявший мелодраму «Время отдыха с субботы до понедельника» спустя 5 лет после культовой «Москвы».
В главных ролях: Алла Демидова, Владислав Стржельчик и Алексей Баталов.
Кино получилось хорошее — глубокое, тонкое. В каком-то смысле, это фильм с претензией на притчу. Тем не менее, в нем есть немало моментов, которые перенесут нас в ту самую «Москву», которая «видала всякое» и «верила любви».
Надо понимать — Баталов в это время получил мировую известность. Его участие в съемках = гарантированный успех фильма.
Но создателям, видимо, показалось мало просто его появления в роли еще одного долгожданного мужчины мечты. И они решили недвусмысленно сыграть на чувствах зрителей, которые уже испытали похожие во время просмотра «Москва слезам не верит».
Не верите? Давайте проверим!
В центре повествования фильма «Время отдыха с субботы до понедельника» — пара немолодых супругов, которые отправились в тур выходного дня на круизном теплоходе. Супружескую пару воплотили Алла Демидова и Владислав Стржельчик.
Но за внешним благополучием этих людей скрыта глубокая драма главной героини. Муж — заботливый и обаятельный, но не тот это человек… Не тот.
Что-то определенно напоминает…
Во время экскурсии супруги ссорятся. Героиня на попутной лодке решает вернуться на теплоход одна. И неожиданно в лодочнике в нечищеных ботинках она узнает друга юности Павла, которого когда-то любила, ждала встречи, а потом считала погибшим на войне…
Герой Баталова появляется в кадре так же неожиданно и эффектно, как и Гоша в московской электричке.
Одного его взгляда достаточно, чтобы понять — он тот, кого эта женщина любила и будет любить всю жизнь.
Этот эпизод — ключевой момент фильма. Случайная встреча с любимым, некогда пропавшим без вести на фронте, а ныне инвалидом, заставляет героиню заново пережить боль утраты и признаться:
Эти слова невозможно не заметить или пропустить, потому что они — именно то, ради чего был весь сюжет.
Случайно ли режиссер фильма «Время отдыха с субботы до понедельника» адресует следующему герою Алексея Баталова ту же фразу почти дословно?
Риторический вопрос.
Прибавьте к этому близкие по силе характеры и даже уловимое внешнее сходство главных героинь двух фильмов, яркое появление героев Баталова «под занавес» сюжетов и непоколебимое «Мужик всегда прав», даже если от этой «правды» никому лучше не становится.
Не будем спойлерить, чем закончился фильм «Время отдыха с субботы до понедельника». Думается, многие захотят его посмотреть, потому что фильм прошел в свое время довольно тихо, несмотря на очевидные режиссерские хитрости.
Но даже при этом он получился другим, не точной копией «Москвы». Впрочем, до триумфа «Москвы» ему тоже оказалось далеко.