Кинокартина Александра Роу – один из любимых фильмов из далекого детства. И он до сих пор смотрится весело и легкою Так же, как и снимался. Александр Артурович любил идеальный порядок на съемочной площадке. И то, на что другие режиссеры тратили день, он снимал за два-три часа, уделяя скрупулезное внимание подготовке. Но без приключений, конечно же, не обошлось. Давайте вспомним, как снимали это доброе, очень поучительное кино.
Основные съемки проходили на Кольском полуострове, под Оленегорском. Группу привлекла местная натура – потрясающей красоты природа, густые леса и большое количество снега. С собой киношники взяли целый зоопарк: кошек, собак, птиц, коней, медведицу по кличке Маня.
Для Бабы-Яги построили две избушки. Одну соорудили из настоящего дерева, другую, пляшущую – из… декорированного поролона. Из него же были изготовлены и костюмы для трухлявых пней, напавших на Ивана. Помните, как Эдуард Изотов, игравший Иванушку, выбрасывал их из избушки? Статисты, изображавшие лесную нечисть, в такой одежке имели солидный вес. И на съемки этой сцены было потрачено немало дублей прежде, чем Иван выбросил их как надо.
Бабу-Ягу в восьмой раз играл Георгий Милляр. Удивительно, но всякий раз актер умудрялся изображать своего персонажа по-разному. При подготовке к роли он занимался специальной гимнастикой и ловко научился управляться с метлой. Внимательные зрители наверняка заметили, что в этом фильме артист сыграл еще одну крошечную роль – разбойника-дьяка. А еще озвучил петуха, которого в самом начале Настенька просит не шуметь, пока она не довяжет чулок.
Во время съемок Милляру, пожалуй, досталось больше других актеров. На грим ежедневно уходило по несколько часов. А однажды его даже обожгли перекисью водорода. В легких лохмотьях Георгий Францевич бесстрашно бегал на тридцатиградусном морозе по лесу, участвовал в драках. Правда, самые сложные трюки за него делал профессиональный каскадер – тогдашний руководитель спортивного комплекса Оленегорска Константин Браславский.
Больше всего Георгий Францевич отличился уже после основных съемок. Отснятую пленку складировали в подвале дома, где разместилась съемочная группа. В один из дней, когда режиссер с оператором и ассистентами работали в лесу, в подвале прорвало трубу. Пока местные жители добирались до съемочной площадки, пока вся компания спешила назад, подвал уже порядком затопило водой.
Отснятый материал спас Милляр. Мокрый, в одном белье актер успел вынести из подвала во двор все коробки с пленкой. Когда рванула труба, артиста разбудила местная жительница. И он в чем был, ринулся на мороз спасать фильм, рискуя собственным здоровьем. Актера потом растерли спиртным, разрешили ему принять пару стаканов внутрь. В итоге он даже не простудился.
Досталось на съемках и исполнительнице роли Настеньки – Наталье Седых. Режиссер приметил ее в одном из спектаклей, который показывали по телевизору. Хрупкая барышня с добрым взглядом и нежными чертами лицами танцевала лебедя. Александру Роу она приглянулась сразу, и он решил ее разыскать. Девушка оказалась студенткой ленинградского хореографического училища.
На роль Настеньки претендовало несколько десятков актрис. После кинопроб остались лишь Надежда Румянцева и Наталья Седых. У девушки не было актерского опыта, Но именно ее кандидатуру отстоял Александр Роу. И не ошибся. Девушка отлично попала в образ. Но она была слишком юной, и на съемках ее повсюду сопровождала мама. Оказалось, не зря. Молоденькой девчушке пришлось разгуливать по зимнему лесу в сарафане, проваливаться по пояс в сугробы, нырять в пруд с пиявками, смывать с девичьих ресниц и волос клей, который использовали в качестве грима вместо снега.
Но самым большим приключением для нее стало катание на «самоходных» санях. Их привязывали к грузовику, и тяжелая машина тащила всю эту сказочную конструкцию по снегу. Мама девушки только молча вздыхала. Между дублями отпаивала дочурку чаем из термоса да укутывала в теплый плед.
Инна Чурикова попала в кинокартину случайно. На роль Марфушеньки-душеньки уже почти утвердили актрису Тамару Носову. А Чурикова в тот момент была студенткой Щепкинского театрального училища и большого опыта в кино не имела. Но на девушку с необычной внешностью обратила внимание ассистентка режиссера. Привела ее к мэтру. Тот провел кинопробы – тот самый эпизод с орехами. Придумал для нее эффектный грим с веснушками. И вместо Носовой решил снимать Чурикову.
Увидев себя в гриме, актриса разрыдалась. Барышня не на шутку испугалась, что не только ее героиня, но и она сама теперь никогда не найдет себе кавалера. Но все ее опасения оказались напрасными. Через несколько лет она вышла замуж за начинающего режиссера Глеба Панфилова. И они счастливо прожили вместе более полувека.
На съемках знаменитой сцены в лесу с Чуриковой случился курьез. Подготовка шла так долго, что актриса успела замерзнуть в сугробе на самом деле. Вдобавок в корзине вместо яблок оказался… лук. Фрукты же забыли в гостинице. Но Инна и бровью не повела, с аппетитом уплетая луковицы одну за другой. Если присмотреться, то их легко можно увидеть в кадре. Благодаря стараниям начинающей актрисы Марфушенька в этом фильме получилась одной из ключевых героинь.
Никаких скандалов, ссор и интриг на площадке не было и в помине, как это обычно бывает во время съемок. Наоборот, царила веселая и дружеская атмосфера. Милляр все время шутил. А Чурикова подружилась с Натальей Седых. После съемок отвела ее к своему преподавателю в училище, чтобы поставил голос. Очень уж он у нее был тихим. Саму же Наталью угораздило влюбиться в красавца Изотова. Но 28-летний артист даже не догадывался о ее чувствах. Эдуард был женат, воспитывал дочь. И в молоденькой актрисе видел просто девчонку.
После выхода в прокат фильм «Морозко» произвел фурор не только у нас, но и за рубежом. Актер Александр Хвыля на какое-то время стал главным Дедом Морозом Советского Союза и вел все новогодние представления в Кремле. Сказка отправилась на фестиваль детских и юношеских фильмов в Венецию. Кинокартину закупил Голливуд для проката в США. А в некоторых странах Восточной Европы «Морозко» до сих пор показывают под Рождество. Все же настоящее искусство не знает границ.