«Основано на реальных событиях?» Голливудские режиссёры частенько злоупотребляют зрелищностью в ущерб достоверности. Особенно, когда дело касается средневековых сражений. Сведём на нет новую партию киношных приёмов, а также разберёмся, могли ли евнухи быть «лучшими бойцами».
Два клинка
Крутые и непобедимые парни в кино любят помахать сразу двумя клинками. Но в реальности это чистое позерство — слишком тяжело контролировать оба меча одновременно. Пару лёгких кинжалов ещё куда ни шло, но длинные мечи только создадут путаницу. Вторая рука фехтовальщику пригодится для вспомогательного оружия — кинжала или баклера (щитка). Чтобы отвести удары, запутать клинок противника, создать ложную цель.
«Два клинка — ошибка дилетанта. Настоящий мастер бьется одной рукой», — учили мастера клинков. Помните, даже сир Артур Дейн в «Башне Радости» сражался всего с одним, пусть и двуручным мечом?
Всюду «жабья голова»
В псевдо-историческом кино то и дело мелькают зловещие «жабьи головы». Шлемы, полностью закрывающие лицо воина, кажутся устрашающими и неуязвимыми. Однако на самом деле «штеххельмы» предназначались только для рыцарских турниров — конных сшибок с пиками на ристалищах.
В реальном же бою обзор из такого шлема был сильно ограничен. Воин становился слабым и беспомощным и не замечал, что творится по сторонам. Тем не менее, голливудские режиссёры любят использовать «жабьи головы» везде, где только получится. Зачем? Для создания зловещего антуража!
Стены для эпичности
Когда в кино начинается битва, герои почему-то выходят из ворот и сражаются в чистом поле, не используя мощные укрепления. Вспомните ехидное замечание Бромви из «Эрагона»: «Ради этого строили крепость?!». Архитекторы тех времен вряд ли стали бы тратить годы, возводя циклопические стены, если бы их так легко преодолевали. Голливудские режиссёры пожертвовали реалистичностью ради зрелищных осад.
Даже Утёс Кастерли в «Игре престолов» берётся штурмом с поразительной лёгкостью. Однако в реальности осада средневековой крепости была очень непростой задачей до изобретения пороховой артиллерии. Даже небольшой гарнизон воинов мог удерживать замок месяцами, пока не иссякнут припасы.
Подъём забрала
Воинское приветствие зародилось от поднятия забрала шлема? Популярный киношный приём! Мол, именно так рыцари узнавали своих друзей или демонстрировали мирные намерения. Однако многие средневековые шлемы забрал в принципе не имели. А с 1700 года забрала полностью вышли из европейской военной моды. Как же идентифицировали своих?
Гербы помогали! Зачем воину поднимать забрало, если латы всё равно кричат «свой»? Традиция пошла от британских гвардейцев XVIII века, которые вначале снимали головные уборы для приветствия. В 1745 году правила упростили из-за громоздких меховых шапок — велено было просто касаться убора рукой. Современное армейское приветствие, похоже, оттуда пошло.
Скрежет меча
Скрежет стали о сталь при обнажении клинка — популярный ударно-раздражающий звук. А ведь на деле подобная небрежность убила бы любой добрый меч! Хорошие ножны мастера создавали из дерева с мехом или кожей, туго облегающими лезвие. Вытаскивать клинок можно было беззвучно.
Стальные ножны быстро забили бы многострадальное лезвие ржавчиной и зазубринами. Да, их действительно использовали в Средние века, но только для перевозки мечей, а не при ежедневном ношении.
Не доспехи, а бумага
Кажется, что в псевдо-исторических фильмах доспехи героев состоят из бумаги. Вспомним закованного в броню Сноу, который пал от одного тычка в грудь. В реальности даже ткань лучше, чем ничего! Плотные гамбезоны из хлопка хорошо гасили режущие удары. А человека в крепкой стальной броне меч и вовсе возьмёт разве что колющим в щель между пластинами.
Пробить качественный доспех сложно — оружием выбора против таковых был молот или клевец. Шинели, например, без проблем задерживали английские кавалерийские сабли! Так что сцена, где вмятина от меча отправляет Ведьмака в полёт — чистой воды выдумка режиссёра.
Слоёный пирог
Во многих псевдо-исторических кинолентах рыцари поверх кольчуги надевают латный доспех. Выглядит внушительно, дак только такой «броневой пирог» — выдумка режиссёров! Кольчужное полотно использовали для защиты уязвимых мест в сочленениях, но целиком железную рубаху под доспех не надевали. Неудобно, тяжело и просто незачем.
В исторических источниках о таком использовании кольчужного полотна вы не встретите ни слова. Миф стал популярным благодаря современным ролевым играм. Мол, «стану танком» и пойду в атаку.
Блокировка лезвием
Герои кинофильмов упорно отбивают чужие удары остриём своего клинка. В жизни так делать не любили. Слишком велика вероятность испортить хорошее оружие. Удары принимали только на гарду или усиленную, широкую часть лезвия ближе к эфесу. Её даже не всегда точили, чтобы не тупить. А вот тонкое остриё, если им блокировать, смялось бы в лепёшку.
«Самурай ценит лезвие, как душу — его не роняют просто так на камни», — гласит старинная японская поговорка. Так что давайте уважать благородное фехтовальное искусство, а не превращать его в «шутовство по голливудски».
Дырявая кольчуга
Считается, что кольчуга — ненадёжная броня, от которой рыцари вскоре отказались в пользу цельных лат. В кино воины в кольчугах обычно в первой шеренге, только и падают от града стрел. Но реальность совсем иная. Средневековая кольчуга прекрасно защищала и от клинков, и от стрел. Вспомним хотя бы битву при Арсуфе в 1191 году, когда лучники Саладина осыпали крестоносцев Ричарда «Львиное Сердце» тучей стрел.
Многие воины были буквально утыканы стрелами, но благодаря кольчугам оставались невредимы! Фрагмент картины «Битва при Арсуфе», Гюстав Доре, XIX век. Хронист Баха ад-Дин писал, что крестоносцы продолжали сражаться, не обращая внимания на торчащие из кольчуг десятки стрел.
Латы постепенно заменили кольчуги не из-за низкой защиты последних, а потому что кованые кирасы изготавливались быстрее, чем ручная работа по сплетению цельной кольчужной рубахи.
Из евнухов — лучшие бойцы
Зрители «Игры престолов» наверняка помнят армию «Безупречных» — 8000 евнухов-воинов на службе у Дейенерис. Эти ребята прошли огонь и воду на тренировках и в бою вроде бы ни перед чем не останавливаются. Но была ли такая крутость присуща евнухам Средневековья? Скорее нет, чем да.
Евнухи лишены источника тестостерона — главного мужского гормона, отвечающего за развитие мышц, костей, нервной системы. В жизни такие воины имели бы звонкие голоса, лишний вес, слабый иммунитет и быструю утомляемость. Одним словом, неказистые бойцы.