«Меня вызвали в КГБ и из театрального вуза пришлось уйти» : актриса Нина Маслова

Звезда «Большой перемены» и «Афони» — любимейших советских фильмов:

Ак­т­ри­сой я быть не со­би­ра­лась. Окан­чи­ва­ла ве­чер­нюю шко­лу и па­рал­лель­но ра­бо­та­ла в на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ском ин­сти­ту­те. Ме­ня по бла­ту ту­да ус­т­ро­ил отец, он был круп­ным ко­раб­ле­стро­и­те­лем. То­г­да ни­кто не хо­тел ез­дить в ко­ман­ди­ров­ки. А мне бы­ло ше­ст­на­д­цать, все ин­те­ре­с­но. И я мо­та­лась по чер­но­мор­ско­му по­бе­ре­жью на за­кры­тые за­во­ды, стро­ив­шие во­ен­ные су­да. Од­на­ж­ды ока­за­лась в Се­ва­сто­по­ле. При­шла на пляж. А там тре­ни­ро­ва­лась олим­пий­ская сбор­ная по па­ру­с­но­му спор­ту. И я по­з­на­ко­ми­лась с мо­ло­дым че­ло­ве­ком по име­ни Са­ша. Ему бы­ло 27 лет, но мне он то­г­да ка­зал­ся взро­с­лым дядь­кой. У нас за­вя­зал­ся ро­ман.

Он за­ни­мал при­зо­вое ме­с­то в ми­ре по клас­су па­ру­с­ных су­дов. Са­ша ме­ня убе­дил, что на­до ехать в Мо­с­к­ву и по­сту­пать в Ин­сти­тут ги­д­ро­ме­ли­о­ра­ции, ко­то­рый он сам окон­чил. А я меч­та­ла стать жур­на­ли­ст­кой. Но этот ро­ман сбил мне все вну­т­рен­ние фиш­ки.

И вот я при­е­ха­ла в Мо­с­к­ву. У Са­ши ши­кар­ная бе­лая «Вол­га», япон­ская ап­па­ра­ту­ра, сам та­кой хо­ро­шень­кий — про­с­то ге­рой ро­ма­на. В Мо­с­к­ве ме­ня сра­зу бе­рут в ин­сти­тут. Не по­с­лед­нюю роль сы­г­рал мой пер­вый раз­ряд по на­столь­но­му тен­ни­су. Я то­г­да бы­ла вось­мой ра­кет­кой Ук­ра­и­ны. Хо­тя и эк­за­ме­ны хо­ро­шо сда­ла.

С Са­шей мы до­воль­но ско­ро рас­ста­лись. На­чав учить­ся, я по­ня­ла, что еще со­вер­шен­но не хо­чу за­муж. И я ни­ко­г­да не за­бу­ду, что он сра­зу за­брал у ме­ня всю по­да­рен­ную ап­па­ра­ту­ру.

Од­на­ж­ды судь­ба ус­т­ро­и­ла мне встре­чу, ка­кие бы­ва­ют толь­ко в ки­но. Сто­я­ла я как-то у «Дет­ско­го ми­ра», ло­ви­ла та­к­си. В ма­ши­ну се­ла вме­сте с му­жи­ком – се­дым та­ким, сим­па­ти­ч­ным. Это был ре­жис­сер Ве­ни­а­мин Дор­ман, ко­то­рый снял «Ошиб­ку ре­зи­ден­та». Он мне го­во­рит:

«Мы сей­час за­пу­с­ка­ем кар­ти­ну на сту­дии Горь­ко­го, при­ез­жай­те к нам сни­мать­ся ле­том на Бай­кал».

Я при­е­ха­ла, по­з­на­ко­ми­лась там с де­во­ч­кой Юлей. Она по­том по­сту­па­ла во все те­а­т­раль­ные ву­зы. И я по­шла с ней за ком­па­нию. В ито­ге я по­сту­пи­ла, а она нет. То­г­да в Шко­лу-сту­дию МХАТ из ог­ром­ной тол­пы по­сту­па­ю­щих взя­ли пять че­ло­век, а на­до бы­ло де­сять. По­том из Ле­нин­гра­да при­вез­ли Тать­я­ну Ва­силь­е­ву и Га­ли­ну Бе­се­ди­ну. У нас был со­вер­шен­но по­тря­са­ю­щий курс. Со мной учи­лись Тать­я­на Ва­силь­е­ва, Ана­то­лий Ва­силь­ев, ле­ген­дар­ная «ра­ди­ст­ка Кэт» Ка­тя Гра­до­ва.

Ед­ва я на­ча­ла учить­ся, мэтр оте­че­ст­вен­но­го ки­не­ма­то­гра­фа Иси­дор Ан­нен­ский при­гла­сил ме­ня в кар­ти­ну «Же­ла­ем ус­пе­ха». А сту­ден­там Шко­лы-сту­дии МХАТ ра­бо­тать в ки­но ка­те­го­ри­че­с­ки за­пре­ща­лось. Так вы­шиб­ли Жан­ну Про­хо­рен­ко, ко­то­рая сня­лась в «Бал­ла­де о сол­да­те». Тем не ме­нее я сы­г­ра­ла у Ан­нен­ско­го де­во­ч­ку, ко­то­рая при­е­ха­ла из про­вин­ции в Мо­с­к­ву по­сту­пать в те­а­т­раль­ный. Но уче­бу при­шлось про­дол­жать уже во ВГИ­Ке.

Бы­ла и дру­гая при­чи­на рас­ста­ва­ния с те­а­т­раль­ным ву­зом. Как-то я иду с за­ня­тий. Ви­жу, сто­ит на ули­це муж­чи­на, что-то у всех спра­ши­ва­ет по-ан­г­лий­ски. Про­хо­жие раз­во­дят ру­ка­ми. А я как раз не­пло­хо вла­де­ла ан­г­лий­ским. Объ­я­с­ни­ла, как ему до­б­рать­ся до «Ме­т­ро­по­ля», где он жил. Так и по­з­на­ко­ми­лись. Ста­ли об­щать­ся. Дэ­вид Ра­фа­эль за­ни­мал­ся шмо­то­ч­ным биз­не­сом. Я ез­ди­ла с ним как пе­ре­во­дчи­ца во Внеш­торг. Он да­рил мне це­лые че­мо­да­ны ве­щей: паль­то, юб­ки, кур­т­ки. Я что-то раз­да­ри­ва­ла, что-то но­си­ла са­ма, часть про­да­ва­ла че­рез ко­мис­си­он­ный ма­га­зин. Ко­г­да он уе­хал, мне в об­ще­жи­тие ста­ли при­хо­дить пись­ма из Ан­г­лии, ес­те­ст­вен­но, рас­пе­ча­тан­ные. Он (на­ив­ный че­ло­век!) пи­сал:

«При­ез­жай, по­жа­луй­ста, в гос­ти на ка­ни­ку­лы. Ка­кую ты хо­чешь гор­ни­ч­ную: фран­цу­жен­ку или италь­ян­ку?»

В кон­це кон­цов к нам в сту­дию при­шел пред­ста­ви­тель ор­га­нов бе­з­о­па­с­но­сти. Ме­ня вы­зва­ли к ре­к­то­ру. Та­ко­го в ис­то­рии Шко­лы-сту­дии МХАТ ни­ко­г­да не бы­ло. Ка­гэ­беш­ник при­гла­сил ме­ня в от­де­ле­ние. Там та­кой сим­па­ти­ч­ный дядь­ка спра­ши­ва­ет ме­ня: «Кто вам пи­шет из Ан­г­лии? Где вы по­з­на­ко­ми­лись?» Я ему рас­ска­за­ла. А он и го­во­рит:

«Вы ве­з­де бы­ва­е­те, у вас мно­го зна­ко­мых ар­ти­стов, не мог­ли бы вы нам рас­ска­зы­вать, о чем они об­ща­ют­ся ме­ж­ду со­бой?»

Я и в са­мом де­ле то­г­да на­хо­ди­лась в са­мом цен­т­ре мо­с­ков­ской бо­ге­мы. Ко­г­да при­е­ха­ла в Мо­с­к­ву, Са­ша Збру­ев ме­ня со все­ми по­з­на­ко­мил. Ка­гэ­бэш­ник дал мне вре­мя на раз­ду­мья и по­про­сил ни­ко­му о на­шей бе­се­де не го­во­рить. Я, как толь­ко от не­го вы­шла, рас­ска­за­ла всем: в сту­дии, в об­ще­жи­тии. По­том по­зво­ни­ла ему и ска­за­ла: «Из­ви­ни­те, я не смо­гу вам по­мо­гать». Ру­ко­во­дство шко­лы-сту­дии пред­ло­жи­ло мне на­пи­сать за­я­в­ле­ние об ухо­де по соб­ст­вен­но­му же­ла­нию, мо­ти­ви­руя это тем, что я на­ча­ла сни­мать­ся. Но глав­ной при­чи­ной, ко­не­ч­но, был ви­зит это­го ко­ми­тет­чи­ка. Это ведь бы­ло та­кое пят­но на всю сту­дию.

Ко­г­да я по­сту­пи­ла во ВГИК, с Дэ­ви­дом об­щать­ся пе­ре­ста­ла. Ис­пу­га­лась, что мо­гу по­те­рять и ВГИК. От Дэ­ви­да у ме­ня ос­тал­ся по­да­рок — маль­тий­ский крест. Это бы­ло не про­с­то очень до­ро­гое ук­ра­ше­ние. Та­кие ли­тые кре­сты но­си­ли толь­ко чле­ны ор­де­на и ан­г­лий­ская ко­ро­лев­ская фа­ми­лия. Мне ан­ти­к­ва­ры пред­ла­га­ли за не­го ог­ром­ные день­ги. Я не хо­те­ла с ним рас­ста­вать­ся, но в ито­ге его по­те­ря­ла.

Во ВГИ­Ке курс то­же был класс­ный: Ко­ля Ере­мен­ко, На­та­ша Гво­з­ди­ко­ва, На­та­ша Бон­дар­чук. Сей­час из тех, с кем я вме­сте учи­лась, уже нет Ва­ди­ма Спи­ри­до­но­ва, Тал­га­та Ниг­ма­тул­ли­на и Ко­ли Ере­мен­ко. Ко­г­да бы­ла па­ни­хи­да, мы сто­я­ли у Ко­ли­но­го гро­ба с На­та­шей Бе­ло­хво­сти­ко­вой. И за спи­ной у нас кто-то ска­зал: «Сна­ря­ды уже па­да­ют со­в­сем бли­з­ко».

А дру­жи­ла я боль­ше все­го с Ирой Азер. Мы и сей­час пе­ре­зва­ни­ва­ем­ся. Во­об­ще, од­но­курс­ни­ки мне ча­с­то по­мо­га­ли. Вот На­та­ша Бон­дар­чук, ко­г­да ста­ви­ла «Кра­с­ную Ша­по­ч­ку», при­гла­си­ла ме­ня на роль Ли­сы. Де­ти ос­та­в­ля­ли по­том на стен­де свои от­зы­вы о спе­к­та­к­ле. И поч­ти все пи­са­ли, что их лю­би­мая ге­ро­и­ня в этом спе­к­та­к­ле не Кра­с­ная Ша­по­ч­ка, а Ли­са. А На­дя Ре­пи­на, то­же моя од­но­курс­ни­ца, она, кста­ти, бы­ла про­об­ра­зом ге­ро­и­ни Са­фо­но­вой в «Зим­ней виш­не», ста­ла сни­мать «Ера­ла­ши». И ко­г­да мне бы­ло очень пло­хо, она, ни­че­го не зная об этом, при­гла­си­ла ме­ня сы­г­рать в од­ном из них учи­тель­ни­цу. Мне это очень в тот мо­мент по­мог­ло.

Вся­кие пе­ри­о­ды в жиз­ни бы­ли. Но я ни­ко­г­да не жа­ле­ла, что ста­ла ак­т­ри­сой. Лет де­сять ез­ди­ла на фе­с­ти­ва­ли, с кон­церт­ны­ми про­грам­ма­ми по стра­не с та­ки­ми зве­з­да­ми как Ни­ко­лай Крю­ч­ков, Ма­ри­на Ла­ды­ни­на, Ев­ге­ний Мор­гу­нов, Ге­ор­гий Ви­цин и дру­ги­ми. В Мо­с­к­ву при­ез­жа­ла толь­ко пе­ре­оде­вать­ся. Мно­го сни­ма­лась. Днем съем­ки здесь, а ве­че­ром я ле­чу сни­мать­ся с ма­лень­кой су­мо­ч­кой в Гер­ма­нию.

У ме­ня нет звезд­но­сти. И уг­не­та­ет то, что я в ве­ли­ко­леп­ной фор­ме, при моз­гах, у ме­ня но­вое, свет­лое вос­при­ятие ми­ра и при этом нет ре­а­ли­зо­ван­но­сти, вос­тре­бо­ван­но­сти. Но я по­ни­маю, что нель­зя ро­п­тать на судь­бу. У ме­ня есть день­ги, кры­ша над го­ло­вой. И мно­гие лю­ди меч­та­ют жить так, как я сей­час жи­ву.

Был в мо­ей ак­тер­ской жиз­ни та­кой эпи­зод. Я сня­лась в двух глав­ных ро­лях в со­вет­ско-гер­ман­ской му­зы­каль­ной ко­ме­дии «Улыб­нись, ро­ве­с­ник!». Иг­ра­ла од­но­вре­мен­но рус­скую пе­ви­цу и поль­скую де­во­ч­ку Ма­шу. Фильм дол­жен был ид­ти в ки­но­те­а­т­ре «Мо­с­к­ва». На­ка­ну­не пре­мье­ры по­всю­ду све­ти­лась ре­к­ла­ма: «Со­вет­ско-гер­ман­ская ко­ме­дия «Улыб­нись, ро­ве­с­ник!». В глав­ной ро­ли Ни­на Ма­с­ло­ва». То есть на сле­ду­ю­щий день я дол­ж­на бы­ла стать су­пер­зве­з­дой этой стра­ны. Но в день по­ка­за пре­мье­ра бы­ла от­ме­не­на. Что-то про­изош­ло в вер­хах. Воз­мо­ж­но, что ге­не­раль­ный ди­ре­к­тор «Мос­филь­ма» о чем-то не до­го­во­рил­ся с ми­ни­ст­ром ки­не­ма­то­гра­фии. Я то­г­да да­же не пы­та­лась уз­нать, что про­изош­ло. В ис­то­рии ки­но ни­ко­г­да ни­че­го по­доб­но­го не бы­ло. Это моя судь­ба. Но, воз­мо­ж­но, это ме­ня спа­с­ло. Я ведь мог­ла бы пой­ти в та­кой раз­нос от боль­шой по­пу­ляр­но­сти. И че­рез ка­кое-то вре­мя ме­ня уже не бы­ло бы в жи­вых. Так что все, что с на­ми про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дит во спа­се­ние.

Load More Related Articles