Он был красавцем и талантищем – на редкость статный, очаровательный, харизматичный и «живой» человек! Именно живой – настоящий, без лукавства, не «пластмассовый», как это бывает (особенно в актёрской среде). Юрия Каморного обожали зрители, его уважали коллеги – за его отдачу, за то, что для каждой своей роли он проживал историю своего персонажа, вживался в образ и в условия: катался на танке, фехтовал, разбивал кирпичи ребром ладони, прыгал с парашютом и… получал синяки, сотрясение, травмы. Чего уж там – во время съёмок фильма «Зося» Каморной был контужен! Но как только оклемался, сразу же понёсся на съёмки, отмахиваясь от рассерженных врачей! Так у отечественных зрителей появился культовый киношедевр на века…
Его уважали и им восхищались. А как он пел, как играл на гитаре… Он был душой компании и настоящим сердцеедом – красавицы не давали ему прохода, влюблялись в его почти синие глаза и бархатный голос… Да и в целом – от него исходила необыкновенная энергетика, завораживающая и такая светлая, тёплая…
«Жизнь плескалась в его глазах. Он весь так и искрился, горел каждой ролью, страстью к жизни, к искусству, к новому…»
– с улыбкой и вместе с тем со слезами вспоминали о Юрии его коллеги.
К сожалению, жизнь Каморного оборвалась рано и трагически, в возрасте 37 лет. Было это в далёком 1981-м, но и по сей день не ясно, что же случилось с актёром на самом деле – был ли это злой рок или дело имела самая настоящая месть?
Просто человек – со своими слабостями и грехами
Судьба у Каморного была насыщенной, интересной, полной как взлётов, так и падений. Так, например, на съёмках он неоднократно получал серьёзные травмы: один раз его контузило, в другой сломал ногу… Синяки – это, пожалуй, самое безобидное, чем обходились отважные трюки актёра. Каморный упорно отказывался от каскадёров. Он считал, что настоящий актёр должен лично пережить судьбу персонажа, вжиться в свою роль, исполнить каждую сценку, прочувствовать каждую эмоцию… И таких, как он, единицы – что были, что есть.
Юрий всегда был парнем компанейским! Песни, гитара, выпить и закусить… С ним было весело, легко. Вокруг него было не только много женщин, но и просто друзей, товарищей, которые высоко ценили его уютную компанию и всегда были рады зайти к «Юрке» в гости в его скромную ленинградскую коммунальную комнатушку на Салтыкова-Щедрина. Квартиру актёр оставил своей первой жене, актрисе Ирине Петровской, которая родила ему дочь Полину. Второй супругой Юрия стала Ада Ставиская, но впоследствии она ушла от мужа, так как не смогла терпеть его многочисленные интрижки на стороне – Каморный был очень любвеобилен и с удовольствием пользовался повышенным вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.
Увы, незадолго до своей трагической кончины Каморной начал выпивать. Причём не просто выпивать, а пить!
«Юра пил очень, очень много… Порой как уйдёт в запой! Он был человеком непростым и не совсем здоровым. Но и судьба у него была непростая: тяжёлое детство, две операции…»
(из воспоминаний Ады Ставиской)
Эта слабость и сыграла с ним злую шутку… Именно это его пагубное пристрастие сыграло ключевую роль в его раннем трагическом уходе. Во всяком случае – если верить некрологам.
Тайна последней ночи
А некрологи, тем временем, нещадно врут! Ну или как минимум что-то умалчивают, ибо в них столько несостыковок… Незадолго до трагедии Юрий познакомился с молоденькой гримёршей Вандой, которая и оказалась в ту роковую ночь в коммунальной комнате Каморного. История гласит, что соседи сбежались на истошные женские крики и вот тут начинается самое интересное, а именно – расхождение «показаний». Если следовать одной легенде, соседи вызвали милицию, если другой – они вызвали «врача-нарколога», а уже тот приехал с сотрудником КГБ… Третья версия и вовсе гласит, якобы милиционер был «неподалёку» (где неподалёку – непонятно: в коммуналке, под окнами, в подъезде? История умалчивает либо, опять-таки, разветвляется), и вот его обеспокоенные соседи и попросили угомонить «напившегося и разбушевавшегося актёра».
Так или иначе, а закончилось всё тем, что Юрий Юрьевич скоропостижно скончался на месте от шальной пули… Или не шальной вовсе? Дело в том, что и тут показания расходятся. Говорят, что когда блюститель порядка зашёл в комнату в сопровождении понятых (соседей), Каморный таскал Ванду за волосы и размахивал кинжалами (или ножами, или саблей вовсе – тут некрологи предлагают тоже много вариаций). Все попытки милиционера утихомирить «пьяного, неадекватного и агрессивного» (как утверждается) актёра не возымели действия, якобы Каморный послал его куда подальше и приставил холодное оружие к горлу Ванды. И тогда в дело пошёл табельный пистолет…
Не станем пересказывать все вариации того, как был совершён выстрел (ибо их очень много): где-то говорится, что пуля вошла в лоб, где-то – что задела артерию в паху. Как бы там ни было, Юрий скончался на месте…
Месть или рок?
Вот уже более 40 лет эта история не даёт покоя как поклонникам Юрия Юрьевича, так и просто неравнодушным людям, биографам и журналистам. Стоит сказать, что стрелявшего милиционера оправдали! Якобы соседи актёра по коммуналке заступились за него, и даже выразили слова благодарности за то, что он избавил и чуть ли не спас их от буйного соседа! Вот только люди, хорошо знавшие Юрия и часто захаживавшие к нему в гости, не верят в это.
«Да они любили Юру! Его невозможно было не любить! Он и денюжкой им помогал, и когда на гитаре играл – все собирались, песни пели…»
Что ещё не совпадает с показаниями, так это тот факт, что, в ту роковую ночь Юрий якобы был пьян. Экспертиза показала, что мужчина был абсолютно трезв! То есть, кому-то было выгодно его оклеветать… Даже, вероятно, подстроить всё именно таким образом… Вот только кому и зачем? Кому Каморный перешёл дорогу?
Многие уверены, что это была самая настоящая месть! В своё время, в 1975-м, Юрий выступил на суде против служащих в одном из отделений милиции, по чьей вине погиб его друг, Владимир Костин. Вообще, история Костина очень мрачная и печальная, а также громкая и крайне скандальная, и вдаваться в неё совсем уж не хочется сейчас… Тем не менее люди уверены: вышедшие на свободу «палачи» Костина (которым дали примерно по 4 года – и это за лишение человека жизни (!)) решили отомстить Каморному. Вполне вероятно, что знав о его любвеобильности они могли намеренно свести его с Вандой, и в итоге спровоцировать всю эту ситуацию (хотя так и не понятно, что именно происходило в ту ночь в комнате актёра на самом деле).
Так или иначе, дело замяли, скандал не допустили (эта тема словно была табуирована в СМИ), а бедную мать в буквальном смысле слова заставили молчать взамен на то, что выдадут ей тело. Прощание с Юрием в морге Боткинской больницы было очень скромным: без речей и панихиды – пришло всего несколько человек, пара друзей да пара коллег. А больше и нельзя было – «люди» в погонах об этом позаботились. Галину Фёдоровну обязали подписать бумажки о неразглашении информации, а после женщина увезла сына в Старую Руссу, где и похоронила. До конца своих дней мать молчала и ухаживала за могилкой сына…
«Есть! Есть те, кто знают правду – они ещё живы! Но они молчат… А всё, что пишут, это ложь»
– утверждала режиссёр Галла Капицкая, которая знала Юрия лично, как и его мать.