Премьера телесериала «Мастер и Маргарита» состоялась 19 декабря 2005 года. Его первый показ собрал огромную аудиторию – 40 миллионов телезрителей. Причем, по данным ВЦИОМ и Gallup Media, 31 миллиону из них сериал понравился. Конечно, любая экранизация известного литературного произведения неизменно вызывает споры в аудитории. Ведь, так или иначе, на экране мы видим версию режиссера, его взгляд.
Однако детище режиссера Владимира Бортко и всей съемочной группы оказалось, безусловно, успешным. Это подтверждает не только высокий зрительский рейтинг сериала, но и интерес к самому процессу его создания. Вот 5 фактов о работе над проектом, оставшихся за кадром.
1. Владимир Бортко задумался об экранизации романа «Мастер и Маргарита» еще в 1987 году во время работы над картиной «Собачье сердце». Вскоре начал работу над сценарием, но уступил право экранизации Элему Климову, который готовился осуществить совместный проект с итальянскими и американскими кинематографистами. В одном из интервью Бортко объяснил: «Первое: этот фильм должен был снимать Климов – человек, которого я глубоко уважал, и переходить ему здесь дорогу считал совершенно неэтичным. И второе: я не знал, как сделать кота». Однако проект Климова тогда не осуществился.
2. К съемкам сериала приступили только в 2004 году. Зато к этому времени кинематограф уже обладал значительными возможностями компьютерной графики. В первую очередь они потребовались для сцены бала. Был выстроен огромный павильон со стенами, выкрашенными специальной краской. На их фоне играли актеры. А затем посредством компьютерных технологий вокруг исполнителей создавались необходимые декорации. Помощь компьютера пригодилась при съемке полета Маргариты на метле, материализации Коровьева и многих других сцен. Всего для создания виртуальных декораций потребовалось 167 минут компьютерной графики.
3. Зато компьютерная графика и анимация не понадобились для создания образа кота Бегемота. Он получился усилиями четырех артистов. В образе человека его сыграл Александр Баширов. Зрители увидели Бегемота и в натуральном кошачьем обличье благодаря участию кота-артиста из Театра кошек Юрия Куклачева. Большую часть времени Бегемота играл актер Вано Миранян. Он снимался в специальном комбинезоне, увенчанном кошачьей головой, которая была начинена техническими приспособлениями для движения глаз, ушей и усов. Голос Бегемоту подарил Семен Фурман.
4. Множество сцен сериала снимали в естественных локациях, их география обширна. В столице были задействованы Патриаршие пруды, Александровский сад и некоторые панорамы города. Но большинство мест Москвы 1930-х годов нашли в Петербурге. К примеру, на улице Старорусской сняли дом № 302-БИС с «нехорошей квартирой». Елагиноостровский дворец стал подмосковной психиатрической больницей, а встреча Мастера и Маргариты произошла на мощеной булыжником улице Репина. На болгарской киностудии «Бояна» осуществили съемки, связанные с дворцом Ирода. Там еще остались американские декорации от фильма «Спартак» (1960). Для общих планов Иерусалима ездили в Израиль. А вот Голгофу «нашли» в Судаке (Крым).
5. Авторы проекта стремились быть как можно ближе к букве и духу романа Булгакова, и что бы полнее раскрыть их был выбран формат сериала. Он включает 10 эпизодов. Однако даже столь длительное повествование не смогло вместить все эпизоды литературного шедевра. К примеру в фильм не вошла шахматная партия живыми фигурами, которую разыгрывают Воланд и кот Бегемот в 22 главе романа. Зрители не увидели сновидения председателя домкома Босого, подробной сцены с Аннушкой и еще некоторых других. Зато есть несколько моментов включенных в действие или переосмысленных режиссером. К примеру, в экранизации Афраний, начальник тайной стражи прокуратора, выбрасывает кольцо, полученное в награду от Пилата. Этого эпизода нет в романе, но похожая сцена присутствует в версии Анджея Вайды – «Пилат и другие» (1971). Такой взгляд на суть происходящего оказался близок и Бортко.
«…У каждого свой Булгаков, свой роман. И расхождения восприятия объяснимы и неизбежны», – считает Владимир Бортко. Но полагаем, друзья, среди вас немало приверженцев версии режиссера и поклонников актеров, снявшихся в его проекте.