На днях крупнейший стриминговый сервис «Нетфликс» приобрёл права на трансляцию обеих частей легендарного балабановского «Брата» с участием Сергея Бодрова-младшего. По этому случаю мы подготовили подборку из интересных фактов, раскрывающих особенности съёмочного процесса фильма.
1. По первоначальной задумке вторая часть фильма не должна была сниматься в Штатах. Лента должна была стать трилогией, романом-взрослением о главном герое Даниле. Первую часть предполагалось снять в Санкт-Петербурге, следующую – в Москве, и третью – в США.
Режиссёр признавался, что второй эпизод выходил скучным, поэтому решил замиксовать Москву и американские приключения. Вышло с огоньком.
2. Получив приглашение сниматься в балабановском кино, Салтыкова затребовала огромные деньги. Режиссёр согласился, отметив, что никому за работу такого бабла не платит, но ей – готов.
Сама Салтыкова утверждает, что её хотели взять в ленту потому, что автор был убеждён: она красива, женственна, стильна, принадлежит к молодёжной субкультуре. Справедливости ради: в указанное время Земфира была у тинейджеров значительно популярнее. Возможно, дело в личных симпатиях.
3. Эфир, в котором приняли участие Багров с сослуживцами, калькирован с программы «В мире людей», выходившей на ТВ6 в 1998 – 1999 годах. Первоначально планировалось снять сцену во «взглядовской» студии вместе с ведущим Сашей Любимовым, но тот в последний момент передумал.
4. В начале второго эпизода неподалёку от телецентра «Останкино» браток на фоне чёрного угловатого Хаммера читает стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой». Персонаж Бодрова останавливается послушать, после чего чешет дальше. В роли чтеца выступил артист Саша Робак. По его признанию, та роль была отмечена первым серьёзным гонораром.
5. Водителя нью-йоркского такси с голосом, напоминавшем лидера ЛДПР, озвучивал соведущий юмористического шоу «Городок» Юрий Стоянов. С ним же связана мистификация: многие телезрители полагали, что этот же человек играл водителя трака Бена, но то был природный американец Рэй Толер.
6. Место заключения из первой серии снимали в настоящем здании военной тюремной гауптвахты гарнизона Москвы. В разное время тут сидели Лев Троцкий, Лаврентий Берия, наркомы Меркулов и Рычагов, а также военнослужащий советской армии Серега Сельянов – будучи призывником, оттрубил от звонка до звонка пятнадцать суток. Через много лет он стал продюсером обоих фильмов. Возвращение к истокам, так сказать.
7. Белкинский дом снимали в музее-заповеднике «Ленинские горки». Белкин – это миллионер и банкир, если помните.
Во время проведения съёмочных работ бытовала шутка: дескать, Маковецкий специально забывает текст роли, чтобы задержаться в этом роскошном месте. К сожалению, для внедрения в образ олигарха было отведено лишь 5 дней. Справились.
8. Перед съёмкой драки в негритянском квартале режиссёр попросил черных актёров работать более старательно и качественно – чтоб выглядело более естественно. Результатом тяги к натурализму стали два сломанных ребра Бодрова, а автором травмы стал единственный американец, который на тот момент посмотрел первую серию (он был обладателем VHS-кассеты, а до того смотрел ленту на фестивале кино).
9. В эпизоде на хоккейной коробке фигурируют несколько звёзд хоккея конца 90-х и начала нулевых, в том числе Яромир Ягр, Дарис Каспарайтис и наш соотечественник Морозов. Агент хоккеистов попросил покататься перед съёмками эпизода и сказать пару фраз. Возможно, знай они, в каком легендарном фильме снимаются – запросили бы гонорар или роль со словами (У Каспарайтиса роль была – он подъезжал к брату убитого Даниного друга и требовал вернуться к тренировкам).
10. Штатовские специалисты по взрывному делу и пиротехническим изделиям отказывались мастерить самострел Данилы, так как не могли понять принцип его работы и были уверены, что хреновина сдетонирует в руках стрелка. Пришлось выходить из ситуации с собственными кадрами: оператор Астахов за полтора часа состряпал страшное оружие из куска доски, металлической трубы, нескольких скобок и серы со спичек. Янки были в шоке.
11. Пока снимали в Чикаго, актёры жили вместе. В частности, Бодров и Сухоруков обитали в одной квартире. Младший «вспоминал», что в квартиру они напросились спецом, потому что там было панорамное остекление. Ничего подобного им прежде видеть не приходилось.
А второй причитал: «Витёк Сухоруков в Чикаго, вот бы мамка увидела». А потом надолго замолчал и отправился гулять по городу на великих озёрах, исходил весь, от фешенебельного центра до Южной стороны. Проникся духом.
12. Он же служил «моторчиком» съёмочной группы, неустанно создавая позитив и обеспечивая всех зарядом хорошего настроения. Когда все приунывали – напоминал: на нас страна смотрит. Правда, теперь отвечать на вопросы про фильм отказывается: тема, мол, закрыта – и всё тут.
13. В роли одного из бандеровских бандитов в Чикаго сняли представителя украинской диаспоры Павло Шолянского. Он не занимался актёрской деятельностью – служил вышибалой в ночном клубе, а затем купил ресторан. В ходе съёмок шутил, что не был готов смириться со смертью от подлой руки москалика на кафеле в общественном сортире.
14. Московские перестрелки снимали почти без дублей. Это было связано со взрывами жилых домов в российской столице. Труппа опасалась, что передвижение с полными багажниками оружия неизбежно кончится проблемами с законом: дескать, в версию съёмок мусора не поверят.
15. Многочисленные афиши ленинградской рок-группы ДДТ и её фронтмена Юрия Шевчука – неспроста. Состав должен был внести вклад в работу над звуковыми дорожками, а также записать треки специально для кино. В конечном итоге музыкант резко передумал после знакомства с текстами. Американские стрелялки на фоне второго «Брата», по мнению Юры, были детским лепетом и высшим проявлением гуманистической натуры. Поэтому песни выбирал Миша Козырев.
16. Вместо Жанны-Стюардессы в зале «Метрополя» должна были играть «Я остаюсь» «Чёрного Обелиска». И финальная фраза персонажа Сухорукова должна была служить отсылкой именно к этой песне знаменитой рок-группы.
17. Расстрел преступников в ночном клубе «Метро» специально снимали от первого лица — это был первый подобный опыт для отечественной ленты. Эту находку предложил режиссёр, сыграв с приятелем в первую часть ставшей культом и основателем линейки блокбастеров игры «Вольфенштейн».
18. Знаменитая сентенция про силу и правду – отсылка к словам Александра Невского, которые тот будто бы произнёс накануне Ледового побоища.
19. Балабановская жена утверждала, что на площадке мужа все ходили по струнке, актёры вели себя, как пионеры-первогодки, не бухали и ни разу не выпали из графика съёмок. Самое большое количество дублей одной сцены – четыре.
20. Несмотря на фантастическую популярность, второму фильму так и не удалось отбить расходы: было потрачено на 500 тысяч долларов больше, чем выручено (1 миллион). Это было связано с упадком киноотрасли в России и невиданным разгулом пиратства: из сотен тысяч проданных копий лишь немногим более 5000 были лицензионными.