10 января 1999 года — знаковая дата в истории телевидения. Именно в этот день на платном канале HBO вышел первый эпизод сериала «The Sopranos», который в нашей известен под названием «Клан Сопрано» или просто «Сопрано». Продюсер и сценарист Дэвид Чейз показал всему миру, что телесериал может быть не просто средством отвлечения от жизни — «посмотрел и забыл», а полноценным произведением, не уступающим по качеству высокобюджетным фильмам.
Сериал, от которого отказались несколько телеканалов, стал основоположником новой эры в истории телевидения, проложив дорогу таким культовым проектам как «Во все тяжкие», «Игра престолов», «Рим» и другим. После «Сопрано» телеканалы стали вкладывать в потенциально успешные проекты огромные деньги и качество сериалов серьёзно повысилось.
Ровно через 8,5 лет после премьеры пилотного эпизода, 10 июня 2007 года почти 12 миллионов зрителей телеканала HBO увидели завершение истории Тони Сопрано. Последняя серия оставила много вопросов и до сих пор фанаты строят различные теории о смысле, который Дэвид Чейз заложил в концовку. Тем не менее важно не то, чем закончился сериал, а то — какой путь прошли зрители вместе с его героями.
А путь этот был интересным, богатым на события, насыщенным шокирующими моментами и состоял из 86 эпизодов в 6 сезонах. Я прошёл этот путь, посмотрев «Сопрано» запоем в этом году. Точнее сказать — я не смотрел, а проживал с героями каждую серию и спешу поделиться с вами сугубо личными впечатлениями от просмотра.
О чём сериал
Тони Сопрано — потомственный гангстер. Это полноватый, лысоватый добродушный (на первый взгляд) 40-летний мужчина. Его отец состоял в мафиозной группировке Нью-Джерси и сын пошёл по его стопам. Непутёвый папаня уже давно умер, а Тони стремится занять место лидера. Для этого нужно отодвинуть родного дядю, который хоть и стар, но всё равно не хочет уступать своё место.
Завязка первого сезона заключается в том, что Тони Сопрано приходит на приём к психотерапевту — доктору Дженнифер Мелфи, чтобы та помогла ему разобраться с паническими атаками, после которых он теряет сознание. По ходу общения, Тони делится с доктором деталями своей жизни и прорабатывает психологические проблемы.
За пределами кабинета психотерапевта Тони Сопрано живёт на две семьи: домашнюю и криминальную, постоянно решая проблемы разного характера — от устройства дочери в колледж, до «отжимания» конкурирующего бизнеса.
Покой ему только снится! «Семье» приходится выстраивать отношения с другими мафиозными кланами, вести разные виды бизнеса и при этом не привлекать внимания ФБР. В свою очередь, другая семья также постоянно подкидывает сюрпризы — особенно сынок в пубертатном возрасте и подросшая бунтарка-дочь. Да, и престарелая матушка не даёт расслабиться… Короче говоря, не жизнь, а сплошной стресс!
И вот эти две стороны жизни Тони Сопрано так хорошо прописаны, что часто возникает ощущение «документальности» происходящего. В сериале нет пафоса «Крёстного отца» или вычурной жестокости «Лица со шрамом». Это максимально жизненная история, с героями которой себя может ассоциировать каждый зритель. С некоторыми оговорками, конечно.
Что порадовало
Джеймс Гандольфини! Он не сыграл, он ПРОЖИЛ жизнь Тони Сопрано. У меня не хватит эпитетов, чтобы описать свой восторг от работы этого актёра. Персонаж у него получился потрясающе харизматичным, обаятельным и ЖИВЫМ! Тони Сопрано в обычной жизни похож на «того парня» из соседнего дома, с которым всегда можно перекинуться парой слов и шуточек. Однако в кругу «семьи» — это жёсткий, порой до крайности жестокий управленец, которому нужно каждый день принимать непростые решения. Этакий Янус, меняющий свои лица, в зависимости от текущей обстановки. Какой Тони Сопрано на самом деле? Я так и не понял… И это прекрасно!
Приземлённость сюжета. На протяжении всего сериала сценаристы не упускают возможности «постебаться» над трилогией «Крёстный отец». Тони Сопрано сам является фанатом этих фильмов и, порой, саркастически комментирует их «сказочность». «Сопрано» же показывает повседневную жизнь современных мафиози, которые (вот неожиданность!) тоже не ограждены от обычных человеческих и бытовых проблем. В сериале настолько грамотно выстроен баланс между криминальной и бытовой составляющей, что у меня не возникало сомнений в правдивости истории. Я вполне допускаю, что большинство мафиози живут именно так, как показали создатели «Сопрано».
Неожиданные сюжетные повороты. Большинство из них, конечно, связаны со смертями ключевых персонажей (привет «Игре престолов»), но некоторые представляют собой реально нестандартные сценарные решения. Бывает, что до самого конца серии события развиваются так, как и должны по логике вещей, но потом происходит какое-то событие, выбивающее из колеи и героев, и зрителей. Это очень круто!
Диалоги. Конечно, до «тарантиновских» многоуровневых инсинуаций им далеко, но разговаривают персонажи максимально естественно и не наигранно, щедро сдабривая свою речь слэнговыми и нецензурными словечками.
Честный 18+! «Взрослый» рейтинг этого сериала полностью себя оправдывает. Здесь есть и жестокие расправы, и «обнажёнка», и другие атрибуты насыщенной жизни мафии Нью-Джерси. Как говорится: «при просмотре уберите детей от экрана».
Кармела Сопрано. Она — урок всем современным сценаристам, как нужно прописывать сильных и многогранных женских персонажей! Поначалу я посчитал каст на роль жены Тони Сопрано неудачным из-за довольно специфической внешности актрисы. Но, по мере просмотра сериала, я безмерно зауважал Иди Фалько! Так убедительно сыграть жену мафиози, любящую мать двоих детей и просто женщину с большим сердцем — это высшая степень актёрского мастерства.
Каково же было моё удивление, когда я прочитал, что Иди Фалько никогда не была замужем и не имеет детей…
Что огорчило
Слабое раскрытие некоторых персонажей. Хотелось бы больше узнать, например, о Сильвио Данте — это очень колоритная личность, но экранного времени ему уделено маловато.
Концовка. Я считаю, что зрители заслужили более однозначного завершения любимого сериала. Не люблю, когда создатели подобных проектов оставляют открытую концовку, которую нужно домысливать и годами строить версии произошедшего за кадром. Морально я был готов ко всему, но создатели «Сопрано» меня жёстко обломали, оставив поганое чувство недосказанности…
Кристофер Молтисанти. Племянник Тони Сопрано, это безусловно один из самых запоминающихся персонажей сериала. На протяжении всех шести сезонов он так и не определился с тем, чего он самом деле хочет. Его штормило из стороны в сторону, но, в итоге, он совсем не повзрослел и остался таким же, как и в первом сезоне. А хотелось бы более глубокого развития персонажа…
Как вы понимаете, вышеуказанные минусы по большому счёту притянуты за уши. На самом деле «Сопрано» прекрасен даже в мелочах и я крайне рекомендую вам посмотреть хотя бы первые три серии, а дальше вас уже будет не оторвать!
7 интересных фактов о сериале!
Многие актёры «Сопрано» имели проблемы с законом. Например, Тони Сирико (Поли Галтиери) в молодости арестовывался 28 раз и даже отсидел один срок, но став актёром, завязал с криминалом. Роберт Айлер (Эй Джей, сын Тони Сопрано) в 2001 году ограбил двух бразильских туристов и попался с марихуаной в кармане за что и получил три года условно. Ещё несколько актёров привлекались к ответственности за злоупотребление, алкоголем, «веществами» и буйное поведение.
На роль Тони Сопрано изначально хотели взять Стива Ван Зандта, но тот отказался из-за того, что был музыкантом, а не профессиональным актёром. Поэтому специально под него был написан персонаж Сильвио Данте.
Сценарист и продюсер «Сопрано» Дэвид Чейз в одном из интервью говорил, что непростые взаимоотношения Тони Сопрано с матерью основаны на его отношениях с собственной матерью, которую также звали Ливия.
Интересный, но бесполезный факт: слово «fuck» за все шесть сезонов «Сопрано» произносится 3539 раз. Чаще всего матерились Тони (1152), Кристофер (425), Поли (226), Сил (112) и Кармела (52). Остальные же персонажи «факали» 1537 раза.
Вторая серия 1 сезона была снята только через десять месяцев после того, как был снят пилотный эпизод. За этот период Джеймс Гандольфини прилично набрал вес и это весьма заметно. Поправиться его попросили создатели сериала, чтобы Тони Сопрано выглядел более солидно.
Девятая серия 2 сезона является первым эпизодом, сценарий к которому написал Майкл Империоли (Кристофер Молтисанти). Потом он стал постоянным сценаристом сериала.
Нэнси Маршанд, исполнившая роль Ливии Сопрано, скончалась по ходу съёмок второго сезона. Поэтому было принято решение о том, что мать Тони Сопрано тоже должна умереть. Последняя сцена с ней во 2 серии 2 сезона была снята с использованием CGI-технологии и обошлась в 250 000 долларов.
Вместо заключения
«Сопрано» сейчас можно посмотреть по подписке в Амедиатеке, но я настоятельно не рекомендую вам этого делать. Лучше найдите этот сериал на любом «неофициальном» ресурсе и смотрите там. Почему? Объясняю.
Я всегда был против пиратства и сейчас честно подписан на несколько онлайн-кинотеатров. Ради «Сопрано» я специально оформил подписку на Амедиатеку и пять сезонов отсмотрел на этом ресурсе. Но, при просмотре шестого сезона меня стали терзать смутные подозрения, что из серий вырезаются важные эпизоды…
Это касалось сюжетной арки Вито Спатафоре, которого неожиданно стали обвинять в приверженности к «нетрадиционным ценностям», из-за чего он сбежал из города. Но, ни в одной серии я не увидел даже намёка на то, что Вито не такой как все нормальные мужики.
Свои догадки я решил проверить, зайдя на сайт с описанием содержания эпизодов. И точно! Из многих серий были подчистую вырезаны «острые», но сюжетно важные моменты, связанные с Вито Спатафоре. Почитав описание некоторых эпизодов из других сезонов я тоже заметил, что некоторые моменты отсутствуют в версии сериала от Амедиатеки.
В итоге я был вынужден досматривать «Сопрано» на «неофициальном» сайте, где серии были полными, а не порезанными. Что ж, спасибо Амедиатеке, что хоть сигары и алкоголь не «заблюрили», как сейчас делают прокатчики многих фильмов.
Я почему-то уверен, что в официальных онлайн-кинотеатрах не только «Сопрано» пострадал от цензуры. Поэтому в следующий раз хорошо подумаю, прежде чем оплачивать подписку ради интересного сериала. На очереди у меня «Во все тяжкие» — там тоже, думаю, много чего повырезать можно…