За долгие годы своей насыщенной кинокарьеры, Джеки Чан, ставший абсолютной легендой жанра боевика, приучил нас к тому, что его постановки — это всегда увлекательный аттракцион экшена и огненных по степени накала и проработке экранных поединков. В этом видео мы вспомним ураганные битвы Джеки с разными соперниками, которые благодаря оригинальности и качеству постановки до сих пор остаются в числе лучших в жанре.
Лорд Дракон (1981)
Третий Фильм в карьере, который снял сам Джеки, он же был соавтором сценария и боевой хореографии. Но пока другие уютно пыхтели с ручкой и бумагой, Джеки пахал на съемочной площадке играя главную роль и получая травмы. У него была повреждена челюсть, удар был настолько сильным, что какое-то время ему трудно было произносить реплики. Ну а финальный бой с алчным лидером контрабандистов стал бенефисом авторской мысли постановки боя, Чан решил внести правки в поединок, используя мешки, перила, доски, лестницу, да, вскоре всё это станет фирменной фишкой Джеки, но тогда все это только набирало обороты. Противостоял Джеки в той схватке Хван ин Шик — корейский мастер хапкидо, преподаватель, инструктор, автор боевой хореографии, ловкий и быстрый он ни раз проверял Джеки на прочность, доводя удары до конца в съемках адреналиновых длинных дублей. Чан делал ставку на мастерство Хвана и то, что его персонажу Луну известном так же как Дракон Хо придется много получать. Тогда впервые работало правило — «сложности закаляют», а стойкости Луна позавидуют тяжелые мешки и мощные деревянные опоры Переломить ход поединка и одержать победу в тяжелейших условиях такова была задумка и ее воплотили в жизнь, продлив экранное время поединка на 4,5 минуты, в финале боя Чану помогал добивать плохого парня тогда еще совсем молодой актер и трудяга каскадер Марс.
Пьяный мастер (1978) Легенда о пьяном мастере (1994)
В 70-е годы жанр боевых искусств глобально изменил фильм «Пьяный мастер», где Чан сыграл Вон Фэйхуна. В финальной схватке ему противостоял мастер боевых искусств Хван Джан Ли, известный своим индивидуальным стилем и сногсшибательным быстрым и точным ударом ноги. Он даже снял документалку, которая называется «Искусство сильного удара ногами». Кстати в «Пьяном мастере» его прозвище Молниеносная нога, что как вы понимаете не случайно. В общем Джеки на себе прочувствовал, что такое быстрые и сильные ноги Хвана. А все мы узнали, что такое победоносный пьяный стиль, тогда еще совсем молодого мастера. Постановка боя, вкупе с комедийной хореографией сделали тот поединок уникальным на долгие годы вперед. Здесь еще не было мебели и подвернувшейся под руку табуретки, только искусство боя: забавного, эффектного и огненно пьяного.
В продолжении киносаги «Пьяный мастер 2 или Легенда о пьяном мастере», мир кино заполучил еще один уникальный поединок со сложной хореографией и не мене сложными и продолжительными съемками. Не даром же автор боевой хореографии Лю Дзелян получил премию за Лучшую постановку боевых сцен. Вершиной его авторских идей стал финальный горячий во всех смыслах поединок. Ведь Чан едва не спалил руки и все тело на раскаленных углях, его даже пришлось тушить. Во время падения с перекатом по лестнице повредил запястье и правую ногу. Но железный Джеки как всегда выстоял, показал и доказал, что стиль пьяного мастера исключителен и непобедим. В сравнении с первым фильмом стиль разнообразили и добавили в него несколько сложных и чертовски эффектных элементов, вроде ныряющего удара головой в прыжке. Плюс здесь уже под рукой были предметы быта, так что градус битвы зашкаливал за отметку очень круто. Финальный аккорд с использованием стены захвата и удара пяткой в падении Чан придумал и добавил в поединок сам.
Разборка в Бронксе (1995)
Премьерный показ ленты «Разборка в Бронксе» состоялся когда на дворе был 1995 год. К тому времени Джеки со своим богатейшим опытом и сноровкой стал настоящим мастером в постановке комедийной боевой хореографии. Чан умело объединил эти две составляющие сюжетного поединка. Битва с плохими парнями происходила в ограниченном по масштабу действа пространстве, что безусловно добавляло крутейшего драйва в постановку. Кульминацией авторской мысли стали битвы с хулиганами, первая часть разборки в магазине. Ну и вторая она же основная – драка в логове гопников. Всего ту сцену с учетом разработки трюковой части, репетиций, снимали три недели. Да, чтобы снять минуту экранного времени порой требуется целый съемочный день, именно так достигается уровень качества Чана. В этой сцене полный набор узнаваемых фишек Джеки мебель и сопутствующие предметы быта были участниками поединка. В ход шли, кресло, игровые автоматы, бильярдный кий и даже холодильник, так Джеки предлагал остыть назойливым хулиганам. Ну а использование лыжи в финальном разбросе кучки кретинов, стало бенефисом лыжной карьеры героя Чана.
«Доспехи Бога (1986) и (1991)»
Памятный кинохит эпохи видаков и кассет. Именно здесь Джеки сыграл матерого искателя приключений и охотника за сокровищами с известным экранным прозвищем Азиатский ястреб. Чан высоко задрал планку в проработке и постановке экшена и подарил нам порцию класснейших эпизодов. Драка в столовой высокогорного монастыря в логове бандитских монахов является одной из самых узнаваемых в жанре, где толпе разъяренных соперников противостоял один человек. Детальность проработки сцены впечатляет, ведь все что мы видим в кадре – это универсальные джекичановские декорации с секретом, где были раздвижные стены, куда встраивался мягкий материал для удары отлетевший тел злодейских монахов, аналогично оборудовали пол помещения и подвесные потолки, где закреплялись тросы. Сам Чан на бумаге расписывал весь поединок сценарий которого был отработан в каждом движении, ударе, уклонении и падении.
Второй впечатлявшей дракой фильма стал поединок с Амазонками или Воительницами, в ту пору внешний вид которых впечатывал в диван крикливым напором дамочек на острых каблуках. Четверо мастеров боевых искусств отработали лишь в ряде сцен и на крупных планах, в остальном же в кадре были ряженые каскадеры Чана, которым не привыкать падать с большой высоты, выполняя самые невероятные трюки, но самым сложным для них было конечно ходить на каблуках. Для битвы с воительницами в павильоне отдельно создавали декорации, в итоге поединок тогда был и сейчас остается во многом уникальным, где один экранный герой противостоит сразу нескольким агрессивно настроенным профи наемницам.
Но и на этом Чан и его команда не остановились и создали одну из самых известных, без преувеличения уникальных сцен бойни в аэродинамической трубе. Дело было в продолжении эпопеи «Доспехи бога 2», перед тем как устроить соревнования с игрой в супермена и полетать Джеки противостоял толпе противников, наемникам алчного Адольфа. Здесь разнообразие декорации и оригинальных конструкций впечатляло, уровень сложности трюков их разработки и постановки зашкаливал даже по меркам шкалы качества Джеки Чана, порой чтобы снять сцену в минуту экранного времени требовался целый съемочный день. График и условия были спартанские, порой съемки длились по 14 часов. Чан по максимуму использовал особенности помещения и по старой доброй традиции задействовал предметы, попадавшиеся под разгоряченную руку и ловкую ногу. Здесь Джеки получил жуткую травму сорвавшись с цепи. У Джеки были сотрясение, вывих ключицы, ушиб колена и контузия плечевого сустава. Но даже после такого Чан не задержался на больничной койке и после перерыва продолжил съемки, хотя Минздрав и предупреждает, но когда это сдерживало Джеки?
Полицейская история (1985) и (1988)
Во время съемок картины «Полицейская история» было разбить столько стекла, что съемочная группа в шутку называла фильм «Стеклянная история». Если бы только стекло, много чего шло под откос ураганных съемок в торговом центре, Джеки рассказывал — сроки поджимали и руководство магазина даже выдвигало требования убраться из помещения. Чан поэтапно снимал битву на эскалаторе и отдельно в торговом зале, сцену переснимали и доснимали несколько раз, когда в сюжет поединка добавили дополнительных бандитских говнюков. Индивидуально создавались декорации, которые были разнесены в клочья. Да, как могли берегли имущество торгового центра. Не всё конечно сберегли, но кто они такие, чтобы мешать в производственных побоях витрин и вешалок, самому Джеки? Кульминацией драки стал легендарный трюк — прыжок с шеста, без репетиций, в один дубль, снятый с нескольких камер расположенных по периметру центра, Джеки итоге получил ожег ладоней второй степени. При том что снимали длинный дубль, где травмированный Чан, тут же вскакивает и продолжает бойню с подоспевшими бандитами.
Продолжение Полицейской истории подарило вселенной боевиков еще один примечательный поединок Чана, поздним вечером на площадке, которая полностью была оборудован специально для съемок фрагмента. Здесь ставка делалась на событийность, где темп поединка зашкаливал и накал битвы вскипал. Всего две минуты экранного времени, насыщенные сложными трюковыми элементами. Здесь Джеки получил ушиб голеностопного сустава, но как всегда отработал на максимуме, выложившись полностью. Слаженные действия команды каскадеров Чана сделали тот поединок воистину эталонным, таковым он остается и по сей день.
Кто я? (1998)
Масштабный в плане географии съемок кинопроект «Кто я?» вышел на экраны в 1998 году, здесь Джеки и его команда максимально разнообразили экшен фильма ураганными сценами погонь. Вершиной боевой хореографии стал поединок Джеки на крыше здания с двумя головорезами хитрой коррумпированной сволочи — агента Моргана. Два высоких хорошо подготовленных бойца, которые планировали разобраться с героем Чана в легкую и по секундомеру. В сценарии и титрах они были обозначены как убийцы Моргана. Убийцу №1 сыграл Юн Кван, который начинал свою карьеру с работы в команде каскадеров Джеки, его первый фильм «Драконы навсегда». Он хорошо знал требования Чана и выполнял их, чего не скажешь о убийце №2 актер из Нидерландов Рон Смуренбург, которого навязали Чану по контракту подписанному со студией из Нидерландов в Роттердаме, где и снимали ту памятную сцену. Съемки затягивались и продлевались из-за Рона и его слабой подготовки, далеко не всегда он мог выполнять сложные требования Чана. Джеки нервничал, мучился и работал с ним индивидуально. Чан хотел заменить его на приятеля и участника команды каскадеров Брэдли Аллана, но не стал нарушать обязательства, плюс разница в росте была огромной у Аллана 163 см у Рона 189 см, что очень бросалось в глаза в кадре. Хотя в итоге когда время поджимало все в некоторых фрагментах боя особенно в финале Аллан и Энди Ченг подменяли Рона. Вот так преодолевая сложности, получилось снять один самых известных поединков в истории, где один человек противостоял двум оппонентам.
Великолепный (1999)
Комедийная мелодрама с названием «Великолепный» никогда бы не снискала интереса у ценителей боевиков. Если бы Джеки не изменил вектор жанра, добавив в него боевую хореографию, а два поединка с бойцом которого нанял мерзкий конкурент с красноречивым именем Бу, с героем Джеки стали украшением фильма. Бойца наемника сыграл Брэдли Аллан, который работал в команде каскадеров Джеки, был автором боевой хореографии, с великолепной подготовкой, он много и массово занимался боевыми искусствами, в частности каратэ, айкидо, ушу, боксом и кикбоксингом, активно занимался гимнастикой, был фантастически подвижным, пластичным и прыгучим. Реактивная скорость Аллана впечатлила Джеки и легла основу их поединка, который Чан решил разделить на два этапа снятых в разных локациях. Чан с больной спиной и коленом не уступал молодому Брэду, с которым они вместе придумали ряд оригинальных и по обыкновению интересных элементов, и воплотили эту задумку на экране. Брэдли Аллан не стало в 2021 году, ему было всего 48 лет.
Закусочная на колесах (1984)
Грандиозно и эпично в постановке поединка, где участником памятного эпизода стал многократный чемпион по кикбоксингу Бенни Уркидес по прозвищу «Реактивный». Снятый в Испании фильм и поединок в декорациях старого замка добавил бою особой атмосферы, а Джеки получил возможность снять свой идеальный поединок, а помогал ему в этом автор боевой хореографии приятель и коллега Саммо Хун. Поединок был расписан по секундам, каждый удар и каждый блок. Были даже созданы рисунки расположения мебели в помещении и ее движения при контакте с бойцами. Джеки был крайне недоволен, но терпел, ведь Уркидес очень многие из ударов довел до конца. Бенни рассказывал что и ему приходилось непросто, он профи боец и до Закусочной мало работал в постановочных поединках, а здесь в дублях надо было повторять одно и тоже слаженно и быстро, а он привык разнообразить атаки, его просили быть ближе к телу Чана в нанесении ударов, а в моменты когда градус скорости зашкаливал Бенни было сложно остановиться, вот Джеки и получал. После успеха Закусочной Джеки и Саммо решили повторить и пригласили Бенни в картину «Драконы навсегда», где их поединок так же был заряжен на драйв и интересные элементы в постановке. Ну а первый поединок давно уж как стал легендарным и по сей день остается в числе лучших, где соперники противостояли друг другу один на один.