Короткая слава и трагичная судьба «советского Робертино Лоретти».
Он много гастролировал по Советскому Союзу, неизменно появлялся на правительственных концертах и престижных музыкальных фестивалях, неоднократно бывал с гастролями за границей. Ведущие советские композиторы писали песни специально для его голоса. Он был дружен с Игорем Матвеенко, Сергеем Мазаевым и Александром Шагановым. Такими фактами биографии может похвастаться не каждый заслуженный и прославленный артист, а речь о простом советском мальчишке. Звездой всесоюзного масштаба ему суждено было стать в юном возрасте. В 12-14 лет. Имя ему – Сережа Парамонов, в начале 1970-х он приковывал внимание аудитории, будучи главным солистом Большого детского хора под управлением Виктора Попова.
«Любимый ребенок нации» — так, шутя, прозвал Парамонова поэт Александр Шаганов, а СМИ не удержались от параллели со знаменитым «звездным мальчиком» из Италии, окрестив «советским Робертино Лоретти». Судьба Сергея Парамонова сложилась трагично, его звезда рано загорелась и рано погасла, а жизненный путь «бывшей звезды» оказался обидно коротким. Он ушел в 36 лет, так и не отказавшись от музыки, и не найдя себя в ней.
Обратная сторона «ранней славы»
Как известно, испытание медными трубами — одно из самых тяжелых, его порой не выдерживают даже взрослые сформировавшие люди, а когда речь идет о ребенке – всё ещё сложнее. Внезапно обрушившаяся слава и звездный статус в детском возрасте могут сыграть роковую роль в дальнейшей судьбе. История советской и мировой песенной культуры помнит немало примеров юных звезд, которые не смогли добиться сопоставимого успеха во взрослой карьере, а в худшем варианте — закончили жизнь рано и трагично. Вспоминаются судьбы детей-актеров советского кино – Алексей Фомкин, Сергей Шевкуненко, Анатолий Бовыкин, сестры Юкины и другие яркие звездочки киноэкранов, потерянные во взрослой жизни.
В музыкальном мире всё еще сложнее, чем в актерском. У певцов есть особенности взросления, важно сохранить голос. В подростковом возрасте у парней неизбежно происходит ломка голоса. Правильно пройти этот этап и адаптироваться к изменившейся реальности удается не всем, особенно, если юного вокалиста уже захлестнула волна всенародной любви. В этом отношении история Сергея Парамонова, к сожалению, стала показательной.
В советских реалиях своеобразной «детской фабрикой звезд» оказался хор под руководством преподавателя «Гнесинки» Виктора Сергеевича Попова, созданный в 1970-м году по инициативе Гостелерадио.
Попов, Виктор Сергеевич — советский и российский музыкант, хормейстер, педагог, руководитель Большого Детского Хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио, в котором в 1972-1975 гг. солировал Сергей Парамонов.
Коллектив регулярно принимал участие в «Песне года», других важных телевизионных концертах. Центральными фигурами были солисты. Пожалуй, каждый ребенок, пришедший в хор за ручку с родителями, мечтал быть выбранным в солисты. Такая честь выпала Сергею Парамонову, в памяти населения оставшемуся самой яркой и главной звездой Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио.
«В то время это была очень большая для мальчика слава, он, пожалуй, пел в каждом правительственном концерте, выходил, пел прекрасно мальчишеским таким звуком, был всегда запевающим в хоре»,
— так вспоминал о юном солисте Большого детского хора Муслим Магометович Магомаев. Имя Сережи Парамонова осталось в истории в одном ряду со звездами советской эстрады как исполнителя, вызванного на «бис» в финале телевизионного фестиваля «Песня года». Таковых было всего трое: Муслим Магомаев, Анна Герман и Большой детский хор ЦТ и ВР с солистом Сергеем Парамоновым.
Обычный мальчик из Перово
Сережа родился в 1961 году в Москве, в простой небогатой семье. Рос в микрорайоне Перово на окраине столицы. Мать работала уборщицей, отец – грузчиком. Людмила Сергеевна и Владимир Сергеевич Парамоновы жили в коммунальной квартире, лишь в 70-х, когда имя и голос их сына услышала вся страна, семья получила отдельную жилплощадь в том же Перово.
Интерес и способности к музыке проявились рано. Мальцом Сережа устраивал «самодеятельные концерты» для родственников и соседей. Во втором классе стал учиться играть на баяне. К инструменту его приобщила музыкальный педагог в пионерлагере. Она же, разглядев таланты мальчика, посоветовала родителям отдать его заниматься музыкой, и в 3-м классе он стал заниматься в студии ДК «Серп и молот», а в четвертом бабушка Нина Кудинова привела Сережу в хор Виктора Попова.
Объявления о наборе детей в недавно созданный детский хор были расклеены по всей Москве. Вереницы родителей с детьми потянулись на прослушивание. Желающих было много.
10-летний Сережа оказался среди двух сотен ребят, принятых в коллектив, а уже спустя год его выбрали солистом. В детстве Сережа не отличался крепким здоровьем, был болезненным ребенком, на что указывал руководитель Виктор Попов, прощавший талантливому мальчику периодические пропуски. Занятия в хоре, многочасовые репетиции, выступления, гастроли требовали много времени и сил. Сережа отдавался по полной, буквально жил хором. Пресса ставила юного вокалиста в пример советским детям как настоящего пионера, о Сергее выпускали материалы в прессе, снимали телепередачи.
Сережа Парамонов в детстве (Парамонов, Сергей Владимирович (1961 — 1998) — советский музыкант, в 1972-1975 гг. солист Большого детского хора под управлением Виктора Попова.
Как отмечали специалисты из музыкального мира и педагоги, Сережа Парамонов не обладал каким-то феноменальным тембром голоса, к тому же он слегка шепелявил, что, по мнению его однокашника Александра Калинина, только придавало шарма голосу и облику ребенка. Обаяние, искренность и детская непосредственность маленького солиста покоряли слушателей.
Известные песни в исполнении Сережи Парамонова
70-е годы называют эпохой рассвета «советской детской песни». Хор под руководством Виктора Попова сыграл в этом важную роль, имя хормейстера было известно всей стране. Песни, входившие в репертуар коллектива, стали нетленной классикой, символами детства, вошли в жизнь советских, а потом и российских людей буквально с детского сада. И многим из них «дал жизнь» Сережа Парамонов – детскийголос эпохи. Он часто был не первым и не единственным исполнителем хитов, но многие детские песни того периода неразрывно ассоциируются с тоненьким детским голосом и мальчишеским задором.
Выбирая будущих солистов на репетиции детского хора, Виктор Попов просил кандидатов исполнить знаменитый хит «Пусть бегут неуклюже» из мультфильма про Чебурашку и крокодила Гену. Написали её Владимир Шаинский и Александр Тимофеевский, в мультфильме за кадром исполнял Владимир Ферапонтов.
«Сережа спел так, что стало понятно — конкурентов у него нет», – так вспоминал один из участников хора.
С «Песней крокодила Гены» Сергей Парамонов впервые появился на центральном телевидении, в финале «Песни-72», когда и был вызван на бис.
А первой студийной записью Сергея в качестве солиста стала песня Владимира Шаинского, с которой в своё время началась карьера композитора:
«Антошка, Антошка, пойдем копать картошку».
Из истории песни:
Для Шаинского «Антошка» стал «пробным заданием» от фирмы «Мелодия», куда начинающий автор явился, желая показать свои произведения. Знакомство с Юрием Энтиным, руководившим детской редакцией, скорректировало его планы. Юрий Сергеевич, отметив живой характер музыканта, предложил ему вместо академических сочинений попробовать написать детскую песню и предложил в качестве поэтической основы своё стихотворение про Антошку. Именно после этого Владимир Шаинский, по его же признанию, почувствовал себя детским композитором. Его песни, написанные в соавторстве с Энтиным и другими поэтами, составят заметный пласт советской детской песни.
Славу «детского композитора» в 70-х годах снискал Юрий Чичков, сочинявший песни для хора под управлением Попова. Из уст Сережи Парамонова страна услышала про «Наташку-первоклашку». Стихи принадлежат частому соавтору Чичкова Константину Ибряеву.
Репертуар маленького солиста не ограничивался детскими песнями, очень трогательно из его уст звучали и серьёзные песни, например «Прощайте скалистые горы», написанная в военные годы композитором Евгением Жарковским на стихи Николая Букина.
Идея исполнения этой песни ребенком смутила Жарковского, он сомневался, что из этого может что-то получиться, но исполнение Парамонова растрогало автора.
Мальчик, очаровательно исполнявший задорные детские песни, показал себя с лирической стороны в песне «Просьба». Александра Николаевна Пахмутова написала эту песню на стихи Роберта Рождественского специально для репертуара детского хора, под голос Сергея Парамонова.
Вместе с хором Сергей выступал на всесоюзных стройках, перед военными, моряками, высшими партийными руководителями. На открытии съезда КПСС честь вручить букет цветов первому лицу государства, Леониду Ильичу Брежневу, выпала Сереже Парамонову. Всесоюзная слава мальчика к середине десятилетия достигла апогея.
Ломка голоса – излом судьбы
«Понятие звездной болезни открылось для меня ещё тогда в хоре на примере Сережи, он был звездным мальчиком, позволял себе то, чего мы не могли позволить»,
— говорил о своём товарище Александр Калинин.
Для ребенка ощущение собственной звездности особенно опасно. Он уже достиг высот, о которых другие только мечтают, выделился среди своих сверстников. Кажется, что так будет всегда. Но взрослая жизнь преподносит удары, к которым ребенок оказывается не готов.
Для Сережи началом конца стало 17 мая 1975 года. Он солирует на творческом вечере Рождественского, поёт «Просьбу» Александры Пахмутовой и чувствует, что голос срывается, мальчику сложно им управлять, он «дает петуха». Восторженные слушатели вряд ли это заметили, но для самого парня осознание того, что он больше не может петь, как раньше, оказалось фатальным.
Началась ломка голоса. Сергей вынужден уступить сцену, он переходит на вторые роли, а потом и вовсе покидает хор. Очевидцы вспоминают, что ему было сложно «отпустить» всё, чем он жил несколько лет. Парень уже не мог петь, но приходил на репетиции и наблюдал из зала.
«Тот мальчик для меня умер. Ему было 14 лет»,
— позже скажет в интервью Сергей Парамонов.
Потеряв детский голос, некоторые мальчики уходят из музыки, выбрав другую профессию и состоявшись в ней, другие успешно преодолевают этот сложный период, начиная взрослую карьеру. Сергей музыку не оставил. После хора Парамонов поступает в музыкальную школу, потом в училище имени Ипполитова-Иванова, играет в вокально-инструментальных ансамблях «Вдохновение» и «Молодые голоса», пишет песни. Вот как говорил об этом этапе жизни своего воспитанника Виктор Попов:
«Началась мутация. И это естественно у мальчиков, когда происходит переход с детского голоса на взрослый. В тот момент ему петь было нельзя. А он пошёл в музыкальную школу — я хотел, чтобы он получил хоть какое-то образование, а там взрослые заставили его организовать вокально-инструментальный ансамбль. Ещё не окрепшим голосом Серёжа начал петь. Из-за этого он так и не получил хорошего взрослого голоса»
В «Ипполитовке» он не доучился, на него смотрели, как на «того самого мальчика», которого уже не было. Рядом не оказалось человека, который бы направил его, предложил правильный вектор. Став погасшей звездой, Сергей не нашел себя, не принял новый статус и в результате был отчислен.
В начале учебы в институте Парамонов знакомится Сергеем Мазаевым и Игорем Матвиенко. Солист группы «Моральный кодекс» вспоминал Парамонова как человека «бесконечно доброго, внутренне интеллигентного», непритязательного. Эти, безусловно, привлекательные человеческие качества вкупе с ранней популярностью сослужили Сергею недобрую службу.
«Он никогда для себя ничего не требовал — ему не хватало для этого хамства, наглости. Сережа слишком рано стал звездой, однако никогда не выставлял себя напоказ»
— говорил о своём тезке Сергей Мазаев.
Имея в близком кругу общения продюсера, который запустит на эстрадную орбиту «Любэ» и «Иванушек» и других «звездных» деятелей музыкального мира, Парамонов вполне мог бы перезапустить карьеру даже без сильного вокала и правильно сформировавшегося голоса, в меняющихся реалиях это было не главное. А у взрослого Сергея был вполне приятный тембр. Однако после «детской славы» становиться исполнителем средней руки он не захотел. Не быть звездой Сергей не мог, а вновь стать ею на уровне сопоставимом со славным детством не хватило характера.
Он всю жизнь оставался в музыке или рядом, занимался организаций и проведением концертов, мероприятий, работал аранжировщиком, периодически исполнял песни из своего детства, выпустил попурри детских песен под псевдонимом Сергей Бидонов, иногда выступал на концертах разного уровня, распевая «Голубой вагон» и «Песенку Крокодила Гены». Парамонов спел на концерте по случаю 25-летия родного хора.
Дважды вступая в брак, он выбирал себе в спутницы девушек из мира музыки. Обе были певицами, с первой женой Ольгой Бобрыкиной прожил меньше года, вторая супруга, солистка группы «Шахерезада» Мария, родила ему сына Сашу.
Слабое с детства здоровье и нереализованность в жизни предопределили трагичный финал. В жизни Сергея присутствовал алкоголь, как известно, усугубляющий физиологические и социальные проблемы. Сердце бывшего солиста детского хора, всесоюзного любимца Сергея Парамонова остановилось 15 мая 1998 года. О причинах столь раннего и стремительного ухода информация разнится, одни источники указывают, что жизнь музыканта оборвала болезнь, пневмония, другие указывают на сердечный приступ или упоминают об алкогольной зависимости.
Эпилог. Советский Робертино Лоретти.
Советские детские песни мальчишеским голосом Сергея Парамонова зазвучали за пределами нашей страны, хор бывал и в странах соцлагеря, и в Западной Европе, а в Италии коллектив с солистом Парамоновым однажды даже взял второе место на конкурсе. Повзрослевший итальянский мальчик Робертино Лоретти, о которым Парамонова постоянно сравнивали знал о своем советском коллеге и о его непростой судьбе, и высоко оценивал талант Сергея. Лично они так и не познакомились. Через много лет после смерти музыканта итальянец встретился с его семьей.
«Синьор Роберто назвал голос Серёжи солнечным, сказал, что сравнивал себя с Серёжей и молится за него»,
— рассказывала Мария Парамонова, супруга Сергея и мать Саши.
Параллель допустима, но условна и не совсем корректна, как и любое подобное клише. В творческих судьбах советского и итальянского мальчиков с «ангельскими голосами» есть нечто общее, оба достигли пика славы, оба «пропали» после мутации голоса, оба не бросили музыку. Но их карьеры развивались в разных культурных реалиях Италии и Советского Союза. Робертино работал сольно, получая гонорары за выступления. Сережа пел в хоре, который при всей популярности коллектива был самодеятельным. Однажды солистам хора после выступления вынесли 500 эскимо на весь хор – это был самый крупный гонорар с отсылкой к главному хиту в исполнении Сергея Парамонова. Слава и популярность – не прочная валюта, да и вообще величина эфемерная.
Некоторым участникам детских популярных коллективов удается остаться на плаву, состояться в творческой сфере во взрослом возрасте. Таких примеров тоже немало. Из того же хора под управлением Виктора Попова вышла певица Маргарита Суханкина, гитарист и бэк-вокалист группы «Дюна» Михаил Дульский и многие другие состоявшиеся музыканты, в том числе и в сфере академической музыки. Кузницей эстрадных кадров постсоветскую эпоху прослыли «Непоседы», среди прочих там, например, впервые предстал перед зрителями тезка Парамонова по фамилии Лазарев – ныне один из ведущих поп-исполнителей нашей страны. Но это уже совершенно другие истории.