Жена не то, чтобы мирилась с этим, она прекрасно понимала, что иначе он просто не сможет, и во всём мужа поддерживала, потому что была уверена, что, несмотря на адскую загруженность, они с дочерью всегда были и будут главными людьми в его жизни…
Солнечный артист
Этот актёр снялся почти в сотне фильмов, сыграл в сорока спектаклях, озвучил десяток компьютерных игр, множество советских мультиков и зарубежных мультсериалов: его голосом говорили герои в «Спиди-гонщике», «Черепашках-ниндзя», «Мишках Гамми», «Приключениях Чипа и Дейла» и «Чудесах на виражах», он участвовал в создании 30 аудиоспектаклей и книг. Главных ролей в кино у Александра Ленькова было не так уж много, но зрителям он запомнился своей добротой, где-то даже наивностью, а в конце карьеры огромной седой шевелюрой. Близкие и друзья знали его как человека высочайшей порядочности и честности. Всё, что он делал, он делал с любовью: работал, преподавал, устраивал праздники, заботился о жене и дочери. До последнего дня он любил не себя, а других.
Детство
Александр родился 17 мая 1943 года в Рассказове, что в 30-ти километрах от Тамбова и в 500-х – от столицы. Родители – Ольга Дмитриевна и Сергей Сергеевич были москвичами, но когда началась война, маму эвакуировали в Тамбовскую область, где и родился Саша. Он был врождённым интеллигентом: отец, инженер, работал в молодом тогда ракетостроении, мама была учительницей математики.
На школьном утреннике Саша играл Снегурочку. Школа, где он учился, находилась рядом с театром им. Моссовета, откуда однажды пришли помощники режиссёра искать мальчишку для спектакля. 10-летнего Сашу пригласили в театр, и он сыграл сына уборщицы в постановке «Студенты третьего курса». Одной из его партнёрш по сцене была звезда советского театра и кино Вера Марецкая. В то время никакого трепета театр у мальчика не вызвал, и в актёры он идти не собирался, а вот рисовать действительно любил, и хотел после школы поступать в архитектурный. Однако, узнав, что худрук театра им. Моссовета Юрий Завадский набирает студентов в студию при своём театре, несмотря на протесты родителей, отнёс документы туда.
Семья
Леньков нравился многим женщинам, первый на курсе женился, и очень часто холостые студенты собирались у них дома. Лену он знал, по сути, всю свою жизнь: она была младшей сестрой его одноклассницы. В этом возрасте три года – огромная разница, но Саша подружился со всей семьёй своей одноклассницы, и будущие супруги росли вместе. После того, как они поженились, Елена плакала, когда он уезжал на гастроли или на съёмку, словно провожала его на фронт. А он умудрялся заботиться о семье, даже будучи очень далеко от них: иногда он привозил с гастролей очень громоздкие вещи, которые могли пригодиться в хозяйстве дома или на даче. В 1969 году у них родилась дочь Катя, в которой Леньков просто души не чаял: он был настоящим сумасшедшим отцом. С женой он прожил полвека, и до конца своих дней оставался невероятно заботливым мужем и отцом.
Первые роли в кино
Ещё учась на предпоследнем курсе, Леньков снялся сразу в трёх картинах: в фильме Владимира Герасимова «Непридуманная история» он сыграл строителя электростанции Феликса Фонякова, который из-за своей любви едва не вылетел из комсомола. Роль была небольшая, но очень важная, и Леньков удостоился места в титрах, что для дебюта было очень хорошо. Вторым был фильм Яна Фрида и Максима Руфа «Весенние хлопоты», где Леньков играл физика Радика.
«Ключи от неба»
Всесоюзно известным Леньков стал после того, как сыграл солдата-ракетчика Семёна Лагоду в комедии Виктора Иванова «Ключи от неба». Сюжет фильма напоминал очень популярные «Максима Перепелицу» и «Солдата Ивана Бровкина»: шалопай попал в армию и стал человеком.
Фильм я посмотрел в кино, его почти всегда показывали по телевизору 19 ноября в день ракетных войск и артиллерии. Леньков мне нравился. Ещё больше он мне стал нравиться после того, как в 10-м классе к нам пришёл учитель истории. Он был старше нас лет на пять, и даже не имел диплома – он учился на последнем курсе университета, и, после того, как от нас в январе ушла прежняя историчка, а экзамен по истории никто не отменял, его как-то сумели устроить в школу, зачтя пять месяцев как практику. Парень он был совершенно замечательный, моментально нашёл контакт с классом, меня научил критическому мышлению, объяснив, что ничего нельзя принимать на веру. Но главное для этого повествования, он был очень похож на Ленькова.
Твист
Родители помогали Ленькову и его жене, но денег вечно не хватало, и он вместе с однокашницей Маргаритой Тереховой устроился на подработку в московскую филармонию: вдвоём они зажигательно отплясывали модный в то время твист. Но на выпускных экзаменах им влепили тройки, поскольку твист был признан чуждым. Тем не менее, в 1965 году Завадский распределил и Терехову и Ленькова в труппу театра им. Моссовета, и Леньков хранил верность этому театру почти полвека, хотя главных ролей у него было не так уж много, но он никогда не интриговал, чтобы получить роль. В спектакле «Театр Гарсиа Лорки» Леньков он не только исполнил главную роль Кристобаля, но придумал и нарисовал все декорации. Он очень любил импровизации, но это не было авантюрой, он всегда всё продумывал и тщательно готовил.
Мастер на все руки
В СССР царил дефицит всего, и если не удавалось что-то купить, Леньков делал всё сам: мебель дома и на даче, машину ремонтировал. Когда в реквизите для спектакля чего-то не хватало, шли к Ленькову. Он шил для актёров джинсы и даже невероятно модные после фильма Клода Лелюша «Мужчина и женщина» дублёнки. Его семья и друзья щеголяли в совершенно невероятных авторских нарядах, и все думали, что это привезено из Парижа или Милана. Да и сам он был настоящим пижоном: одевался элегантно и с большим вкусом. Если бы он не стал актёром, скорее всего, нашёл бы себя в конструировании одежды.
«Дайте жалобную книгу»
Эльдар Рязанов обратил внимание на Ленькова, увидев его танцующего твист в массовке спектакля по пьесе польского драматурга Тадеуша Кожушника «Сверчок». Рязанов позвал Ленькова на небольшую роль руководителя молодёжного ансамбля очкарика Павлика в свою картину «Дайте жалобную книгу» по сценарию Александра Галича, и он согласился. Фильм получился средний, но музыкальные номера и танцы были на уровне.
«Ждём тебя, парень»
У Ленькова началась бурная актёрская жизнь: спектакли, съёмки, гастроли. Телефон в его квартире звонил постоянно. В 1971-м в Ташкенте на съёмках картины Равиля Батырова «Ждём тебя, парень» Леньков подружился с актрисой Мариной Неёловой, для которой это был четвёртый фильм. Они постоянно дурачились в перерывах: Неёлова изображала Анастасию Вертинскую, Татьяну Доронину и даже Олега Даля. Эти уморительно смешные пародии так впечатлили Ленькова, что он предложил Марине показаться Завадскому, но, несмотря на его протекцию, взяли её лишь со второго раза. Прослужив в этом театре три года, Неёлова перешла в «Современник», где играет по сей день.
Ленькова звали в цирк работать в жанре театрально-драматической клоунады, но он не пошёл. Однако на манеж он всё-таки вышел в картине режиссёра из ЧССР Олдржиха Липского «Соло для слона с оркестром», где играл буфетчика Алёшу. Помогала ему выпускница циркового училища «кавказская пленница» Наталья Варлей.
«По секрету всему свету»
Папу Дениски Кораблёва в фильме Игоря Добролюбова «По секрету всему свету» по книге Виктора Драгунского Леньков согласился играть, во-первых, потому что считал, что лучше этого писателя детей мало кто понимает, и, во-вторых, так хотела 7-летняя Катя. Леньков вообще любил кино для детей и часто снимался в сказках и детских фильмах.
Дача
В посёлке Жаворонки, в том самом, где был домик у МУРовца Пети Соловьёва из «Места встречи изменить нельзя», были дачи у нескольких артистов театра им. Моссовета. Кто-то повесил на ворота дачи Ленькова табличку: улица Ленькова, дом 17/5 – это дата его рождения. Леньков очень любил этот посёлок и этот свой дом, и старался бывать там почаще, но из-за плотного графика это не всегда удавалось. Частенько, приехав на дачу, он, вместо того, чтобы заниматься своим домом, помогал соседям: он мог заботиться и радовать не только своих родных и близких, но всех, кто встречался ему на жизненном пути.
В Жаворонках Леньков завёл традицию поздравлять детей с Новым годом. Он делал настоящее шоу: писал сценарий, готовил постановку, строил декорации. Однажды, чтобы Дед Мороз явился внезапно, огромного актёра Леонида Ефтифьева закопали в снег, он там лежал почти час, а на снежном холмике топтались родители и дети. Когда на зов: «Дедушка Мороз, выходи!» из сугроба вылез Ефтифьев, ошеломлены были все.
Преподаватель
К самодеятельным спектаклям для окрестной ребятни Леньков готовился, словно это была премьера в родном театре. Он был очень пунктуален, и, когда в 2000-м его пригласили преподавать во ВГИК, этому же учил своих студентов. Он набрал на свой курс тех, кого хотел сам. Как-то раз его ученики сильно опоздали на репетицию, и он поставил на стол коробку, куда опоздавшие должны были класть деньги – штраф за опоздание. Потом эти штрафы шли на организацию творческих вечеринок.
Став педагогом, он приглашал студентов к себе домой, перед занятиями кормил их, вечно голодных, всякими вкусностями: он хотел стать для них не просто наставником, но и родным человеком, и студенты его просто обожали.
В сентябре 1977-го журнал «Советский экран» решил обсудить со своими читателями фильм Тимура Золоева «Отпуск, который не состоялся». Автор статьи Татьяна Кеймах в пух и прах разнесла фильм, но хвалила Ленькова, сыгравшего роль Андрея Ухтомского, хотя кроме него в картине снимались Евгений Лебедев, Андрей Мягков и Михаил Жигалов. В 1980-м Леньков стал Заслуженным артистом РСФСР, а звание Народного получил уже в новой России в 1997-м.
«Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»
На пробы фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» пришло очень много мальчишек, но никто из них режиссёра Владимира Аленикова не устроил. Ситуацию спас хореограф картины Владислав Дружинин, предложивший попробовать своего сына Егора. Так был найден Петя Васечкин. Егор привёл на пробы своего друга Диму Баркова, которого Алеников утвердил на роль Васи Петрова. Леньков играл в фильме одну из главных ролей странного дворника, который постоянно менял облик и одежду. Дети попросили Ленькова научить их жонглировать, он показал им, как это делать, и потом они любую свободную минуту пытались жонглировать всем, что попадёт под руку.
«Пчёлка»
Спектакль театра им. Моссовета «Пчёлка» по одноимённой сказке Анатоля Франса был снят телевидением 40 лет назад. Ленькову приклеили огромный нос, бороду и парик, сделали пузико, и он играл короля гномов Лока, влюблённого и трогательного. Это было какое-то странное существо – получеловек, полуэльф, обуреваемый неразделённой любовью. В финальной сцене, когда Лок расставался со своей любовью, взрослые рыдали, а дети не хотели уходить из зала. С возрастом Леньков отрастил длинные седые волосы, и ему уже парик клеить не нужно было.
«Зимняя вишня»
Пригласив Ленькова в «Зимнюю вишню», Игорь Масленников дал ему полную свободу, попросив лишь об одном: его герой должен быть зажатым, состоящим из одних комплексов, и бесцеремонным одновременно. Леньков придумал ход: он принёс с собой видавшие виды тапочки, а потом стал старательно, похрюкивая от удовольствия, обсасывать куриные косточки. Эффект превзошёл все ожидания: в кадре сидело ничтожество. Нелепый, одинокий, никому, даже себе не нужный Вениамин, стал одной из лучших ролей Ленькова: он был столь убедителен, играя закоренелого холостяка, пытающегося устроить свою личную жизнь, что многие зрители решили, что и сам Леньков такой же, ведь в то время никто не знал, что он давно и счастливо женат, что у него почти уже взрослая дочь.
«Маленькая Вера»
В городе Жданов на берегу Азовского моря Василий Пичул снимал свой, ставший, пожалуй, самым скандальным за всю историю советского кино фильм «Маленькая Вера», по ходу действия которого имя Вера превращалось в нарицательное. Ленькову было 45, на съёмки он привёз 18-летнюю дочь Катю. Ей дымящий трубами суровый город очень не понравился, после дома было неуютно в убогом гостиничном номере без удобств. Отец оставил Катю в номере, а сам убежал на разведку, и, вернувшись с нехитрыми покупками – на дворе был почти голодный 1987 год – рассказал, как быстрее пройти к морю, где рынок, где какие магазины, и куда можно ходить, а куда не нужно. Дочь с отцом на съёмки ездила часто: он брал её с собой, когда она была ещё совсем маленькой, и жена легко отпускала Катю с мужем. Он брал из дома электрокипятильник и кастрюльку, и, имея этот нехитрый кухонный набор, мог приготовить всё, что угодно. Чтобы не унывать, он просто находил себе какое-то занятие.
Спектакли в театре, гастроли, антрепризы, съёмки в кино, ВГИК – его дни были расписаны по минутам. Это был образ жизни – практически круглосуточная занятость. Жена не то, чтобы мирилась с этим, она прекрасно понимала, что иначе он просто не сможет, и во всём мужа поддерживала, потому что была уверена, что, несмотря на адскую загруженность, они с дочерью всегда были и будут главными людьми в жизни Ленькова, что всё это он делает ради них. Елена абсолютно доверяла ему, создала мощный тыл, и делала так, чтобы ему хотелось домой и на дачу, а он никогда не давал поводов для подозрений.
Некоторые роли давались Ленькову с большими муками. В фильме Ричарда Викторова «Отроки во вселенной», где Леньков играл робота, резиновые костюмы сидели на исполнителях так плотно, что снять их без посторонней помощи было невозможно: у них не было ни застёжек, ни молний, костюмеры зашивали их прямо на актёрах. Фильм «Тайна Снежной королевы» Николай Александрович снимал в Крыму, и Леньков изнывал от жары так же, как его герой Снеговик.
«Феликс и его любовь»
В конце 80-х советское кино рухнуло, а российское пребывало в зачаточном состоянии. Многие актёры, чтобы заработать, готовы были сниматься где угодно и у кого угодно, но переживали они это как драму, считали падением. Линьков отнёсся к такой перемене в жизни спокойно: он продолжал работать в театре, снимался в кино, озвучивал мультфильмы, иностранные картины и компьютерные игры.
За 69 лет он практически не бывал у докторов, но в ноябре 2013 года ему пришлось это сделать. Операция прошла успешно, но метастазы распространились дальше. Леньков долгое время скрывал, что ему становится всё хуже и хуже. В эти дни рядом с ним были только жена и дочь. Он даже к телефону не подходил.
Последний раз в кино Леньков сыграл главную роль в короткометражке Евгения Корчагина «Феликс и его любовь». По странному стечению обстоятельств, героев его первого и последнего фильмов звали одинаково, только возраст отличался на 50 лет. По сценарию уже очень пожилой человек ушёл от любимой жены лишь потому, что понял: она любит другого, и не хотел мешать её счастью. Озвучивал роль Леньков за две недели до смерти, и это был настоящий профессиональный подвиг. Поехать в тон-студию он уже не мог, и группа приехала к нему домой. 14 апреля 2014 года Александр Леньков умер. Ему было 70 лет.