Культовый фильм ужасов «Нечто» — как сделано кино и почему это умный фильм?

Фильм «Нечто» рассказывает о группе американских учёных, находящихся на исследовательской станции в Антарктике. Они сталкиваются со странной ситуацией: несколько других учёных с норвежской станции загоняют собаку и пытаются её застрелить. Дойдя до места, где находились главные герои, они ведут себя совершенно неадекватно и из-за языкового барьера у них так и не выходит объяснить зачем они пытаются избавиться от собаки, так что в ходе самообороны наши герои их убивают, а собака попадает на станцию. Позже оказывается, что это совсем не обычная собака, когда она превращается в чудовище, нападает на других псов и на главных героев. Они понимают, что столкнулись с организмом, который способен копировать облик чего угодно, а значит любой из главных героев уже может быть монстром.

Постепенно между персонажами нарастает напряжение и нам, как зрителям, также хорошо передаётся ощущение паранойи. Неоднократно мы видим кадры, в которых нам показывают типичный быт героев, в который вмешивается что-то, чего мы пока не видим. Благодаря операторской работе, мы можем наблюдать жизнь ничего не подозревающих учёных со стороны и начинаем понемногу чувствовать паранойю. Этому способствует и поведение собаки. Дрессировщики с ней очень хорошо поработали, так что иногда она начинается восприниматься как отдельный персонаж. Тут надо отдать должное и режиссуре Карпентера. Она ходит по станции и заходит в разные комнаты, нагнетающая музыка здесь создаёт тревожное ощущение, и некоторые кадры даже демонстрируют реакцию собаки на определённые события. В одной из сцен она мирно лежит, а когда со станции взлетает вертолёт на разведку станции норвежцев, начинает играть та самая музыка и собака с интересом за ним наблюдает, будто знает зачем он летит и куда. И также она с интересом смотрит за возвращением персонажей обратно, ей будто интересно узнать, нашли ли она там что-то.

Однако, конечно, все тайны насчёт этого пса раскрываются, когда в знаменитой сцене он превращается в культовое чудовище. Далее не только мы, как зрители, чувствуем паранойю, но и все персонажи больше не могут как раньше спокойно отдыхать по своим комнатам, расслабленно покуривать, играть в карты и вместе играть в бильярд. На усиление ужаса здесь работает и то, как обустроен интерьер на их исследовательской станции. Если не давать нужный контекст, то некоторые комнаты вполне можно принять за комнаты в обычной квартире. Чтобы буквально не сойти с ума и поддерживать нормальное психическое состояние они обустроили здесь всё, как дома: интерьер, бильярд, игровой автомат, музыка, телевизор, есть гитара и целый бар. Сами персонажи держат при себе что-то напоминающее о доме, например, Макриди, главный герой, носит ковбойскую шляпу, а местный чернокожий повар слушает любимую «чёрную» музыку. Они привыкли ко всему этому и уже даже начали скучать, потому что из-за отсутствия связи с внешним миром они застряли здесь на более долгий срок, чем изначально планировалось.

Они уже даже не работают, а буквально скучают здесь. И когда начинается весь ужас, это оказывает на них и на зрителя сильнейший эффект. Уже ставшая родной обстановка рушится и сменяется ужасом, который не хотелось бы переживать и в любой другой ситуации. А здесь им даже некуда убежать. В знакомых лицах никто больше не видит друзей или коллег, нарастает напряжение и недоверие, зона комфорта и безопасности полностью разрушается. Для меня именно в этом разрушении герметичной уютной атмосферы и кроется весь ужас этого фильма. Особенно запомнился момент, когда один из героев выбегает на улицу перед тем, как его сожжёт Макриди из огнемёта. Другой персонаж останавливает главного героя и говорит «это ведь мой друг, я знаю его 13 лет». Здесь я чувствовал всю горечь, непонимание, и ужас в словах этого персонажа, ведь всё из абсолютно нормального быта превратилось в настоящий кошмар.

Фильм «Нечто» очень хорошо строит атмосферу паранойи и недоверия. Отличный культовый саундтрек Эннио Морриконе, шикарные практические спецэффекты Роба Боттина, который до сих пор не выглядят устаревшими, и режиссура Джона Карпентера по-настоящему хорошо сработали вместе, получилось создать уникальный герметичный ужас, который запомнился зрителям на десятилетия вперёд. И хотя на момент выхода фильма его не очень хорошо встретили и он не получил хороших денежных сборов, уже к концу 80-х это кино начало обретать свой культовый статус и сейчас это признанная классика ужасов.

Load More Related Articles