Фильм «Курьер» Карена Шахназарова вышел на экраны 29 декабря 1986 года. Он ознаменовал начало новой эпохи в советском кино, а также вызвал бурные обсуждения. Часть зрителей, увидев актуальные проблемы подростков, полюбили эту ленту и сделали ее хитом. Другие же с опаской отнеслись к главному герою, считая его потерянным и бессердечным, а его образ – вредным для подрастающих поколений.
В 1982 году в журнале «Юность» опубликовали одноименную повесть Карена Шахназарова. Публикация стала популярной, и вскоре режиссеру начали приходить письма от молодых людей, восхищенных тем, как точно в «Курьере» передана жизнь подростков.
«Надо сказать, что у нее был определенный успех. Меня это тогда очень поддержало. Но я не собирался «Курьера» экранизировать. Я себя большим писателем не считаю, но литературу, какая бы она ни была, все равно надо переводить на язык кино. И в тот момент мне было это неинтересно», — вспоминал Шахназаров.
Однажды юный режиссер Андрей Эшпай обратился к Шахназарову насчет экранизации его повести. Карен Георгиевич был не против, но худсовет киностудии имени Горького счел, что фильм будет «клеветой на советскую молодежь» и отказал в съемках.
Однако с приходом к власти нового генсека позиция худсовета изменилась – Шахназаров получил предложение от «Мосфильма» стать режиссером экранизации «Курьера» и, конечно, его принял. Шахназаров признавался, что был очень удивлен решением студии и посчитал, что ему просто повезло. «Мне кажется, сказалось то, что как раз в этот момент пришел Горбачев. Он еще не объявил перестройку, но какое-то “потепление” уже чувствовалось», — отметил режиссер.
В условиях перестройки общество стремительно менялось. На фоне перемен Шахназаров и сценарист Александр Бородянский решили придать главному герою более современный характер и усилить конфликт «отцов и детей». Доработке подверглась и финальная часть: в повести герой размышляет о быстротечности времени, а в фильме он встречается с солдатом, вернувшимся из Афганистана. Режиссер отметил, что это изменение позволило глубже передать ощущение неопределенности и тревоги главного героя о своей жизни и судьбе страны.
На пробах выделялись Алена Хмельницкая и Дмитрий Певцов, но Шахназаров видел в главных ролях «обычных» подростков, а не актеров с опытом. Он стремился сделать так, чтобы они не играли, а «жили» в кадре. Однако поиски не приносили результата. Тогда оператор Николай Немоляев предложил на роль Кати свою дочь Анастасию. Она успешно прошла пробы, а затем порекомендовала режиссеру рассмотреть кандидатуру своего знакомого Федора Дунаевского. Девушка охарактеризовала его как «забавного и странного», что идеально подходило для образа Ивана.
По воспоминаниям Шахназарова, худсовет был категорически против Дунаевского из-за отсутствия у него актерского опыта. Но благодаря тому, что у режиссера уже была репутация, ему удалось отстоять кандидатуру своего фаворита. «Мне сказали: бери под свою ответственность. Я сперва и сам колебался, но в первый съемочный день сомнения прошли. Заглянул в камеру и понял: это то, что нужно», — рассказывал режиссер.
Юная актриса Анастасия Немоляева запомнилась зрителям не только актерской игрой, но и яркой внешностью. После премьеры поклонники не давали ей прохода. Как рассказывала актриса, её караулили под окном и «заваливали» письмами. Для неё это был тяжелый период. Какое-то время она даже ходила по дому «на четвереньках», чтобы фанаты ее не заметили. Ажиотаж прекратился только через несколько лет.
Исполнителя роли Коли Базина, Владимира Смирнова, Карен Шахназаров нашел случайно в детской комнате милиции, находящейся недалеко от «Мосфильма». Там режиссер специально искал типажи, чтобы реалистично показать жизнь подростков. По воспоминаниям Шахназарова, туда Смирнов попал из-за драки. Позднее выяснилось, что он уже состоял на учете. Когда Смирнова утвердили на роль, он привел своих друзей на съемочную площадку. Шахназаров решил оставить их в массовке.
После «Курьера» Володя Смирнов сыграл ещё в двух лентах, но, к сожалению, ему было не суждено стать профессиональным актером. По рассказам близких, в 1990-х парень состоял в одной из криминальных группировок, а потом его убили. Родным и друзьям Володя запомнился как добродушный и спокойный человек.
Несмотря на успех, фильм не избежал критики. Некоторые зрители считали, что режиссер картины Шахназаров не показывает варианты решения проблем, а напротив, представляет подростка с пустой, бессердечной душой как «героя нашего времени», который не способен на созидательные действия.
Кинокритик Юрий Богомолов отметил, что картина с одной стороны комедийная, так как в ней много забавных и смешных сцен, но с другой – «Курьер» получился очень даже драматичным. «Юность не то, чтобы прожита ошибочно, она просто не прожита. Милые славные юноши и девушки ее как бы переждали. Это-то и грустно. Нечего будет потом вспомнить», — отметил Богомолов.
Но вопреки критике, «Курьер» и поднятые в нем проблемы прошли проверку временем. Фильм по-прежнему пользуется популярностью среди молодежи, а персонаж Дунаевского стал интернет-мемом, которому посвящают целые сообщества в соцсетях. Герой остается актуальным, потому что его рефлексия и переживания свойственны и современным молодым людям.
«Думаю, все дело в том, что тема не стареет. Ведь это история о молодом человеке, который входит в мир и находится с ним в неизбежном конфликте. Ему надо завоевать свое место в этом мире, и это естественное состояние. Взросление всегда сопровождается противоречиями», — рассуждал режиссер.