Удивительно, что один из лучших отечественных фильмов о войне снят в 2008 году. Как рассказать молодому поколению о том страшном времени доступным языком? Только поместив героев «внутрь» великих и ужасных событий. «Мы из будущего» — фильм о прогрессе личности. Сомнительные «черные археологи» всего за несколько дней превращаются в настоящих героев. Инфантильный Чуха и циничный Спирт (хотя и тот в конце застрелил пару фашистов) — в меньшей степени, а Борман и особенно Череп — в большей. Трагический финал? Но если бы Филатов сотоварищи спасли Ниночку с политруком Карпенко, это был бы уже не серьезный фильм о великой Войне, а слащавый Голливуд. Ну, или «Гарри Поттер», где Гарри с Гермионой с помощью времяворота вызволяют гиппогрифа Клювокрыла и Сириуса Блэка. Однако, Андрей Малюков создал серьезный и суровый фильм о великой войне. Задачей авторов было показать ужас и трагедию тех страшных времен. И им это блестяще удалось.
«Так почему же ты, автор, выискиваешь нестыковки? Не лучше ли просто смотреть кино» — спросит читатель.
Во-первых, я как раз и смотрел кино, но когда наслаждаешься фильмом уже десятый или пятнадцатый раз, волей-неволей начинаешь обращать внимание на разные мелкие детали. Мне всегда интересно покопаться в кинематографическом процессе, в том, как снимали то или другое произведение искусства. А уж если это один из моих любимых фильмов, например, «Мы из будущего» — разобрать его «по косточкам» вдвойне приятнее.
Во-вторых, такие статьи пишутся именно для вас — читателей Дзен. Вы намного охотнее читаете про проколы и киноляпы, чем про какие-то психологические нюансы и столкновения характеров. Вы таковы, это не плохо и не хорошо, это данность, и я вынужден подстраиваться под ваши, именно под ваши запросы, чтобы алгоритм Дзен показал статью максимальному количеству читателей. Такие реалии.
А теперь к нестыковкам.
Итак, Спирт находит блиндаж. Смотрите, как серьезно его присыпало землей — так сразу и не обнаружишь.
Но уже в следующем кадре мы видим почти светлое помещение с уймой дыр и проломов. Совершенно неправдоподобно. Зато очень выигрышно с точки зрения кинематографии!
Борман натыкается на часы. Точно время на часах — 6:42. Из этого черные археологи делают вывод, что погибших в блиндаже завалило в 6:42. Однако, в помещении осталось огромное пустое пространство. Часы не были, как говорится, погребены под грудой земли. И поэтому должны были встать позже, когда закончился завод, но уж их остановка точно никак не связана со взрывом блиндажа. Повредились от попадания снаряда? Да ведь часы-то целехонькие.
Действие фильма происходит в 2008 году. Допустим, что погибшему Дмитрию Соколову в августе 42-го было 18 лет (хотя актер Сергей Мухин снимался в 22-летнем возрасте). Допустим, когда родился Дима, его матери тоже было лет 18. Даже в этом случае дата рождения старушки — 1906 год. В 2008-м ей должно было исполниться 102 года. Даже не говоря о том, что актрисе Тамаре Спиричевой 68, все равно сомнительно, чтобы 102-летняя бабушка гуляла по полям с бидоном молока.
У некоторых зрителей возник вопрос — а почему, когда герои стояли в штабе голые, никто не заметил свастику на руке у Черепа? Однако в телевизионной версии есть простое объяснение: Филатов посоветовал приятелю замазать свастику глиной. Из версии, предназначенной для кинотеатров, эпизод вырезали. Куда интереснее другой момент. На полянке Череп бритый.
Далее у героя неожиданно выросли волосы.
А через несколько минут Олега Васильева снова обрили. Видимо, пока четверка дрожала под проливным дождем.
Обратите внимание на дату на часах Филатова — 19 августа 1942 года. SUN — воскресенье. Но этот день был средой.
23 августа 1942 года — воскресенье. Филатов засек время до взрыва блиндажа — 1 час, 7 минут, 11 секунд.
Блиндаж завалило в 6:42. Еще раз взглянем на часы Бормана, уже непосредственно в момент взрыва.
Во-первых, как мы уже выяснили, 23 августа совсем даже не THU (четверг), а воскресенье. Во-вторых, если блиндаж взорвался в 6:42, стало быть, первый скриншот относится к 5:35. 23 августа солнце восходит в 5:15. Но такой мягкий и теплый свет, как за спиной Чухи, относится скорее к 16 — 17 часам вечера.
И еще несоответствие во времени. Герои обсуждали, что заветное озеро недалеко от лагеря красноармейцев. «До озера близко» — сказал Филатов. Между тем, военные все время пеняли нашей четверке, что озеро находится в непосредственной близости от немецких позиций. Операция по поимке языка проходила глубокой ночью и продолжалась, увы, недолго. Тем не менее, герои бегут в темное время суток,
но добираются до озера почему-то уже под утро. Хотя там бежать минут 10 — 15, не больше.
Особист в фильме совершенно ненатуральный. Какой-то добренький плюшевый мишка. Вспомните, например, героя Олега Табакова в фильме «Живые и мертвые».
Думается, что в реальной жизни всех четверых «гостей из будущего» моментально если бы уж не расстреляли, так точно направили в штрафбат.
А теперь два интересных момента. В начале фильма четверка проезжает мимо знаменитого Банковского моста в Санкт-Петербурге.
Это одно из самых красивых мест в Северной Столице.
Здесь снималось несколько других знаменитых кинокартин. В том числе «Невероятные приключения итальянцев в России».
И конечно же «Зимняя вишня».
А вот эта трогательная сцена в конце, когда Спирт несет на руках смертельно раненого Чуху,
явная отсылка к аналогичной сценке из «Бумера».
Вот такой замечательный фильм про войну сняли у нас в 2008 году.